Решение по делу № 33а-17002/2018 от 02.11.2018

Судья Морозова Л.С.     Дело 33а-17002/2018

                                     3.021а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 ноября 2018 года                        г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Халявина Николая Алексеевича, Камышева Герольдия Петровича, Плисовой Галины Петровны, Булыгиной Валентины Анатольевны, Лукьянчиковой Галины Васильевны, Зайцева Андрея Павловича к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании разрешения на строительство объекта незаконным

по апелляционной жалобе Халявина Н.А.

на решение Советского районного суда г. Красноярска от 5 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Халявин Н.А., Камышев Г.П., Плисова Г.П., Булыгина В.А., Лукьянчикова Г.В., Зайцев А.П. обратились в суд с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что они являются жильцами пятиэтажного <адрес>. 9.12.2016г. Админиситрацией г.Красноярска выдано ООО «Уютный дом 2001» разрешение № 24-308-359-2016 на строительство объекта «Жилой комплекс по <адрес>. Многоэтажный жилой <адрес> инженерным обеспечением» напротив принадлежащего истцам многоэтажного дома. Выданное разрешение, проектная документация объекта «Жилой комплекс по <адрес> не соответствуют законодательству о градостроительной деятельности. Строительство объектов многоэтажной жилой застройки не предусмотрено градостроительным регламентом территориальной зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) городского округа г. Красноярск, в границах которой расположена часть земельного участка с кадастровым номером

Площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 6724 кв.м, согласно проектной документации объекта капитального строительства общая площадь квартир (без учета балконов) составляет 12748,56 кв.м, коэффициент интенсивности застройки составил 1,89, хотя для территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) городского округа г. Красноярск, установлен не более 1,5. Разрешение на строительство объекта нарушает права административных истцов на благоприятную окружающую среду, обеспечение законных интересов физических лиц, создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований.

Халявин Н.А., Камышев Г.П., Плисова Г.П., Булыгина В.А., Лукьянчикова Г.В., Зайцев А.П. просили признать разрешение на строительство объекта от 9 декабря 2016г. незаконным и недействительным.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Халявин Н.А. просил решение отменить, удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, полагая, что суд не дал им надлежащей оценки, не исследовал вопрос в полном объеме о соответствии жилого дома требованиям, предъявляемым к инсоляции жилых помещений существующего дома.

В возражениях на апелляционную жалобу представители департамента градостроительства администрации г. Красноярска, ООО «Уютный дом 2001» просили оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.

Заслушав Халявина Н.А., Лукьянчикову Г.В., поддержавших апелляционную жалобу, представителей администрации г. Красноярска по доверенности Попандопуло Д.Н., департамента градостроительства администрации г. Красноярска по доверенности Павлюченко О.В., ООО «Уютный дом 2001» по доверенности Яндиеву З.И., согласившихся с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

    Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ(в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

Согласно ч.11 ст.51 ГрК РФ(в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ(в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство) основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являлись: отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В силу ч.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ч. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.

В соответствии с п.3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с ч.5, 8 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

На основании п.п.1,2 ст.4 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утв. Решением Красноярского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с п.1 ст.32 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск зоны территорий объектов автомобильного транспорта включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела, 01.12.2016г. ООО «Уютный дом 2001» обратился в департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта «Жилой комплекс по ул. Дудинской в Советском районе г. Красноярска. Многоэтажный жилой дом № 1» с приложением ряда документов (т. 3 л.д. 19-83).

Согласно градостроительному плану от 21.11.2016 г. указанный 27-этажный дом, количеством квартир 279, общей площадью квартир (без учета балконов) 12748,56 кв.м, проектировался к расположению на земельном участке, площадью 6 724 кв.м., с кадастровым номером категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Как следует из положительного заключения экспертизы, выполненной ООО «СибЭксперт» 21.11.2016 г., объект капитального строительства «Жилой комплекс по <адрес>. Многоэтажный жилой <адрес> инженерным обеспечением», 27-этажный односекционный жилой дом, соответствует техническим регламентам, в том числе, санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной безопасности и результатам инженерных изысканий. По представленным чертежам ПЗУ проектируемый жилой дом не нарушит условия инсоляции существующей и перспективной застройки.(л.д.61-130 т.1)

09.12.2016 г. заместителем главы администрации г. Красноярска Зуевским М.Ф. выдано ООО «Уютный дом 2001» разрешение на строительство № 24-308-359-2016 указанного дома с количеством квартир – 279, общей площадью квартир (без учета балконов) 12748,56 кв.м, на земельном участке, площадью 6 724 кв.м. (т. 1 л.д. 37).

На основании приказа Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 20.11.2017 г., изданного по факту обращения жителей домов <адрес> <адрес> <адрес> проведена документарная проверка соблюдения администрацией г. Красноярска законодательства о градостроительной деятельности при подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка от 21.11.2016 г. при выдаче разрешения на строительство от 09.12.2016 г.

25 декабря 2017 г. по факту проверки Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края составлен акт, согласно которому выявлены нарушения законодательства о градостроительной деятельности, а именно:

1) несоответствие предоставленной проектной документации строительного объекта требованиям градостроительного плана от 21.11.2016г. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400136:971, строительство объектов многоэтажной жилой застройки не предусмотрено градостроительным регламентом территориальной зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) городского округа г. Красноярск, в границах которой расположена    часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400136:971;

2) коэффициент интенсивности жилой застройки для территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) городского округа г. Красноярск, в границах которой расположена часть земельного участка установлен не более 1,5 (в условиях реконструкции существующей застройки - не более 1,9). Площадь земельного участка составляет 6724 кв.м, согласно проектной документации объекта капитального строительства общая площадь квартир (без учета балконов) составляет 12748,56 кв.м, таким образом, коэффициент интенсивности застройки составил 1,89;

3) отсутствие документа, предусмотренного п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (согласно разделам 3.2.1, 3.2.2 положительного заключения экспертизы проектной документации от 21.11.2016 № 24-2-1-3-0054-16 ООО «СибЭксперт» раздел 6 «Проект организации строительства» проектной документации шифр ТД-155/1-ПР/16-01 не входит в перечень рассмотренных разделов проектной документации, иных положительных заключений экспертиза проектной документации в качестве документов, послуживших основанием для выдачи разрешения на строительство, в адрес службы не представлено.

11.01.2018г. Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края руководителю департамента градостроительства администрации г. Красноярска было внесено предписание № 2 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности в срок до 14.05.2018 г. (т. 1 л.д. 138-139).

На основании заявления ООО «Уютный дом 2001» от 14.06.2018 г. о внесении изменений в разрешение на строительство администрацией г. Красноярска выдано 10 июля 2018 г. ООО «Уютный дом 2001» разрешение на строительство многоквартирного дома с учетом предоставленных измененных документов(л.д.86-90 т.3). Так, площадь земельного участка вместо 6724 кв.м. составила 6579 кв.м. Количество квартир уменьшилось с 279 до 272. Общая площадь квартир(без учета балконов) уменьшилась с 12748,56 до 12479,14 кв.м.

ООО «Уютный дом 2001» получено положительное заключение экспертизы ООО «СибЭксперт» от 7 мая 2018г.(л.д.173-182 т.2), включающее раздел 6 проектной документации «Проект организации строительства». Уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400136:971, расположенного по адресу: <адрес>, исключена зона территорий объектов автомобильного транспорта, получен новый градостроительный план, согласно которому весь земельный участок размещается в территориальной зоне «Многофункциональная подзона (МФ-1)», где также основным видом разрешенного использования земельного участка является размещение многоэтажных жилых домов.

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что разрешение на строительство объекта недвижимости с учетом корректировки проектной документации является законным. Требования технических регламентов, а также санитарно-эпидемиологических норм соблюдены.

Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что административными истцами пропущен срок для обращения в суд в части признания распоряжения на строительство незаконным по основанию не соблюдения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и СанПиН 2.2.1-2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий», так как строительство дома началось в марте 2017 года (т. 3 л.д. 96-97) и истцам достоверно об этом было известно. Обращение истцов в различные инстанции за защитой своих прав и законных интересов суд не принял во внимание в качестве основания для восстановления пропущенного срок, посчитав, что это не препятствовало им обращению в суд.

Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда первой инстанции, поскольку разрешение на строительство, выданное 9 декабря 2016 года, не соответствовало требованиям градостроительного и земельного законодательства по следующим основаниям.

Так, предоставленная до 9 декабря 2016г. проектная документация строительного объекта на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400136:971 противоречила требованиям п.п.1,2 ст.4,п.1 ст.32 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утв. Решением Красноярского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122, так как строительство объектов многоэтажной жилой застройки не предусмотрено градостроительным регламентом территориальной зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) городского округа г. Красноярск, в границах которой располагалась на тот момент    часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400136:971, площадью 6724 кв.м.

Судебная коллегия считает, что застройка земельного участка многоэтажным жилым домом в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) городского округа г. Красноярск могла привести к нарушению прав административных истцов на установление санитарно-защитных зон и санитарных разрывов между домами и объектами автомобильного транспорта, поскольку выстраиваемый дом планируется к возведению в непосредственной близи от пятиэтажного дома административных истцов, а в соответствии с п.1 ст.32 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск под зоной территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) понимаются, в том числе, участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог. При застройке зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) городского округа г. Красноярск жилым домом не исключалась застройка санитарно-защитных зон и санитарных разрывов между домами и объектами автомобильного транспорта.

Кроме того, в предоставленном положительном заключении экспертизы проектной документации от 21.11.2016 № 24-2-1-3-0054-16 ООО «СибЭксперт» раздел 6 «Проект организации строительства» проектной документации шифр ТД-155/1-ПР/16-01 не входил в перечень рассмотренных разделов проектной документации.

Принимая такое решение о признании разрешения на строительство от 9 декабря 2016г. незаконным, судебная коллегия учитывает, что в случае возведения дома с первоначально заложенным количеством квартир 279, площадью квартир(без учета балконов) 12748,56 кв.м. на вновь образованном земельном участке, площадью 6579 кв.м., нарушался бы коэффициент интенсивности жилой застройки, установленный подп.5 п.4 ст.17 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск для жилой зоны Ж-4 в размере в условиях реконструкции существующей застройки - не более 1,9.

Подп.9 п.2 ст.1 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск определяет коэффициент интенсивности жилой застройки как величину, определяемую как максимально допустимое отношение суммы общей площади всех жилых помещений, либо их частей (включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас) во всех зданиях, расположенных на земельном участке, к площади земельного участка.

При первоначально заложенных на 9 декабря 2016г. параметрах спорного жилого дома и земельного участка коэффициент интенсивности жилой застройки составил бы: 12748,56 кв.м.:(разделить) 6579 кв.м. = 1,94, то есть более 1,9.

В таком положении администрации г.Красноярска следовало 9 декабря 2016г. отказать в выдаче разрешения на строительство в силу ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в связи с указанными нарушениями законодательства о градостроительной деятельности.

Судебная коллегия считает, что административным истцам и, прежде всего, Халявину Н.А. стало достоверно известно о нарушении своих прав только 13 марта 2018г. после получения соответствующего ответа от Министерства строительства Красноярского края(л.д.15-16 т.1), в котором перечислены нарушения градостроительного законодательства, допущенные администрацией г.Красноярска. В суд административные истцы обратились 7 мая 2018г.(л.д.6-9 т.1), т.е. в пределах предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока.

Поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования административных истцов о признании незаконным выданного администрацией г. Красноярска 09.12.2016г. обществу с ограниченной ответственностью «Уютный дом 2001» разрешения на строительство объекта № 24-308-359-2016 «Жилой комплекс по <адрес>» - удовлетворению.

В связи с удовлетворением административных исковых требований на основании ст.111 КАС РФ следует взыскать с администрации г. Красноярска в пользу Халявина Н.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей за подачу административного иска и 150 рублей за подачу апелляционной жалобы, как реально понесенные(л.д.5т.1, л.д.147 т.3).

Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Красноярска от 5 сентября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования Халявина Николая Алексеевича, Камышева Герольдия Петровича, Плисовой Галины Петровны, Булыгиной Валентины Анатольевны, Лукьянчиковой Галины Васильевны, Зайцева Андрея Павловича.

Признать незаконным выданное администрацией г. Красноярска 09.12.2016г. обществу с ограниченной ответственностью «Уютный дом 2001» разрешение на строительство объекта № 24-308-359-2016 «Жилой комплекс по <адрес>».

Взыскать с администрации г. Красноярска в пользу Халявина Николая Алексеевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей.

Председательствующий

судьи:

33а-17002/2018

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
ЛУКЬЯНЧИКОВА Г.В.
БУЛЫГИНА В.А.
ЗАЙЦЕВ А.П.
ПЛИСОВА Г.П.
КАМЫШЕВ Г.П.
ХАЛЯВИН Н.А.
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ Г. КРАСНОЯРСКА
Департамен градостроительства администрация города Красноярска
Другие
ООО УЮТНЫЙ ДОМ 2001
Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Корниенко Александр Николаевич
14.11.2018[Адм.] Судебное заседание
22.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее