Решение по делу № 2-529/2018 от 07.05.2018

                                                                                                                 дело № 2-529 /2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 мая 2018г. с. Ключи Мировой судья судебного участка Ключевского района Алтайского края Купцова Э.В.

при секретаре  Зиненко Н.И.,

с участием  помощника прокурора Ключевского района Тюменцева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску  прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах   несовершеннолетних  <ФИО1>, <ФИО2>, законного представителя  <ФИО3> к  администрации  Ключевского района Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края,  Министерству образования и науки Алтайского края о  взыскании денежных средств  на содержание ребенка в семье опекуна,

УСТАНОВИЛ:

          Прокурор Ключевского района Алтайского края в интересах   несовершеннолетних  <ФИО1>, <ФИО2>, законного представителя  <ФИО3>  обратился к мировому судье с иском к  администрации Ключевского района Алтайского края  о взыскании  невыплаченных денежных средств на содержание в семье опекуна в размере  17065,20рублей, указав, что  в ходе проверки действующего законодательства при исполнении государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеки и попечительству по обращению  <ФИО3> было установлено, что <ФИО3> назначен опекуном  <ФИО1> <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО2> <ОБЕЗЛИЧЕНО>. с <ДАТА2>, получает пособие.  Администрацией Ключевского района Алтайского края размер денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна в 2014г., 2015г. определялся с учетом  районного коэффициента 1,2, вместо  установленного  постановлением Правительства РФ от <ДАТА3> <НОМЕР>,25. В  связи с чем, сумма невыплаченных денежных средств  на содержание  <ФИО1>, <ФИО2> за <ОБЕЗЛИЧЕНО>.  составила 17065,20рублей. Указанную сумму  прокурор просит взыскать с администрации Ключевского района Алтайского края в пользу несовершеннолетних <ФИО1>, <ФИО2>

          Определением от <ДАТА4> к участию в деле   в качестве соответчика  привлечено Министерство финансов Алтайского края.

          Определением от <ДАТА5> к участию в деле в качестве соответчика  привлечено Министерство  образования и науки Алтайского края.

            В судебное заседание законный представитель несовершеннолетних  <ФИО3>, представитель ответчика Министерства финансов Алтайского края, представитель ответчика администрации Ключевского района Алтайского края,  представитель третьего лица Комитета по образованию администрации Ключевского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель ответчика Министерства образования и науки Алтайского края  в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

            В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

           В судебном заседании  помощник прокурора  Ключевского района Тюменцев Д.А. исковые требования поддержал, полагал необходимым  взыскать с надлежащего ответчика Министерства образования и науки Алтайского края  денежные средства на содержание детей в семье опекуна <ОБЕЗЛИЧЕНО>. в размере  17065,20рублей.

           От представителя ответчика  Министерства образования и науки Алтайского края поступил отзыв на исковое заявление,  в котором  он  просит отказать  в  исковых требованиях, указывая, что   на основании распоряжения администрации Алтайского края <НОМЕР> от <ДАТА6> главным распорядителем средств субвенции на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя)приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, с 2016г. является Министерство образования и науки Алтайского края. В 2014-2015 г.г. главным распорядителем средств субвенции на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) приемной семье осуществлялось Министерством финансов Алтайского края.  Согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» при удовлетворении исков по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц указанных органов, в резолютивной части решения  суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Кроме того, обращает внимание, что истек срок исковой давности  для удовлетворения части  заявленных требований.

           Мировой судья, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

   Согласно ч. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно  ч.1,2 ст.31  Федерального закона  от  <ДАТА8>  <НОМЕР> «Об опеке и попечительстве»   подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные  для них законодательством  Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации  виды  государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения  других нужд подопечного, принадлежит самому  подопечному  и расходуются в соответствии с   положениям, установленными  Гражданским кодексом  Российской Федерации и  настоящим  Федеральным законом.

   Согласно  ст. 2  Закона Алтайского края от <ДАТА9> N 29-ЗС "О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье" размер денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье ежегодно устанавливается законом Алтайского края о краевом бюджете, исходя из величины прожиточного минимума на детей, установленного в Алтайском крае на момент формирования краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с учетом районного коэффициента.

 Согласно ст. 5 Федерального закона от <ДАТА10> N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

В соответствии с  Постановлением    Правительства РФ от <ДАТА11> N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края"  на территории  Ключевского района Алтайского края с <ДАТА12> районный коэффициент к заработной плате составляет 1,25.

 Согласно ст. 8 Закона Алтайского края  от  <ДАТА13> <НОМЕР> «О краевом бюджете на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016 годов»  с <ДАТА14>  размер денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье  составляет - 6697 рублей в месяц.

 С учетом районного коэффициента 1,25 - 8371,25 рублей.

 Согласно ст. 8 Закона Алтайского края  от  <ДАТА15> <НОМЕР> «О краевом бюджете на 2015г. и на плановый период 2016 и 2017 годов»  с <ДАТА16>  размер денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье  составляет - 7524 рубля в месяц.

 С учетом районного коэффициента 1,25 - 9405 рублей.

          Из материалов дела следует, что   постановлением  администрации Ключевского района Алтайского края  от <ДАТА17>   <ФИО3> назначен  опекуном несовершеннолетних <ФИО1> <ОБЕЗЛИЧЕНО>., <ФИО2> <ОБЕЗЛИЧЕНО>.. Постановлением администрации  Ключевского района Алтайского края от <ДАТА18>  на содержание несовершеннолетних назначено опекунское пособие.

        В 2014г.   <ФИО3> на содержание несовершеннолетних <ФИО1> <ОБЕЗЛИЧЕНО>., <ФИО2> ежемесячно   получал пособие с учетом районного коэффициента 1,2. За период  с января 2014г. по декабрь 2014г.  в размере  8036,40 рублей на каждого ребенка. Всего им получена сумма в размере 96436,80рублей на содержание  <ФИО1>, 96436,80 рублей на содержание <ФИО2>

        С учетом  районного коэффициента 1,25 сумма пособия должна составлять 100455рублей на каждого ребенка. Сумма недоплаты за 2014г.  составляет 4018,20 рублей на каждого  ребенка.

        В 2015г.  <ФИО3> ежемесячно   получал пособие с учетом районного коэффициента 1,2. За период  с января 2015г. по декабрь 2015г.   выплачена сумма в размере 108345,60рублей на  содержание каждого ребенка. С учетом  районного коэффициента 1,25 сумма пособия должна составлять 112860рублей. Сумма недоплаты за 2015г.  составляет 4514,40 рублей на каждого ребенка.

          Таким образом, мировой судья приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований в части взыскания  невыплаченных  денежных средств на содержание детей в семье опекуна за 2014г. в размере 8036,40рублей  и  за 2015г.  в размере 9028,80рублей.

Право на получение ряда государственных пособий опекунами и попечителями предусмотрено Федеральным законом от <ДАТА19> N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

К числу государственных пособий, предоставляемых опекунам и попечителям детей, относится также ежемесячное пособие на ребенка. При этом за субъектами Российской Федерации закреплено право самостоятельно устанавливать размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия. В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата этого пособия производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от <ДАТА20> <НОМЕР> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае» предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Алтайского края (п. 3). Настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье (п. 4). Средства на реализацию государственных полномочий предусматриваются в краевом бюджете в виде субвенций. Расчет общего объема субвенций на выплату денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на выплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю, предоставляемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, производится на основании методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, согласно приложению к настоящему Закону. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и управления образованием (п.8).

Согласно ст. 1.1 указанного выше закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий распоряжаются переданными им финансовыми средствами. В свою очередь уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов своевременно и в полном объеме перечисляет финансовые средства, предоставляемые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, в соответствии с действующим законодательством (ст. 1.2 Закона Алтайского края от <ДАТА21> <НОМЕР> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае»).

С <ДАТА22> уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления образованием: осуществляет полномочия по предоставлению финансовых средств на осуществление государственных полномочий и обеспечивает соблюдение органами местного самоуправления условий, целей и порядка их предоставления (п.4 ч.2 ст.1.2 Закона АК от <ДАТА21> г <НОМЕР>. в ред. от <ДАТА24> <НОМЕР>, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с <ДАТА22>.).

Согласно пункту 1.1 Положения о Главном управлении образования и науки Алтайского края, (утв. Указом Губернатора Алтайского края от <ДАТА26> <НОМЕР>), органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим управление в сфере образования и научной, научно-технической деятельности является Главное управление образования и науки Алтайского края, переименованное в Министерство образования и науки Алтайского края с <ДАТА27> (Указ Губернатора Алтайского края от <ДАТА28> <НОМЕР> «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Алтайского края»).

Согласно п.1.1 Положения о Министерстве образования и науки Алтайского края (утв. Указом Губернатора Алтайского края от <ДАТА28> г <НОМЕР>) Министерство образования и науки Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической деятельности, опеки и попечительства, а также организации отдыха и оздоровления детей на территории Алтайского края, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья.

Министерство образования осуществляет в установленном порядке контроль за реализацией органами местного самоуправления Алтайского края государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и наделено полномочиями по перечислению межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края в установленной сфере (п.п.2 п.2.1.2).

Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, в суде выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приложением 11 к закону Алтайского края от <ДАТА30> <НОМЕР> «О краевом бюджете на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020годов» главным распорядителем  средств  краевого бюджета в виде субвенций, направленных на содержание ребенка в семье опекуна(попечителя) и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, является Министерство образования и науки Алтайского края.

Поскольку  обязанность по предоставлению финансовых средств на осуществление государственных полномочий органам местного самоуправления Алтайского края в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних с <ДАТА22>ода  возложена  на Министерство образования и науки Алтайского края, указанный орган исполнительной власти Алтайского края  на момент рассмотрения настоящего  дела является главным распорядителем средств краевого бюджета, направленных на реализацию вышеуказанных полномочий,  следовательно, Министерство образования и науки Алтайского края  является надлежащим ответчиком по делу.

В связи с изложенным,  в порядке, предусмотренном ст. 1069 ГК РФ   с Министерства образования  и науки Алтайского края за счет казны Алтайского края подлежат взысканию денежные средства на содержание <ФИО1> и <ФИО2> в семье  опекуна <ФИО3> в размере 17065,20рублей.

          Вопреки доводам Министерства образования и науки Алтайского края   к правоотношениям связанным с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки, в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий, срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, не применяется. Указанные правоотношения регулируются специальными нормативными актами- Федеральным законом от <ДАТА32> <НОМЕР> «О  дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом  от <ДАТА33> <НОМЕР> «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от <ДАТА10>г. <НОМЕР>-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», которыми срок исковой давности не предусмотрен.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,  мировой судья

                                                                    РЕШИЛ:

           Исковые требования  прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах несовершеннолетних  <ФИО1>, <ФИО2>, законного представителя  <ФИО3> к Министерству образования и науки Алтайского края о взыскании денежных средств  на содержание ребенка в семье опекуна, удовлетворить.

           Взыскать с Министерства образования и науки Алтайского края за счет  казны Алтайского края в пользу <ФИО1> невыплаченные денежные средства  на  содержание в семье  опекуна <ФИО3> за  2014г. в размере - 4018,20 рублей, за 2015г. в размере 4514,40 рублей, всего 8532,60рублей.

           Взыскать с Министерства образования и науки Алтайского края за счет  казны Алтайского края в пользу <ФИО2> невыплаченные денежные средства  на  содержание в семье  опекуна <ФИО3> за  2014г. в размере - 4018,20 рублей, за 2015г. в размере 4514,40 рублей, всего 8532,60рублей.

           В удовлетворении исковых требований к администрации  Ключевского района Алтайского края, Министерству финансов Алтайского края, отказать.

  Решение может быть обжаловано в Ключевский районный суд Алтайского края через мирового судью в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Дата принятия решения в окончательной форме 12 мая 2018г.Мировой судья Э.В.Купцова

2-529/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен
Истцы
Григорьев А. В.
Прокуратура Ключевского района (с. Ключи)
Григорьева К. В.
Ответчики
Министерство образования и науки Алтайского края
Администрация Ключевского района
Министерство финансов Алтайского края
Другие
Кононенко Н. В.
Комитет по образованию Администрации Ключевского района
Суд
Судебный участок Ключевского района Алтайского края
Судья
Купцова Эллена Васильевна
Дело на странице суда
klrn.alt.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
12.04.2018Подготовка к судебному разбирательству
07.05.2018Судебное заседание
07.05.2018Решение по существу
Обращение к исполнению
12.05.2018Окончание производства
14.06.2018Сдача в архив
07.05.2018
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее