УИД 41MS0024-01-2020-000929-03
Дело <НОМЕР>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город <АДРЕС> ул. 40 лет Октября, д. 7 «А» <ДАТА1>
<АДРЕС> край
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Елизовского судебного района <АДРЕС> края <ФИО1>, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении, предусмотренном ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении:
председателя правления СНТСН «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сковпень<ФИО>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> <ФИО3>, являясь председателем правления СНТСН «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» самовольно, вопреки установленному федеральным законом и иным нормативным правовым актом порядку, с <ДАТА4> произвел ограничение электрической энергии на дачном участке <ФИО4>, расположенном по адресу: <АДРЕС> край, <АДРЕС> район, район 28 км объездной автодороги, СНТСН «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», участок <НОМЕР>. Дата выявления совершения административного правонарушения - <ДАТА5>
<ФИО3> в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал. В ходе судебного разбирательства пояснял, что основания отключения <ФИО4> от электроэнергии - это незаконное подключение, бездоговорное, без учётное потребление электроэнергии. В письменных возражениях указал, что он не уведомлен о моменте возбуждения дела об административном правонарушении. Также ссылается на то, что <ДАТА6> должностное лицо отобрало у него объяснения и известило, что в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.1 КоАП РФ. Указывает, что при получении извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, заявил ходатайство о переносе даты рассмотрения дела, в связи с тем, что он находился на больничном, вместе с тем должностное лицо его ходатайство не рассмотрело, что, по его мнению, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку он был лишен возможности воспользоваться правом пригласить защитника и давать обьяснения. На основании изложенного, полагал, что протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> не может являться допустимым доказательством по делу. Кроме того, указывает, что он ни фактически, ни юридически не производил какие-либо действия по отключению участков СОДНТ «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» самостоятельно, а только заверил документы. Полагает, что он не может выступать в качестве субъекта данного административного правонарушения. Считает, что его вина по делу не доказана. Указывает, что протокол осмотра места правонарушения составлен должностным лицом с процессуальными нарушениями. Полагает, что срок привлечения к административной ответственности необходимо исчислить с <ДАТА4>.
Представитель лица, привлекаемого к ответственности, <ФИО6>, действующий на основании доверенности, поддержал позицию <ФИО3>, полагал, что производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Потерпевшая <ФИО4> в судебном заседании пояснила, что она является долевым собственником земельного участка СНТ СН «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», оформила право собственности на земельный участок в 2014 году после смерти супруга. Указала, что на не стала вступать в члены СНТ, но оплату электроэнергии производила непрерывно казначею, а затем на реквизиты юридического лица. В письменных возражениях указала, что общее собрание членов СНТ состоялось в июле 2018 года, на котором было принято решение о создании комиссии для проверки приборов учета электроэнергии, при этом проверка проводилась зимой в феврале 2020 года, когда она на даче не проживает. Полагает, что оснований для отключения от электрической энергии её участка не имелось.
Выслушав <ФИО3> и его представителя, мнение потерпевшей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в части 2 названной статьи.
При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ).
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Таким образом, положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении <ДАТА9> в 10 час. 30 мин. председатель правления СНТСН «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сковпень<ФИО> извещен надлежащим образом (л.д. 1<ДАТА10> <ФИО3> направил в адрес старшего участкового уполномоченного полиции ОМВД России по <АДРЕС> району <ФИО8> ходатайство с просьбой перенести дату ознакомления с материалами дела и составления протокола, в связи с нахождением с <ДАТА11> на амбулаторном лечении с предварительным диагнозом ОРВИ (л.д. 127).
В ходе судебного разбирательства в материалы дела <ФИО3> представлена копии больничного листа <НОМЕР> с 22 по <ДАТА12>, выданного терапевтом ГБУЗ КК П-К Городская поликлиника <НОМЕР>
В соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ заявленные ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Вместе с тем, в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при наличии ходатайства об отложении составлении протокола, должностное лицо <ДАТА3> составило протокол об административном правонарушении, не рассмотрев заявленное ходатайство в нарушение статьи 24.4 КоАП РФ, без вынесения определения об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства.
Из текста протокола об административном правонарушении от <ДАТА3> следует, что он составлен должностным лицом в отсутствие председателя правления СНТСН «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сковпень<ФИО> в связи с его неявкой.
Сведений о рассмотрении должностным лицом, в производстве которого находилось данное дело, поступившего ходатайства об отложении составлении протокола, доказательств уведомления <ФИО3> об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении, материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что председатель правления СНТСН «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Сковпень<ФИО> при производстве по делу об административном правонарушении был лишен возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные статьями 25.1, 24.4, 28.2 КоАП РФ.
Допущенное процессуальное нарушение, касающееся обеспечения процессуальных гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности, носит существенный характер и не позволяет рассмотреть дело объективно, всесторонне и полно, с учетом возражений со стороны лица, привлекаемого к ответственности. Указанное нарушение является неустранимым.
Существенное нарушение должностным лицом при составлении в отношении <ФИО3> протокола об административном право требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет признание данного протокола недопустимым доказательством, подлежащим исключению из их числа.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку в настоящее время утрачена возможность устранения допущенных нарушений, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ,
постановил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 19.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «<░░░░░░░░░░>» ░░░░░░░░<░░░> ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░13>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░1>
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░ <░░░1>