ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении <НОМЕР>
29 июня 2017 года село Красный Яр Мировой судья судебного участка № 145 Красноярского судебного района Самарской области Арефьева Н.В. (Самарская область, Красноярский район, село Красный Яр, улица Кооперативная, дом 107, кабинет 5), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридическоголица - Общества с ограниченной ответственностью «Хрипунов и К», ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС><АДРЕС>
УСТАНОВИЛ:
Из постановления прокурора <АДРЕС> району города <АДРЕС> области старшего советника юстиции <ФИО1> о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2> следует, что Прокуратурой <АДРЕС> района г. <АДРЕС> совместно со специалистами отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по г. <АДРЕС> установлено, что <ДАТА3> с 13 часов 00 минут по 14 часов 00 минут и <ДАТА4> с 12 часов 00 минут по 14 часов 00 минут в городе <АДРЕС> на участке дорожного покрытия улицы <АДРЕС> от пересечения с улицы <АДРЕС> до улицы <АДРЕС> города <АДРЕС>, в нарушении пункта 13 ОП ПДД РФ, ГОСТа Р 50597-93 пункт 3.1.2, ООО «Хрипунов и К» не обеспечена безопасность дорожного движения при реконструкции (содержании) дорог областного значения и элементов обустройства.
Своим бездействием ООО «Хрипунов и К» совершило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, то есть административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица - генеральный директор ООО «Хрипунов и К» Хрипунов С.Г. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д. 52), направил представителей, действующих по доверенности, Курдюмову О.В. (доверенность <НОМЕР> от <ДАТА5>), Тумаева Д.В. (доверенность от <ДАТА6>). ООО «Хрипунов и К» представили письменный отзыв на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2>. С постановление согласны частично. Просили учесть, что ООО «Хрипунов и К» административной ответственности по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ не привлекалось, на момент составления постановления все нарушения, указанные в постановлении, которые приняли, были устранены в полном объеме, тем самым общество предотвратило вредные последствия административного правонарушения, ООО «Хрипунов и К» ведет реконструкцию дороги к Чемпионату мира по футболу. Просили снизить административный штраф, ниже низшего, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, ограничиться предупреждением либо наложить административный штраф в размере 30 000 рублей. Тумаев Д.В. поддержал позицию представителя Курдюмовой О.В..
Помощник прокурора Кировского района города Самара Гончаренко А.М., предоставивший служебное удостоверение <НОМЕР> в судебное заседание явился, поддержал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Хрипунов и К».
Выслушав представителей юридического лица ООО «Хрипунов и К» Курдюмову О.В., Тумаева Д.В., помощника прокурора Кировского района города Самара Гончаренко А.М., изучив материалы дела, мировой судья приходит к следующему выводу.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются непринятием мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения. Субъективная сторона правонарушений может выражаться в форме умысла или неосторожности.
Из материалов дела следует, что <ДАТА2> Прокуратурой <АДРЕС> района г. <АДРЕС> совместно со специалистами отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по г. <АДРЕС> <ДАТА3> с 13 часов 00 минут по 14 часов 00 минут и <ДАТА4> с 12 часов 00 минут по 14 часов 00 минут в городе <АДРЕС> было проверено исполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения в ООО «Хрипунов и К» на участке дорожного покрытия улицы <АДРЕС> от пересечения с улицы <АДРЕС> до улицы <АДРЕС> города <АДРЕС>.
В судебном заседании установлено, что между Министерством транспорта и автомобильных дорог <АДРЕС> области (заказчиком) и ООО «Хрипунов и К» (подрядчиком) заключен государственный контракт от <ДАТА10> <НОМЕР> на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <АДРЕС> области улица <АДРЕС> (<АДРЕС>) в г.о. <АДРЕС> (л.д. 31-47).
Выявлено, что ООО «Хрипунов и К» в рамках исполнения государственного контракта от <ДАТА10> <НОМЕР> разработаны и согласованы с Минтрансом <АДРЕС> области схемы организации дорожного движения в районе улицы <АДРЕС> города <АДРЕС>, которые проверены Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по <АДРЕС> области.
Согласно пункту 3.2 раздела 3 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, знак дорожный (далее знак) - это устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктови других объектов.
В силу пункта 5.1.8 раздела 5 ГОСТ Р 52289-2004, расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть: от 1,5 до 3,0 м - при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов (рисунок В. 1а), от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах (рисунок В. 16); от 0,6 до 1,5 м - при установке на приподнятых направляющих островках, приподнятых островках безопасности и на проезжей части (на переносных опорах); от 5,0 до 6,0 м - при размещении над проезжей частью. Знаки, размещенные на пролетных строениях искусственных сооружений, расположенных на высоте менее 5,0 м от поверхности дорожного покрытия, не должны выступать за их нижний край.
Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.
Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей: знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; знаки особых предписаний; запрещающие знаки; информационные знаки; знаки сервиса.
На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой.
В нарушение вышеперечисленного законодательства, работниками ООО «Хрипунов и К» на реконструируемом участке улица <АДРЕС> (д. 29, 37, 39, 43) в районе пересечения с улицей <АДРЕС> города <АДРЕС> дорожные знаки 1.25 «Дорожные работы» и 3.1 «Въезд запрещен» ПДД установлены непосредственно на дорожном покрытии и обочине.
Пунктами 3.51, 3.52 раздела 3 ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация, введенного в действие Приказом Росстандарта от <ДАТА12> <НОМЕР>, предусмотрено, что тумба дорожная - это элемент обустройства автомобильной дороги, относящийся к направляющим устройствам и техническим средствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Устройства направляющие - это технические средства, предназначенные для зрительного ориентирования участников дорожного движения.
Вопреки означенным требованиям законодательства, работниками ООО «Хрипунов и К» на реконструируемом участке улицы <АДРЕС> (д. 29, 37, 39, 43) в районе пересечения с улицей <АДРЕС> города <АДРЕС> водоналивные тумбы разбиты, а в некоторых местах и вовсе отсутствуют.
Также на данных участках улицы <АДРЕС> на пересечения с улицей <АДРЕС> города <АДРЕС> частично отсутствуют фонари красного цвета в зоне производственных работ, предусмотренные указанными схемами организации дорожного движения.
Аналогичные нарушения выявлены на реконструируемом участке улицы <АДРЕС> в районе пересечения с <АДРЕС> города <АДРЕС>, где разбиты и частично не установлены водоналивные тумбы, отсутствуют фонари красного цвета в зоне производственных работ.
Из пунктов 3.1.1, 3.1.2 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от <ДАТА13> <НОМЕР> (далее ГОСТ Р 50597-93), следует, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В свою очередь, игнорируя данные требования, работниками ООО «Хрипунов и К» не обеспечена безопасность дорожного движения при реконструкции (содержании) дорог областного значения и элементов обустройства, в том числе, на участках улицы <АДРЕС> на пересечении с улицей <АДРЕС> г. <АДРЕС> в районе д. 27 - 45 к. 1 (ул. <АДРЕС>, а именно: выявлены наличия повреждений дорожного покрытия (выбоины), превышающие предельные размеры: длиной - 1,9 м, шириной - 1,45 м, глубиной - 0,1 м; длиной - 1,88 м, шириной - 1,3 м, глубиной - 0,7 м.
Аналогичные нарушения выявлены на участках дорожного покрытия от дома 43 по улице <АДРЕС> до дома 210 по улице <АДРЕС> где размеры повреждений дорожного покрытия составили: длиной - от 1,1 м до 2,3 м, шириной - 1,9 м, глубиной - 0,1 м, в районе дома 149 Б по улице <АДРЕС> города <АДРЕС> глубина выбоин от 0,8 м до 0,11 м.
Данный факт свидетельствует о самоустранении от выполнения должностных обязанностей работниками ООО «Хрипунов и К», ненадлежащем контроле за деятельностью подчиненных со стороны руководства организации, а также постоянном игнорировании требований законодательства, что создает благоприятные условия для дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью людей.
Вина юридического лица ООО «Хрипунов и К» в совершении вменяемого ему административного правонарушения, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА2> (л.д. 6-9), решением о проведении проверки от <ДАТА14> (л.д. 10), актом проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа местного самоуправления от <ДАТА4> (л.д. 11-12), государственным контрактом <НОМЕР> от <ДАТА15> (л.д. 23-31), свидетельством о внесении записи в ЕГР юридических лиц (л.д. 33), свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (л.д. 32), уставом ООО «Хрипунов и К» (л.д. 34-38), решениями единственного участника ООО «Хрипунов и К» (л.д.40,41), приказом от <ДАТА16> (л.д.42), фотодокументами (л.д. 13-22), иными материалами дела, которые суд считает допустимыми и относимыми доказательствами по делу.
Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности, мировой судья приходит к выводу о том, что виновность ООО «Хрипунов и К» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в судебном заседании нашла свое подтверждение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическом лицом ООО «Хрипунов и К» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законом обязанностей, не представлено.
Довод представителя о замене административного штрафа предупреждением, так как общество имеет статус субъекта малого предпринимательства, имущественный ущерб не причинен, отсутствуют сведения о причинении вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также о существовании угрозы техногенного характера, не является основанием для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, исходя из характера совершенного правонарушения, объектом которого служит безопасность дорожного движения.
Как следует из части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, и в случае выявления данного административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля.
Согласно приведенной нормы закона замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение является правом, а не обязанностью судьи, органа либо должностного лица, уполномоченного разрешить дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание что на момент рассмотрения дела все нарушения устранены, а также, что юридическое лицо находится в тяжелом финансовом положении, наличие кредитных обязательств, выполнение государственного контракта, назначая административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, предусмотренном санкцией частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
Таким образом, установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Хрипунов и К» в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усматривается. В соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ смягчающими административную ответственность обстоятельствами суд признает: совершение правонарушения ООО «Хрипунов и К» по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ впервые, на момент составления постановления все нарушения, указанные в постановлении, которые приняли, были устранены в полном объеме, тем самым общество предотвратило вредные последствия административного правонарушения, значимость объекта по реконструкции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Хрипунов и К», ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, зарегистрированное по адресу: <АДРЕС><АДРЕС> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применить положение части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Реквизиты для оплаты штрафа
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Оригинал квитанции об оплате административного штрафа представить на судебный участок № 145 Красноярского судебного района Самарской области. Мотивированное постановление изготовлено 29 июня 2017 года. Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Красноярский районный суд Самарской области через мирового судью судебного участка № 145 Красноярского судебного района Самарской области. Мировой судья Арефьева Н.В.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>