Решение по делу № 2а-169/2016 ~ М-108/2016 от 10.03.2016

Дело № 2а-169/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2016 года г.Болгар РТ

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,

при секретаре Е.А. Ветлугиной,

с участием административного истца - заместителя прокурора <адрес> РТ А.А. Стебо, представителя административного ответчика С.В. Рыжева,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к исполнительному комитету Трехозерского сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> РТ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением к исполнительному комитету Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что прокуратурой <адрес> РТ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан. Проверкой установлено, что Советом Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ принято решение об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Трехозерского сельского поселен, в которое ДД.ММ.ГГГГ решением Совета внесены изменения и дополнения. Вместе с тем, в нарушение требований Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, пункта 18 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени органом местного самоуправления не утверждено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Указанные нарушения стали возможны в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами представительного органа и исполнительного комитета Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района РТ. Бездействие со стороны административного ответчика в указанной части представляет опасность для окружающей среды, для жизни и здоровья граждан и может привести к негативным последствиям. Просит признать бездействие исполнительного комитета Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не принятии мер, направленных на устранение нарушения природоохранного законодательства, незаконным и обязать его в месячный срок принять меры, направленные на устранение нарушения природоохранного законодательства, путём определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирования.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Республики Татарстан А.А. Стебо административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - исполнительного комитета Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан – С.В. Рыжев административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Татарстан признал полностью и пояснил, что выявленные нарушения законодательства будут устранены в ближайшее время.

Выслушав заместителя прокурора <адрес> Республики Татарстан А.А. Стебо, представителя административного ответчика С.В. Рыжева, исследовав другие материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу части 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Положениями частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, которым приняты, в том числе следующие классы опасности отходов:

- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (ФККО 4 71 101 01 52 1) относятся к первому классу опасности.

Статьей 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.

В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В силу пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Как следует из пункта 9 названных выше Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

В судебном заседании установлено, что решением Совета Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) утверждён порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования "Трехозерское сельское поселение" Спасского муниципального района Республики Татарстан. При этом места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории данного сельского поселения не определены.

Таким образом, в настоящее время фактически сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан не осуществляется, пункт приема опасных ртутьсодержащих отходов не организован, мероприятия по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления такого сбора не проводятся, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком предусмотренной законодательством обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.

Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).

Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание, что бездействие административного ответчика нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и экологическую безопасность, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает, что административный иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, требования направлены на защиту жизни и здоровья граждан, права на благоприятную окружающую среду и считает, что предложенный прокурором месячный срок соответствует требованиям разумности.

Руководствуясь статьями 176-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к исполнительному комитету Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.

Признать бездействие Исполнительного комитета Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не определении места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, не соответствующим закону.

Обязать Исполнительный комитет Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства путём определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирования.

Об исполнении решения по административному делу необходимо сообщить в суд и административному истцу - прокурору <адрес> Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд РТ.

Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин

Копия верна: судья Спасского

районного суда РТ Ф.Г. Батыршин

2а-169/2016 ~ М-108/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Спасского района РТ
Ответчики
Исполнительный комитет Трехозерского сельского поселения Спасского муниципального района РТ
Суд
Спасский районный суд
Судья
Батыршин Ф. Г.
10.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
14.03.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2016[Адм.] Судебное заседание
31.03.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2016[Адм.] Дело оформлено
05.05.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее