ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Черемхово Иркутской области 28 октября 2021 года
ул. Маяковского, 120
Мировой судья судебного участка № 111 г.Черемхово и г.Свирска Иркутской области Гавриленко Н.В., и.о. мирового судьи судебного участка № 110 г. Черемхово и г.Свирска Иркутской области
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-461/2021, представленное Управлением Росреестра по Иркутской области в отношении:
Морозовой Екатерины Юрьевны, <ДАТА> рождения, уроженки <ОБЕЗЛИЧЕНО>, зарегистрированной по адресу: <АДРЕС>, паспорт <НОМЕР>, выдан <ДАТА> <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении, 14.08.2020 г. во исполнение плана проверок соблюдения земельного законодательства в отношении граждан на 2020 г., утвержденного приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 29.10.2020 г. № 05-01-248 на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Иркутской области <ФИО1> № 07-1558-р от 10.07.2020 г, государственным инспектором г. Черемхово, г. Свирска, Заларинского, Балаганского, Нукутского, Черемховского, Аларского районов по использованию и охране земель <ФИО2> проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Морозовой Екатерины Юрьевны на земельном участке, расположенном по адресу: <АДРЕС>.
По результатам проверки было выявлено нарушение земельного законодательства, допущенное Морозовой Е.Ю., выраженное в использовании земельного участка общей площадью 769,2 кв.м, расположенного по адресу: <АДРЕС>, в отсутствии прав предусмотренных законодательством Российской Федерации на указанный земельный участок. В связи с чем, руководствуясь статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, пп. 5 п. 7 административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 18.06.2019 г. № п/0240 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора», государственным инспектором г. Черемхово, г. Свирска, Заларинского, Балаганского, Нукутского, Черемховского, Аларского районов по использованию и охране земель 14.08.2020 г. было вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства, которым Морозова Е.Ю. была обязана устранить допущенное ей нарушение земельного законодательства, предусмотренное ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выраженное в использовании земельного участка общей площадью 769,2 кв.м, расположенного по адресу: <АДРЕС>, а именно предоставить правоустанавливающие документы на данный земельный участок, оформленные в соответствии с требованиями ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. Срок исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства с учетом определения об удовлетворении ходатайства о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства от 14.08.2020 г. истек 15.08.2021 г. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от Морозовой Е.Ю. в отдел не поступало.
27.09.2021 г. с целью проверки исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 14.08.2020 г., выданного Морозовой Е.Ю., на основании решения о проведении внеплановой, выездной проверки заместителя руководителя Управления Росреестра по Иркутской области <ФИО3> от 19.08.2021 г. №08-2382-р была проведена проверка на земельном участке по адресу: <АДРЕС> в ходе проведения которой было установлено следующее.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: <АДРЕС> поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <НОМЕР>, общей площадью 709 кв.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о правах и обременениях в пользу Морозовой Е.Ю. на указанный земельный участок отсутствуют.
В рамках выездной проверки установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР>, по адресу: <АДРЕС> огорожена по периметру забором, доступ третьих лиц на данный земельный участок ограничен. На огороженной территории расположено здание жилого дома, принадлежащее Морозовой Е.Ю. на праве общей долевой собственности, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 03.04.2017 г. № 38:33:010238:426-38/015/2017-2, а также хозяйственное строение. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра от 27.09.2021.
При проведении выездной проверки выполнен обмер границ огороженной территории вышеуказанного земельного участка, используемой Морозовой Е.Ю. для размещения здания жилого дома и хозяйственного строения, по результатам которого была вычислена площадь используемого земельного участка - 709 кв. м. Данный земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР>.
Таким образом, по результатам выездной проверки установлено, что Морозова Е.Ю. использует земельный участок с кадастровым номером <НОМЕР>, по адресу: <АДРЕС>, площадью 709 кв. м. путем его огораживания, ограничения доступа третьих лиц и размещения здания жилого дома и хозяйственного строения.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. №218-ФЗ.
Действующее законодательство предусматривает регламентированный порядок возникновения прав на использование земельных участков, сопряженный с обязанностью оформления соответствующих правоустанавливающих документов.
На основании вышеизложенного, учитывая сведения относительного земельного участка, содержащихся в ЕГРН, факт отсутствия у Морозовой Е.Ю. правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером <НОМЕР>, площадью 709 кв. м., расположенный по адресу: <АДРЕС>, следует, что использование данного земельного участка осуществляется в нарушение требований 25, ст. 26 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, Морозовой Е.Ю. допущено нарушение законодательства, выраженное в невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательств. Данное нарушение совершено Морозовой Е.Ю. 15.08.2021 г. в 00 ч. 01 мин по адресу: <АДРЕС>.
Мировой судья установил, что протокол об административном правонарушении № 2462/2628 в отношении Морозовой Е.Ю. от 27.095.2021 года составлен уполномоченным должностным лицом и в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Морозовой Е.Ю., при этом в деле присутствуют данные о направлении ей уведомления о времени и месте составления протокола, направленное по месту ее регистрации 24.08.2021 г., в материалах дела имеется почтовое уведомление, подтверждающее факт вручения Морозовой Е.Ю. данного уведомления.
Согласно материалам дела, копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес Морозовой Е.Ю. 30.09.2021 г.
В судебное заседание Морозова Е.Ю. не явилась, хотя своевременно извещалась о месте и времени рассмотрения дела путем направления ей судебных извещений по имеющимся в материалах дела адресам. Конверт с судебным извещением возвращен в адрес судебного участка с отметкой оператора почтовой связи «истек срок хранения».
Руководствуясь разъяснениями п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, мировой судья считает Морозову Е.Ю. надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела, поскольку лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается извещённым о месте и времени рассмотрения дела в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что он не проживает по этому адресу. В равной степени это относится и к случаям возвращения судебных извещений на судебный участок с отметкой оператора почтовой связи «истёк срок хранения».
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся в судебное заседание Морозовой Е.Ю.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья считает установленной и доказанной вину Морозовой Е.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
Порядок осуществления государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1.
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (п.п. «а»); требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (п.п. «з»).
Как следует из статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130,131,132,133.1 и 1360 ГК РФ.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Предписание является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 14.08.2020 г. государственным инспектором г.Черемхово, г.Свирска, Заларинского, Балаганского, Нукутского, Черемховского, Аларского районов по использованию и охране земель <ФИО2> проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Морозовой Е.Ю., в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, Морозова Е.Ю. использует земельный участок площадью 769,2 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС>, для размещения здания жилого дома и хозяйственного строения, без правоустанавливающих документов на земельный участок, в связи с чем ей было выдано предписание от 14.08.2020 г. со сроком устранения выявленных нарушений до 14.02.2021 г. включительно. Данное предписание было направлено Морозовой Е.Ю. 14.08.2020 г., в материалах дела имеется почтовое уведомление, подтверждающее факт отправки предписания и получения его адресатом 25.08.2020 г.
Предписание соответствует требованиям действующего законодательства, достаточно мотивировано, в нем содержатся характеристика допущенных нарушений, нормы закона, нарушение которых допущено, и требование об устранении нарушений законодательства. Указанное предписание не содержит каких-либо неясностей и не отменено в установленном действующим законодательством порядке, в связи с чем подлежало исполнению в установленный срок.
Определением главного государственного инспектора г.Черемхово, г.Свирска, Заларинского, Балаганского, Нукутского, Черемховского, Аларского районов по использованию и охране земель <ФИО4> от 10.02.2021 срок исполнения предписания от 14.08.2020 г. был продлен до 14.08.2021 г. Данное определение получено Морозовой Е.Ю. 10.02.2021 г., о чем свидетельствует подпись Морозовой Е.Ю. в определении.
19.08.2021 года заместителем руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области <ФИО3>, заместителем главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель, вынесено решение №08-2382-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Морозовой Е.Ю. по адресу: <АДРЕС>, с целью проверки исполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 14.08.2020 г., срок исполнения которого истек 14.08.2021 года.
В решении о проведении проверки №08-2382-р от 19.08.2021 г. указаны цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
Копия данного решения, а также копия уведомления о проведении проверки, направлены Морозовой Е.Ю. посредством почтовой связи 24.08.2021 г., в материалах дела имеется почтовое уведомление, подтверждающий факт отправки письма и получения его адресатом.
27.09.2021 года на основании решения заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 19.08.2021 г., государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель <ФИО2> проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 14.08.2020 г., в ходе которой выявлен факт неисполнения данного предписания, в установленный срок (до 14.08.2021 г. включительно) и составлен акт проверки № 2462 от 27.09.2021 г. В акте отражено, что Морозова Е.Ю. продолжает использование земельного участка в нарушение требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из фототаблицы к акту проверки усматривается нахождение на земельном участке, расположенном по адресу: <АДРЕС>, жилого дома и хозяйственных построек, при этом, земельный участок огорожен, доступ третьих лиц на земельный участок ограничен.
По факту выявленного правонарушения 27.09.2021 г. в отношении Морозовой Е.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Письменные доказательства, имеющиеся в деле, получены с соблюдением требований законодательства РФ и признаются мировым судьей относимыми и допустимыми.
Состав ч.25 ст.19.5 КоАП РФ является формальным и объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что предписание от 14.08.2020 г. обжаловалось в установленном законом порядке или не могло быть исполнено в течение предоставленного срока, уважительных причин невозможности его выполнения Морозовой Е.Ю. не представлено.
Таким образом, при отсутствии обстоятельств, указывающих на незаконность и неисполнимость предписания, факт неисполнения предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, к установленному в нем сроку, свидетельствует о наличии в действиях Морозовой Е.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследованные доказательства подтверждают факт невыполнения в установленный срок Морозовой Е.Ю., выданного должностным лицом Управления Росреестра по Иркутской области предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 14.08.2020 г.
Оценивая все представленные доказательства в их совокупности, мировой судья установил, что действия Морозовой Е.Ю. правильно квалифицированы по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Мировой судья не находит оснований для освобождения Морозовой Е.Ю. от административной ответственности или прекращения производства по делу.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Морозовой Е.Ю., предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
С учетом принципа индивидуализации назначения административного наказания, характера совершенного правонарушения, отсутствии обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, личности виновной, ее имущественного положения, мировой судья полагает, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, Морозовой Е.Ю., следует назначить административное наказание в пределах санкции ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде минимального административного штрафа.
Издержек по делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Морозову Екатерину Юрьевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель платежа УФК по Иркутской области (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области, л/с 04342207670), ИНН 3808237415, КПП 381101001, номер счета получателя (казначейский счет) 03100643000000013400, Отделение Иркутск Банка России//УФК по Иркутской области г.Иркутск, БИК 012520101, кор.счет банка получателя (единый казначейский счет) 40102810145370000026, КБК 83711601193010005140, ОКТМО 25745000, наименование платежа - штраф мировых судей по делу 5-461/2021, УИН 0376068828102021396236567.
Разъяснить Морозовой Е.Ю., что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1,2 ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Черемховский городской суд Иркутской области через мирового судью судебного участка № 110 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области либо жалоба может быть подана непосредственно в Черемховский городской суд Иркутской области.
Мировой судья Н.В. Гавриленко
Постановление в законную силу не вступило.