ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2019 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Комиссаровой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимирбаевой О. И. к администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
Установил:
Тимирбаева О.И. обратилась в суд с иском к администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл о признании права собственности на жилой дом по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.
В обосновании требований указано, что в 1978 году жилой дом по адресу: <адрес> предоставлен семье родителей Тимирбаевой О.И. (в том числе на сестер истицы Тимирбаеву Ю.И., Савинову (Тимирбаеву) И.И., Гильмутдинову (Тимирбаеву) М.И.) по месту работы в КДП «Помары», с указанного времени истица проживает в доме. В связи с ликвидацией КДП «Помары» по акту передачи имущества № от ДД.ММ.ГГГГ КДП «Помары» передало матери истицы Ф.И.О. в постоянное бессрочное пользование указанный жилой дом. С момента смерти матери в 2011 году, живет в доме и несет расходы по его содержанию истица с несовершеннолетней дочерью Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отсутствие правоустанавливающего документа на дом препятствует истице в оформлении права собственности на него. В связи с тем, что в течение срока приобретальной давности правопритязаний со стороны иных лиц на дом не имелось, заявлены указанные требования.
В судебном заседании истица Тимирбаева О.И., ее представитель адвокат Купцов А.М. (по ордеру) требования поддержали, пояснили аналогичное изложенному в иске.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл не явился, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Тимирбаева Ю.И., Савинова (Тимирбаева) И.И. не возражали удовлетворению заявленных требований.
В судебное заседании третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Гульмутдинова (Тимирбаева) М.И., представители администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из частей 2, 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, жилой дом, площадью 65,9 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>. Сведения о правообладателе отсутствуют (л.д.8).
Свидетели Ф.И.О., Ф.И.О. в судебном заседании пояснили, что длительное время являются соседями истицы. В семидесятых годах прошлого столетия жилой дом по адресу: <адрес>, предоставлялся семье родителей Тимирбаевой О.И. (в том числе на сестер истицы Тимирбаеву Ю.И., Савинову (Тимирбаеву) И.И., Гильмутдинову (Тимирбаеву) М.И.) по месту работы в КДП «Помары», с указанного времени истица проживает в доме. С момента смерти матери Ф.И.О. в 2011 года, живет в доме и несет расходы по его содержанию истица с несовершеннолетней дочерью Ф.И.О. О том, чтобы кто-то претендовал на указанный дом, им не известно.
По акту передачи имущества № от ДД.ММ.ГГГГ КДП «Помары» с целью списания с баланса передало Ф.И.О. в постоянное бессрочное пользование жилой дом, с надворными постройками и приусадебным земельным участком (л.д.9).
Как следует из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ архивного отдела администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл СХА (к) «Помары» (до преобразования КДП «Помары») признано банкротом решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22 марта 2007 года (дело № А-38-2869-22/294-2006) (л.д.30).
Из архивной выписки № от ДД.ММ.ГГГГ из похозяйственной книги № за 2010-2014 годы администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл следует, что по лицевому счету № главой хозяйства является Ф.И.О., адрес хозяйства: <адрес>, члены хозяйства дочь Тимирбаева О.И., внучка Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дом 1975 года постройки, общей площадью 65,9 кв.м. (л.д.23).
В связи с отсутствием зарегистрированных прав на указанный жилой дом, регистрационное дело на данный объект недвижимости отсутствует (л.д.18, 28)
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 3, 4 статьи 234 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности на имущество в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору (п. 15).
Исходя из положений пункта 1 статьи 234 ГК РФ потенциальный приобретатель должен доказать факт добросовестного, открытого, непрерывного владения имуществом, имеющим собственника, как своим собственным в течение 15 лет. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Принимая во внимание вышеприведенные по делу доказательства, отсутствие доказательств об иных обстоятельствах, зарегистрированных прав на жилой дом по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу, что в силу положений статьи 234 ГК РФ, с учетом установленного добросовестного, открытого, непрерывного владения жилым домом, как своим собственным в течение срока приобретательной давности истицей, последняя вправе приобрести в собственность указанный жилой дом.
Статьями 11, 12 ГК РФ закреплено, что защита гражданских прав может быть осуществлена в суде путем признания права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
С учетом разъяснений пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", применяя положения пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 9 319 рублей, отсрочка по уплате которой предоставлялась до вынесения судом решения, подлежит взысканию с истицы в местный бюджет.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
Решил:
Исковые требования Тимирбаевой О. И. к администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать право собственности за Тимирбаевой О. И. на жилой дом, площадью 65,9 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.
Взыскать с Тимирбаевой О. И. в доход бюджета ГО «Город Волжск» государственную пошлину в сумме 9319 (девять тысяч триста девятнадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Р.Глухова
Решение принято в окончательной форме:
11 декабря 2019 года