Дело № 5-34/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Онега 29 января 2018 г.
(постановление в полном объёме
изготовлено 31 января 2018 г.)
Мировой судья судебного участка № 1 Онежского судебного района Архангельской области Дейнекина Е.Г., рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.9 ч. 3 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении главы МО «Онежский муниципальный район» ГРИШИНА <ФИО1>
установил:
Гришин И.И., являясь главой МО «Онежский муниципальный район», администрация которого расположена в г. <АДРЕС> области, ул. <АДРЕС>, д. 6, <ДАТА4> принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению <ФИО2> по не предусмотренным законом основаниям.
В судебном заседании Гришин И.И. участия не принимал, о заседании извещён.
Защитник <ФИО3> в ходе рассмотрения дела пояснила, что в действиях Гришина И.И. отсутствует состав правонарушения. <ФИО2> отказано в согласовании схемы предоставления земельного участка, так как не утверждён проект планировки территории. Проект планировки территории в настоящее время разрабатывается. Его утверждение планируется в мае 2018 г. После его утверждения <ФИО2> рекомендовано обратиться вновь с заявлением о согласовании схемы земельного участка. <ФИО2> просил выделить ему земельный участок посередине поля, что невозможно, так как необходимо учитывать расположение других земельных участков, которые в дальнейшем будут предоставлены гражданам. На основании ст. 2, ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ при предварительном согласовании схемы предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства учтено, что рациональное использование земельного участка невозможно без инженерной и транспортной инфраструктуры (территорий общего пользования), которые разрабатываются в проекте планировки квартала. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности невозможно, что противоречит принципам градостроительной деятельности. В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ при разработке проекта планировки квартала. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка основан на пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Аналогичные доводы приведены Гришиным И.В. в письменных возражениях (л.д.29-31).
Потерпевший <ФИО2> в судебном заседании подтвердил, что ему отказано в согласовании схемы земельного участка, после получения письменного отказа он обращался в администрацию, ему разъяснено, что он может обратиться с таким заявлением после того, как будет утверждён проект планировки.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено без участия Гришина И.И.
Мировой судья, заслушав объяснения защитника, потерпевшего, изучив материалы дела, заслушав заключение старшего помощника <АДРЕС> межрайонного прокурора Васьковского Е.А., полагавшего необходимым привлечь Гришина И.И. к ответственности, пришёл к выводу, что действиях главы МО «Онежский муниципальный район» Гришина И.И имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.9 ч. 3 КоАП РФ, то есть отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка по не предусмотренным законом основаниям.
<ДАТА5> а администрацию МО «Онежский муниципальный район» поступило заявление <ФИО2> о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью 1 200 кв.м, расположенного на пересечении улиц <ФИО5> и <АДРЕС> в г. <АДРЕС> области (л.д.11).
К заявлению приложены схема расположения земельного участка с указанием координат (л.д.12,13).
На схеме, представленной на л.д. 14, также отражён земельный участок, на который претендовал <ФИО2>, согласно которой данный земельный участок располагается на расстоянии 120 метров от ближайшего земельного участка по ул. <АДРЕС> (л.д.14).
<ДАТА4> <ФИО2> в письменной форме сообщено об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в связи с отсутствием проекта планировки квартала, инженерной и транспортной инфраструктур. Ответ на заявление <ФИО2> подписан главой МО «Онежский муниципальный район» Гришиным И.И. (л.д.8).
Порядок предоставления гражданам земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды без проведения торгов регулируется положениями ст.ст. 39.14, 39.18 Земельного кодекса РФ, в частности, гражданин подает заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка перечислены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Одним из таких оснований является невозможность утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно пп. 3 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка данной схемы с нарушением требований ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Именно на данные нормы закона указывают Гришин И.И. и его защитник <ФИО3> в качестве правового основания для отказа в согласовании схемы предоставления земельного участка <ФИО2>
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является неправомерным, поскольку отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории не предусмотрено положениями п. 16 ст. 11.10 и ст. 11.9 Земельного кодекса РФ в качестве основания для такого отказа.
Из буквального содержания пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ следует, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с её разработкой с нарушением положений ст. 11.9 ЗК РФ.
В ст. 11.9 ЗК РФ закреплены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, какое именно из требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ и иных законов, нарушено <ФИО2> при разработке схемы расположения земельного участка.
В том числе не имеется доказательств того, что расположение земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Об отсутствии таких нарушений свидетельствует то, что согласно схеме на л.д. 14, земельный участок располагается на расстоянии 120 метров от границы ближайшего земельного участка.
Как следует из объяснений защитника <ФИО3>, при утверждении схемы необходимо учитывать расположение других земельных участков, которые в дальнейшем будут предоставлены гражданам.
Доводы Гришина И.И. в письменных возражениях и доводы защитника в судебном заседании сводятся не к фактически уже имеющимся нарушениям, допущенным при разработке схемы расположения земельного участка, а к возможным нарушениям требований, когда будет утверждён проект планировки квартала.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа.
Таким образом, разработка и утверждение проекта планировки территории является обязанностью органа местного самоуправления, невыполнение которой не исключает наступление ответственности должностного лица органа местного самоуправления по ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ, поскольку отсутствие проекта планировки территории как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не предусмотрено пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Иной подход означает, что при отсутствии проекта планировки территории должностное лицо может во всех случаях и всегда принимать решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, что противоречит как общему положению пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ о праве граждан на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так и положениям п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ об основаниях отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу ст.ст. 34, 35 Устава МО «Онежский муниципальный район» глава Онежского муниципального района является высшим выборным должностным лицом Онежского муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации Онежского муниципального района обеспечивает исполнение администрацией Онежского муниципального района законодательства РФ и Архангельской области, правовых актов, принятых на местном референдуме, Устава, решения Собрания депутатов, а также собственных актов, руководит деятельностью администрации Онежского муниципального района, организует её работу, представляет администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, управляет муниципальной собственностью, от имени Онежского муниципального района приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает в суде без доверенности, осуществляет функции распорядителя бюджетных средствпри исполнении местного бюджета, организует приём граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения.
Решениями Собрания депутатов МО «Онежский муниципальный район» от 06.10.2017 № 6 и от 09.11.2017 № 11 заместитель главы администрации, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Гришин И.И. назначен и.о. главы МО «Онежский муниципальный район» с 06.10.2017, а с 09.11.2017 избран главой МО «Онежский муниципальный район» (л.д.17,18).
Гришин И.И. является должностным лицом органа местного самоуправления, обладающим огранизационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, ответственным за рассмотрение заявлений граждан и принятие по ним решений.
Приняв решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по не предусмотренным законом основаниям, Гришин И.И. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Положения ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены. Копия постановления Гришину И.И. вручена.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств не имеется.
Основания для признания правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу в силу положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют, так как правонарушение существенно посягает на охраняемые общественные отношения и право <ФИО2> на предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Учитывая характер правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, руководствуясь ст.ст. 2.4, 4.1-4.4, 29.9-29.11, ст. 19.9 ч. 3 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
признать главу МО «Онежский муниципальный район» Гришина <ФИО6> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.9 ч. 3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Административный штраф перечислить: УФК по <АДРЕС> области (Прокуратура <АДРЕС> области); р/с <НОМЕР> Отделение Архангельск, г. <АДРЕС>; БИК <НОМЕР> КПП <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, ОКТМО 11701000; КБК 415 1 16 90010016000 140.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в судебный участок <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района.
<АДРЕС> может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу.
Мировой судья Е.Г. Дейнекина