Решение по делу № 5-666/2020 от 26.10.2020

                                                                                     Дело №5-2- 666/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 октября 2020 г.                                                                                                     р.п. Быково

            Мировой судья судебного участка №2 Быковского судебного района Волгоградской области И.Ю. Чебанько (404062, Волгоградская область, Быковский район, р.п. Быково, ул. Куйбышева д. 18),

с участием представителя правонарушителя Чумак В.М.,

рассмотрев административный материал, поступивший в судебный участок № 2 Быковского судебного района Волгоградской области, 3 сентября 2020 года, в отношении администрации Быковского муниципального района, ОГРН 1023405168654, ИНН 3402003590, дата регистрации 02.12.2002 г<ДАТА>, расположенной по адресу: <АДРЕС>,

У С Т А Н О В И Л :

            Согласно протоколу, поступившего мировому судье судебного участка № 2 Быковского судебного района Волгоградской области, при проведении плановой выездной проверки 28 августа 2020 года в отношении Администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, было установлено, что допущены нарушения установленных требований в области гражданской обороны, а именно: не создана на территории Быковского муниципального района Волгоградской области (за исключением Быковского городского поселения) централизованная система оповещения (система централизованного оповещения населения) и не осуществляется ее поддержание в состоянии постоянной готовности, реконструкция и модернизация, а так же отсутствует техническое и программное сопряжение (взаимодействие) с системами оповещения других уровней, чем нарушены требования абз. 4,8 ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пп.а п. 1 Указа Президента РФ от 13.11.2012 г. № 1522 «о создании комплексной системы экстренн6ого оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»; п. 5,6, 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»; п. 3,4,5,1,25,27 приказа МЧС России № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системе оповещения населения»; п. 13, пп. 15.2 п. 15 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»; п. 5.1.1, 5.1.3, раздела 5.2, 5.3, 5.4 ГОСТ РФ 42.3.01-2014 «Технические средства оповещения населения. Классификация, общие технические требования»; ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления российской Федерации», таким образом, своим действиями юридическое лицо - администрация Быковского муниципального района Волгоградской области совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.

Представитель администрации Быковского муниципального района Чумак В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил что, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, в связи со следующим. В 2017 году уполномоченными органами, в том числе органами МЧС, осуществлялись проверки, в том числе и по факту соблюдения требований ГО, в сфере системы оповещения населения, что подтверждается документами, приобщенными к материалам дела. Уполномоченными органами, в ходе данных проверок, было установлено, что нарушений в данном направлении не имеется, что подтверждается приобщенным актом. Постановлением администрации Быковского муниципального района от 10 августа 2020 года № 450, утверждена система оповещения населения Быковского района, в данном муниципальном правовом акте определены основные задачи муниципальной системы оповещения и информирования населения, порядок использования муниципальной системы оповещения, порядок поддержания в готовности системы оповещения, а так же способы оповещения и информирования населения. В данном порядке, в частности в п.п. 2.4, 2.5 Положения, указано, что основным способом оповещения (информирования) жителей Быковского муниципального района, является передача сигналов оповещения и речевой информации с помощью системы оповещения - электросирен и проводного вещания. В качестве средств оповещения могут применяться так же и иные системы и средства оповещения, такие как местные радио узлы, ручные оповещатели, рынды, рельсы, пешие посыльные с электромегафонами и автомобили, оснащенные громкоговорителями, сеть сотовой связи. На муниципальном уровне утверждено положение о Единой дежурной диспетчерской службе Быковского района. Согласно п. 1.1.4, 1.1.5 данного положения, в которых указано, что целью создания ЕДДС является так же повышение готовности органа местного самоуправления к реагированию на угрозу возникновения ЧС, эффективность взаимодействия привлекаемых сил и средств, в том числе экстренных оперативных служб, организаций, объектов при совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, а так же обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления Быковского района и осуществление мероприятий по гражданской обороне. Кроме того, согласно данному порядке, ЕДДС назначено для приема и передачи сигнала оповещения гражданской обороны от вышестоящих органов управления, сигналов по изменению режимов. Так же закреплено, что именно средства связи данной службы обеспечивают телефонную связь, передачу данных, прием и передачу данных, команд, прием, вызов через единый номер 112. Автоматизированная информационная система ЕДДС обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций, которые сопрягаются с региональной автоматизированной информационной системой взаимодействия экстренных служб. Так же, централизованное оповещение населения района о чрезвычайных ситуациях может быть осуществлено на канале «Быково ТВ» по средствам «бегущей строки» либо с помощью диктора. Помимо этого, согласно ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, из протокола об административном правонарушении следует, что система оповещения отсутствует вообще, между тем, как было установлено в ходе судебных заседаний, система оповещения на территории Быковского муниципального района имеется, ее содержание соответствует всем предъявляемым требованиям, соответственно, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.

Государственный инспектор Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору Гаджиханов Т.Б., в судебное заседание не явился не однократно, по неизвестной суду причине, о дне слушания дела уведомлен своевременно и надлежащим образом.

   Выслушав правонарушителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

  Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.7Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Объективную сторону правонарушения характеризуют действия (бездействие), связанные с нарушением соответствующих правил эксплуатации либо использования и содержания систем и объектов гражданской обороны.

   С субъективной стороны совершение правонарушения по ч. 1 ст. 20.7Кодекса РФ об административных правонарушениях возможно как умышленно, так и по неосторожности.

    В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

   В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

   В силу п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; - установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

   Материалами дела установлено, что на основании утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Волгоградской области на 2020 год, размещенного на официальном сайте ГУ МЧС России по Волгоградской области (номер плана в ФГИС ЕРП №2020007621), была проведена плановая выездная проверка юридического лица - администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, с целью осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны.

      В ходе проведенной проверки было установлено, что на территориях сельских населенных пунктов Быковского муниципального района Волгоградской области (за исключением Быковского городского поселения)не создана муниципальная система оповещения (система централизованного оповещения населения) и не осуществляется ее поддержание в состоянии постоянной готовности, реконструкция и модернизация, а так же отсутствует техническое и программное сопряжение (взаимодействие) с системами оповещения других уровней.

Пунктом 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006, установлено, что на территории муниципального образования должна быть создана местная система оповещения.

  Пунктом 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, определено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: - поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; - установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; - комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

Согласно «Положению о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования» (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 № 7), ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).ЕДДС муниципального образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центром управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) главного управления МЧС России (далее - ГУ МЧС России) по субъекту Российской Федерации, подразделениями органов государственной власти и органами местного самоуправления субъекта Российской Федерации. (п.п.1.1.5,1.1.8).

Основными задачами ЕДДС являются, в том числе оповещение и информирование руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории муниципального образования, населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о ЧС (происшествиях), предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия) через местную (действующую на территории муниципального образования) систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО.

ЕДДС муниципального образования функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время в соответствующих степенях готовности.

      Функционирование ЕДДС муниципального образования при приведении в готовность ГО и в военное время, осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации и инструкциями дежурному персоналу ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) по действиям в условиях особого периода.

Согласно «Методическим рекомендации по разработке Положений о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации» (утв. МЧС России 24.11.2015 № 2-4-87-42-11/33) Основными задачами систем оповещения населения являются: муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения - доведение сигналов оповещения и экстренной информации с повседневных (единых дежурно-диспетчерских служб) и запасных (при их наличии) пунктов управления органов местного самоуправления до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения: сети электрических и электронных сирен; сети эфирного аналогового и цифрового телевещания; сети УКВ-ЧМ (радиовещания); радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания); сети уличной звукофикации; сети кабельного телевидения; сети подвижной радиотелефонной связи; сети связи общего пользования; мобильные средства оповещения.

В судебное заседание представителем истца представлены следующие документы: Постановление администрации Быковского муниципального района № 450 от 10.08.2020 г. «О создании муниципальной системы оповещения и информирования населения Быковского муниципального района об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций»; Постановление администрации Быковского муниципального района № 664 от 19.08.2016 г. «Об утверждении Положения о Единой дежурно=диспетчерской службе Быковского муниципального района»; копии информированных писем глав сельских поселений Быковского муниципального района; копия письма главного редактора МБУ «Быково-медиа».

В силу вышеизложенного, а так же принимая во внимание доводы представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Чумак В.В., а так же представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие вины юридического лица - администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в совершении вменяемого правонарушения, и соответственно, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.

Согласно ч.3,4 ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации Быковского муниципального района Волгоградской области по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ в силу требований ст.24.5 КоАП РФ, подлежит прекращению за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10, КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации Быковского муниципального района Волгоградской области по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Быковский районный суд Волгоградской области через мирового судью судебного участка № 2 Быковского судебного района Волгоградской области. Мировой судья с/у № 2Чебанько И.Ю<ФИО1>