Дело № 5-278/2018 г. город Архангельск 04 мая 2018 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Мировой судья судебного участка № 1 Ломоносовского судебного района г.Архангельска Свепарская Т.Ю., расположенный по адресу: г. Архангельск, ул. Свободы, д.29, к.404, рассмотрев материал об административном правонарушении, поступивший из Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 45, а/я 280) в отношении должностного лица - главного редактора информационного агентства «Информационное агентство «РУСНОРД» Чертока Леонида Леонидовича, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС>, проживающего по адресу: город <АДРЕС>, тел. <НОМЕР>,
УСТАНОВИЛ:
в выпуске Информационного агентства «RUSNORD» (РУСНОРД) от 12.03.2018 при опубликовании (обнародовании) результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами Президента Российской Федерации, в материале "На первый-второй. Самый последний прогноз по выборам президента России" не были указаны следующие необходимые данные: время проведения опроса, число опрошенных (выборка), метод сбора информации, точная формулировка вопроса, статистическая оценка возможной погрешности, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ. Главным редактором информационного агентства «Информационное агентство «RUSNORD» является Черток Леонид Леонидович.
В судебное заседание Черток Л.Л. не явился, о времени и месту судебного заседания извещен надлежащим образом.
Защитник Чертока Л.Л. - <ФИО1> в судебном заседании с протоколом согласилась, вину признала.
Выслушав защитника <ФИО1>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ состав административного правонарушения образуют: нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как установлено материалами дела, Управлением Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) было выявлено нарушение информационным агентством «RUSNORD» (РУСНОРД) требований пункта 2 статьи 47 Федерального закона № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В выпуске Информационного агентства «RUSNORD» (РУСНОРД) от 12.03.2018 при опубликовании (обнародовании) результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами Президента Российской Федерации, в материале "На первый-второй. Самый последний прогноз по выборам президента России" не были указаны следующие необходимые данные: время проведения опроса, число опрошенных (выборка), метод сбора информации, точная формулировка вопроса, статистическая оценка возможной погрешности, что образует состав административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, редакции СМИ, граждане и организации, публикующие (обнародующие) такие результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 46 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон): при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии России от 18.12.2007 N 77/618-5 (в ред. постановления ЦИК России от 25.10.2017 № 107/892-7) "О Разъяснениях установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами", определено, что требования пункта 2 статьи 46 Федерального закона должны соблюдаться редакциями СМИ, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других средств массовой информации и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не входит в перечень нарушений, от ответственности за которые редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях, предусмотренных статьей 57 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (далее - Закон РФ о СМИ).
В случае цитирования в СМИ результатов опросов, размещенных в других СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех необходимых согласно пункту 2 статьи 46 Федерального закона данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона РФ о СМИ, запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах.
Избирательная комиссия Архангельской области подтвердила факт наличия признаков нарушения законодательства о выборах при опубликовании вышеуказанного материала со стороны Информационного агентства «RUSNORD» (РУСНОРД) (письмо № 01-21/495 от 16.03.2018).
Согласно статье 23 Закона РФ о СМИ на информационные агентства одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Согласно статьям 2 и 19 Закона РФ о СМИ представителем организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации, является главный редактор средства массовой информации. Главный редактор руководит редакцией и несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом РФ о СМИ, а также другими законодательными актами.
В соответствии со статьей 26 Закона РФ о СМИ, распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Установлено, что главным редактором информационного агентства «RUSNORD» (РУСНОРД) является Черток Леонид Леонидович, что подтверждается приказом № 7 от 01.11.2006<ДАТА>
В соответствии со статьей 60 Закона РФ о СМИ нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выразившееся в нарушении установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, должностное лицо - главный редактор информационного агентства «RUSNORD» (РУСНОРД) Черток Л.Л. нарушил положения пунктов 2 статьи 47 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА11> и другими материалами дела.
Анализируя представленные доказательства, суд находит вину главного редактора информационного агентства «Информационное агентство «РУСНОРД» Чертока Л.Л. в совершении административного правонарушения доказанной, его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающего обстоятельства в виде признания вины, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде штрафа.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, Черток Л.Л. к административной ответственности ранее не привлекался, совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю необходимым заменить Чертоку Л.Л. наказание в виде штрафа на административное наказание в виде предупреждения.
На основании ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
главного редактора информационного агентства «Информационное агентство «РУСНОРД» Чертока Леонида Леонидовича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административный штраф на предупреждение.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Ломоносовский районный суд г. Архангельска с момента получения либо вручения копии постановления.
Мировой судья Т.Ю. Свепарская