дело № 2-529 /2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 мая 2018г. с. Ключи Мировой судья судебного участка Ключевского района Алтайского края Купцова Э.В.
при секретаре Зиненко Н.И.,
с участием помощника прокурора Ключевского района Тюменцева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах несовершеннолетних <ФИО1>, <ФИО2>, законного представителя <ФИО3> к администрации Ключевского района Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края, Министерству образования и науки Алтайского края о взыскании денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ключевского района Алтайского края в интересах несовершеннолетних <ФИО1>, <ФИО2>, законного представителя <ФИО3> обратился к мировому судье с иском к администрации Ключевского района Алтайского края о взыскании невыплаченных денежных средств на содержание в семье опекуна в размере 17065,20рублей, указав, что в ходе проверки действующего законодательства при исполнении государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеки и попечительству по обращению <ФИО3> было установлено, что <ФИО3> назначен опекуном <ФИО1> <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО2> <ОБЕЗЛИЧЕНО>. с <ДАТА2>, получает пособие. Администрацией Ключевского района Алтайского края размер денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна в 2014г., 2015г. определялся с учетом районного коэффициента 1,2, вместо установленного постановлением Правительства РФ от <ДАТА3> <НОМЕР>,25. В связи с чем, сумма невыплаченных денежных средств на содержание <ФИО1>, <ФИО2> за <ОБЕЗЛИЧЕНО>. составила 17065,20рублей. Указанную сумму прокурор просит взыскать с администрации Ключевского района Алтайского края в пользу несовершеннолетних <ФИО1>, <ФИО2>
Определением от <ДАТА4> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Алтайского края.
Определением от <ДАТА5> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Алтайского края.
В судебное заседание законный представитель несовершеннолетних <ФИО3>, представитель ответчика Министерства финансов Алтайского края, представитель ответчика администрации Ключевского района Алтайского края, представитель третьего лица Комитета по образованию администрации Ключевского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель ответчика Министерства образования и науки Алтайского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Ключевского района Тюменцев Д.А. исковые требования поддержал, полагал необходимым взыскать с надлежащего ответчика Министерства образования и науки Алтайского края денежные средства на содержание детей в семье опекуна <ОБЕЗЛИЧЕНО>. в размере 17065,20рублей.
От представителя ответчика Министерства образования и науки Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит отказать в исковых требованиях, указывая, что на основании распоряжения администрации Алтайского края <НОМЕР> от <ДАТА6> главным распорядителем средств субвенции на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя)приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, с 2016г. является Министерство образования и науки Алтайского края. В 2014-2015 г.г. главным распорядителем средств субвенции на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) приемной семье осуществлялось Министерством финансов Алтайского края. Согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» при удовлетворении исков по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц указанных органов, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Кроме того, обращает внимание, что истек срок исковой давности для удовлетворения части заявленных требований.
Мировой судья, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1,2 ст.31 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежит самому подопечному и расходуются в соответствии с положениям, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от <ДАТА9> N 29-ЗС "О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье" размер денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье ежегодно устанавливается законом Алтайского края о краевом бюджете, исходя из величины прожиточного минимума на детей, установленного в Алтайском крае на момент формирования краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с учетом районного коэффициента.
Согласно ст. 5 Федерального закона от <ДАТА10> N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <ДАТА11> N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" на территории Ключевского района Алтайского края с <ДАТА12> районный коэффициент к заработной плате составляет 1,25.
Согласно ст. 8 Закона Алтайского края от <ДАТА13> <НОМЕР> «О краевом бюджете на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016 годов» с <ДАТА14> размер денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье составляет - 6697 рублей в месяц.
С учетом районного коэффициента 1,25 - 8371,25 рублей.
Согласно ст. 8 Закона Алтайского края от <ДАТА15> <НОМЕР> «О краевом бюджете на 2015г. и на плановый период 2016 и 2017 годов» с <ДАТА16> размер денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье составляет - 7524 рубля в месяц.
С учетом районного коэффициента 1,25 - 9405 рублей.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Ключевского района Алтайского края от <ДАТА17> <ФИО3> назначен опекуном несовершеннолетних <ФИО1> <ОБЕЗЛИЧЕНО>., <ФИО2> <ОБЕЗЛИЧЕНО>.. Постановлением администрации Ключевского района Алтайского края от <ДАТА18> на содержание несовершеннолетних назначено опекунское пособие.
В 2014г. <ФИО3> на содержание несовершеннолетних <ФИО1> <ОБЕЗЛИЧЕНО>., <ФИО2> ежемесячно получал пособие с учетом районного коэффициента 1,2. За период с января 2014г. по декабрь 2014г. в размере 8036,40 рублей на каждого ребенка. Всего им получена сумма в размере 96436,80рублей на содержание <ФИО1>, 96436,80 рублей на содержание <ФИО2>
С учетом районного коэффициента 1,25 сумма пособия должна составлять 100455рублей на каждого ребенка. Сумма недоплаты за 2014г. составляет 4018,20 рублей на каждого ребенка.
В 2015г. <ФИО3> ежемесячно получал пособие с учетом районного коэффициента 1,2. За период с января 2015г. по декабрь 2015г. выплачена сумма в размере 108345,60рублей на содержание каждого ребенка. С учетом районного коэффициента 1,25 сумма пособия должна составлять 112860рублей. Сумма недоплаты за 2015г. составляет 4514,40 рублей на каждого ребенка.
Таким образом, мировой судья приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований в части взыскания невыплаченных денежных средств на содержание детей в семье опекуна за 2014г. в размере 8036,40рублей и за 2015г. в размере 9028,80рублей.
Право на получение ряда государственных пособий опекунами и попечителями предусмотрено Федеральным законом от <ДАТА19> N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
К числу государственных пособий, предоставляемых опекунам и попечителям детей, относится также ежемесячное пособие на ребенка. При этом за субъектами Российской Федерации закреплено право самостоятельно устанавливать размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия. В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата этого пособия производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от <ДАТА20> <НОМЕР> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае» предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Алтайского края (п. 3). Настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье (п. 4). Средства на реализацию государственных полномочий предусматриваются в краевом бюджете в виде субвенций. Расчет общего объема субвенций на выплату денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на выплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю, предоставляемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, производится на основании методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, согласно приложению к настоящему Закону. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и управления образованием (п.8).
Согласно ст. 1.1 указанного выше закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий распоряжаются переданными им финансовыми средствами. В свою очередь уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов своевременно и в полном объеме перечисляет финансовые средства, предоставляемые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, в соответствии с действующим законодательством (ст. 1.2 Закона Алтайского края от <ДАТА21> <НОМЕР> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае»).
С <ДАТА22> уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления образованием: осуществляет полномочия по предоставлению финансовых средств на осуществление государственных полномочий и обеспечивает соблюдение органами местного самоуправления условий, целей и порядка их предоставления (п.4 ч.2 ст.1.2 Закона АК от <ДАТА21> г <НОМЕР>. в ред. от <ДАТА24> <НОМЕР>, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с <ДАТА22>.).
Согласно пункту 1.1 Положения о Главном управлении образования и науки Алтайского края, (утв. Указом Губернатора Алтайского края от <ДАТА26> <НОМЕР>), органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим управление в сфере образования и научной, научно-технической деятельности является Главное управление образования и науки Алтайского края, переименованное в Министерство образования и науки Алтайского края с <ДАТА27> (Указ Губернатора Алтайского края от <ДАТА28> <НОМЕР> «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Алтайского края»).
Согласно п.1.1 Положения о Министерстве образования и науки Алтайского края (утв. Указом Губернатора Алтайского края от <ДАТА28> г <НОМЕР>) Министерство образования и науки Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической деятельности, опеки и попечительства, а также организации отдыха и оздоровления детей на территории Алтайского края, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья.
Министерство образования осуществляет в установленном порядке контроль за реализацией органами местного самоуправления Алтайского края государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и наделено полномочиями по перечислению межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края в установленной сфере (п.п.2 п.2.1.2).
Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с приложением 11 к закону Алтайского края от <ДАТА30> <НОМЕР> «О краевом бюджете на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020годов» главным распорядителем средств краевого бюджета в виде субвенций, направленных на содержание ребенка в семье опекуна(попечителя) и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, является Министерство образования и науки Алтайского края.
Поскольку обязанность по предоставлению финансовых средств на осуществление государственных полномочий органам местного самоуправления Алтайского края в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних с <ДАТА22>ода возложена на Министерство образования и науки Алтайского края, указанный орган исполнительной власти Алтайского края на момент рассмотрения настоящего дела является главным распорядителем средств краевого бюджета, направленных на реализацию вышеуказанных полномочий, следовательно, Министерство образования и науки Алтайского края является надлежащим ответчиком по делу.
В связи с изложенным, в порядке, предусмотренном ст. 1069 ГК РФ с Министерства образования и науки Алтайского края за счет казны Алтайского края подлежат взысканию денежные средства на содержание <ФИО1> и <ФИО2> в семье опекуна <ФИО3> в размере 17065,20рублей.
Вопреки доводам Министерства образования и науки Алтайского края к правоотношениям связанным с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки, в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий, срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, не применяется. Указанные правоотношения регулируются специальными нормативными актами- Федеральным законом от <ДАТА32> <НОМЕР> «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от <ДАТА33> <НОМЕР> «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от <ДАТА10>г. <НОМЕР>-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», которыми срок исковой давности не предусмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах несовершеннолетних <ФИО1>, <ФИО2>, законного представителя <ФИО3> к Министерству образования и науки Алтайского края о взыскании денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна, удовлетворить.
Взыскать с Министерства образования и науки Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу <ФИО1> невыплаченные денежные средства на содержание в семье опекуна <ФИО3> за 2014г. в размере - 4018,20 рублей, за 2015г. в размере 4514,40 рублей, всего 8532,60рублей.
Взыскать с Министерства образования и науки Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу <ФИО2> невыплаченные денежные средства на содержание в семье опекуна <ФИО3> за 2014г. в размере - 4018,20 рублей, за 2015г. в размере 4514,40 рублей, всего 8532,60рублей.
В удовлетворении исковых требований к администрации Ключевского района Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ключевский районный суд Алтайского края через мирового судью в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Дата принятия решения в окончательной форме 12 мая 2018г.Мировой судья Э.В.Купцова