Дело № 2-312/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Григорьевой О.Н.
при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратьевой Е.Е. к Кондратьеву С.В. и Кондратьеву Д.В. о признании права собственности на жилой дом и на два земельных участка в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Кондратьева Е.Е. обратилась в суд с иском к Кондратьеву С.В. и Кондратьеву Д.В. о признании права собственности на жилой дом и на два земельных участка в порядке наследования по закону, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг А. После его смерти открылось наследство на жилой дом с надворными постройками и на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, а также на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Она является наследником первой очереди на имущество супруга. Кроме нее наследниками первой очереди являются их дети: ответчики Кондратьев С.В. и Кондратьев Д.В., которые знают об открытии наследства и на него не претендуют. После смерти супруга она фактически приняла наследство, поскольку она приняла меры по сохранению имущества, приняла личные вещи умершего, осуществляла уход за домовладением, обрабатывала земельный участок, сохранила все документы на дом и земельные участки, проживала вместе с супругом в одном доме на день его смерти. Однако из-за своей юридической неграмотности она в установленный законом срок к нотариусу за оформлением наследства не обращалась. В настоящее время оформить наследственные права после смерти супруга возможно лишь в судебном порядке. Просит признать за ней право собственности на жилой дом с надворными постройками и на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, и на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после супруга А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец - Кондратьева Е.Е. иск поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и вновь привела их суду.
Ответчик - Кондратьев Д.В. иск признал, указав, что наследство после отца принимать не желает, возражений против оформления наследства отца матерью Кондратьевой Е.Е. не имеет.
Ответчик - Кондратьев С.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, представил заявление, в котором выразил признание иска.
Третье лицо - представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела без участия представителя.
Выслушав пояснения явившихся участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Согласно технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) по адресу: <адрес>, расположены жилой дом (литера А) ДД.ММ.ГГГГ года постройки общей площадью <данные изъяты> кв.м. и жилой площадью <данные изъяты> кв.м., веранда (литера а1), баня (литера Б), предбанник (литера б1), гараж (литера В), сарай (литера Г), навес (литера Д), сарай (литера Е), сарай (литера Ж), ворота (литера I). Выпиской из похозяйственной книги № администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> (л.д. №) подтверждается, что собственником этого домовладения был А., он же в нем проживал и состоял на регистрационном учете по день смерти со своей семьей.
В соответствии со ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
На основании распоряжения главы администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) А. на праве собственности для ведения личного подсобного хозяйства был предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га., что подтверждается Государственным актом на земельный участок № (л.д. №).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому, расположенному на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>.
В последующем постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ определено местоположение двух земельных участков: земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. - по адресу: <адрес>; земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. - по адресу: <адрес> (л.д. №).
Согласно кадастровым паспортам земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер №, а земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер № (л.д. №).
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. №) право собственности А. на жилой дом и два земельных участка не зарегистрировано. Однако само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности не может быть препятствием для перехода существующего права собственности в порядке наследования. Государственная регистрация права не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся у лица на законных основаниях имуществом.
А. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. №).
Согласно ст.ст. 1112, 1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие ему на день смерти вещи, имущественные права и обязанности.
На основании ст. 218 ч.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Завещание А. суду не представлено, в делах администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> завещания от имени А. не имеется (л.д. №).
Согласно ст. 532 ГК РСФСР, ст.ст. 1141, 1142 ГК РФ при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь дети, супруг и родители наследодателя.
Свидетельством о браке (л.д. №) подтверждается, что истец Кондратьева Е.Е. является супругой умершего А., то есть наследником по закону первой очереди.
В соответствии со ст.ст. 546 ГК РСФСР, 1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из сообщения нотариуса Канашского нотариального округа Чувашской Республики Б. (л.д. №) следует, что наследственного дела на имущество А. не имеется. Данное обстоятельство означает, что никто из наследников в установленный законом срок после смерти А. к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался.
Вместе с тем согласно выписке из похозяйственной книги администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> (л.д. №) на день смерти А. вместе с ним проживали супруга Кондратьева Е.Е., сыновья Кондратьев С.В. и Кондратьев Д.В. В нотариальной и судебной практике проживание наследника в одном доме с наследодателем на день открытия наследства рассматривается как фактическое принятие наследства, так как такой наследник неизбежно вступает во владение предметами домашней обстановки, обихода и личными вещами умершего лица. В данном случае презумпция принятия наследства распространяется на дочь наследодателя Кондратьеву Е.Е.
К числу наследников, фактически принявших наследство, также можно отнести сыновей наследодателя: Кондратьева С.В. и Кондратьева Д.В., которые были зарегистрированы совместно с наследодателем, но не осознавали, что их действия порождают какие-то юридические последствия, так как не имели намерения становиться собственниками жилого дома и двух земельных участков, потому и не подавали нотариусу заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. ГК РСФСР и ГК РФ рассматривают принятие наследства как право наследника, а не как его обязанность. Право собственности на имущество не может возникнуть по принуждению. В связи с этим возможна ситуация, когда совершенные наследником конклюдентные действия, с формальной стороны свидетельствующие о фактическом принятии наследства, тем не менее не отражают воли этого наследника принять наследство. Именно к таким наследникам следует отнести Кондратьева С.В. и Кондратьева Д.В.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку другие наследники той же очереди по закону о своих правах на наследство не заявили, за Кондратьевой Е.Е. подлежит признание единоличное право собственности на жилой дом и два земельных участка.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Кондратьевой Е.Е. удовлетворить.
Признать за Кондратьевой Е.Е., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в порядке наследования по закону после А., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на:
- жилой дом (литера А) ДД.ММ.ГГГГ года постройки общей площадью <данные изъяты> кв.м. и жилой площадью <данные изъяты> кв.м., веранду (литера а1), баню (литера Б), предбанник (литера б1), гараж (литера В), сарай (литера Г), навес (литера Д), сарай (литера Е), сарай (литера Ж), ворота (литера I), расположенные по адресу: <адрес>;
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия.
Судья О.Н. Григорьева