52RS0053-01-2019-000657-81 Дело № 2-549/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Урень 26 декабря 2019 года
Уренский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Крутовой О.В.
при секретаре Корягиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загайновой Ю. В. к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Загайнова Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, указывая, что она относится к категории лиц детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Решением Уренского районного суда от 04 ноября 2004 г. ее родители Козлова Т.В. и отец Загайнов В.Н. лишены родительских прав.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, где проживала семья истца, и она была зарегистрирована, пришло в негодность для постоянного проживания, что подтверждается актом обследования помещения № от 22.07.2011г. и заключением межведомственной комиссии.
Постановлением администрации Уренского муниципального района № от 27.09.2011г. истец поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении по договору социального найма. Ответчиком гарантировано право на внеочередное получение жилья не ниже нормы, предусмотренной ст.50 ЖК РФ.
Постановлением администрации Уренского муниципального района № от 24.08.2012г. Вершинина Р.Е. назначена приемным родителем с 21.08.2012г.
В связи с достижением 18 летнего возраста постановлением администрации Уренского муниципального района №824 от 06.09.2018г. снята опека в отношении истца со стороны Вершининой Р.Е.
Выпиской, предоставленной начальником управления образования, подтверждено, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Уренского муниципального района Нижегородской области по состоянию на 27.09.2019 года.
Таким образом, по настоящий момент независимо от того, что истец находится в вышеуказанных списках ему жилое помещение не предоставлено. Гарантированное законом право на получение жилого помещения им не реализовано. Имеются установленные законом основания для возложения на администрацию Уренского муниципального района обязанности по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения в г. Урень Уренского района Нижегородской области по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
На основании вышеизложенного, истец просит обязать администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области предоставить истцу, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Урень Уренского муниципального района Нижегородской области, с учетом нормы предоставления не менее 14 кв. м на 1 человека и находящееся в черте населенного пункта г. Урень Уренского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании истец Загайнова Ю.В. исковые требования поддержала и пояснила, что она относится к категории лиц детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Мать и отец истца в отношении нее были лишена родительских прав. За ней сохранялось жилое помещение по адресу: д<адрес>, но оно сгорело. Она включена в список на предоставление жилого помещения. Она проживет с мужем в доме его родителей. Они ее в нем на регистрационный учет не ставят. Скоро она должна родить ребенка, но его негде прописать, т.к. у нее нет своего жилого помещения.
Представитель ответчика - Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Шарова Т.А., действующая на основании доверенности № от 21.01.2019г., с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что согласно положениям Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области", однократно предоставляются по месту выявления и первичного устройства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со статьей 1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 125-3 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан" государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, установлен статьей 15 " Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области". Загайнова Ю.В., 05.09.2000 года рождения, включена в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и в настоящее время состоит под номером 54. Однако, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: понятие предоставление жилого помещения вне очереди утратил силу с 1 января 2013 года. Пунктом 1.5 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области 28.05.2010 № 315 (далее - Положение) при предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем:- для детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включенных в список детей - сирот в возрасте от 14 до 23 лет, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, включенных в список детей-сирот в возрасте до 18 лет; - для детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещении по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, включенных в список детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет - дата принятия решения о признании факта невозможности проживания. Таким образом, право Загайновой Ю.В. на обеспечение ее жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не нарушено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Кроме того, программа на 2019 год уже закрыта, документы сданы. Самостоятельно приобрести жилое помещение у Администрации Уренского района нет финансовых средств.
Проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990) – 1. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Загайнова Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Уренского районного суда от 04.11.2004 года о лишении ее матери Козловой Т. В. и отца Загайнова В. Н. родительских прав.
Загайнова Ю.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Уренского муниципального района Нижегородской области.
Жилое помещение истцу Загайновой Ю.В. до настоящего времени не предоставлено.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно пункту 1.6. Положения, органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями Нижегородской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, формируют и ведут списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в порядке, установленном Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 1.2. Положения при предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем.
Согласно пункту 1.4. Положения, предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
Содержащееся в приведенных нормах указание на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и обеспечение жилыми помещениями с учетом даты наступления оснований для обеспечения жильем, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Нормативные акты, регламентирующие обеспечение жильем указанной категории граждан, не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения, что предполагает незамедлительную реализацию такого права после его возникновения. Поэтому с момента достижения истца совершеннолетия при включении ее в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из вышеуказанного, суд приходит к выводу об обязании Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области предоставить Загайновой Ю. В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории Уренского муниципального района Нижегородской области, с учетом нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Загайновой Ю. В. к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области предоставить Загайновой Ю. В. благоустроенное жилое помещение с учетом нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям соответствующего населенного пункта на территории Уренского муниципального района Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Уренский районный суд Нижегородской области.
Судья: подпись О.В. Крутова
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2019 года.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья О.В. Крутова