РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2017 года г.о. Тольятти<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка № 103 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области Скоромыкин С.А., при секретаре Афонькиной М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1055/17 по иску НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» к Казанкову В.Ф., 3-е лицо ТСЖ «36-Э» о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
установил:
НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (далее по тексту - НО «ФКР») обратилось к мировому судье с иском о взыскании с Казанкова В.Ф. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, мотивируя свои требования тем, что Казанков В.Ф. является собственниками квартиры <НОМЕР> расположенной по адресу: г.о. Тольятти, ул. <АДРЕС>, д<АДРЕС>.
В соответствии с положениями ст.178 Жилищного кодекса РФ, Закона Самарской области №60-ГД от 21.06.2013 года «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», Постановлением Правительства Самарской области №247 от 06.06.2013 года «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта», была образована некоммерческая организация «ФКР» осуществляющая деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а в соответствии с ч.3 ст.158 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы в том числе путем внесения взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности.
За период с августа 2014 года по декабрь 2016 года у ответчика образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома <НОМЕР> по ул.<АДРЕС> в г.Тольятти Самарской области, которая составляет 8 975,29 руб.
Поскольку ответчик несвоевременно вносит взносов на капитальный ремонт, в соответствие со ст. 155 ЖК РФ, на сумму задолженности были начислены пени, размер которых составил 318,30 руб. Поскольку ответчик образовавшуюся задолженность не погасил, истец был вынужден обратиться в суд с указанным иском.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Ответчик Казанков В.Ф. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что на основании решения общего собрания собственников МКД по адресу: г.Тольятти, ул.<АДРЕС>, д<АДРЕС>, оплата взносов на капитальный ремонт производится на специальном счете ТСЖ 36-Э. В спорный период с августа 2014 года по декабрь 2016 года он ежемесячно оплачивал взносы на капитальный ремонт в ТСЖ «36-Э», на основании квитанций по оплате жилья и коммунальных услуг ежемесячно выставляемых ему ТСЖ «36 Э». Квитанций НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» по оплате взносов на капитальный ремонт он не получал.
Представитель 3-его лица ТСЖ «36-Э» Муравей А.А., действующий на основании доверенности от 01.09.2016 года, с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что решением собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г.Тольятти, ул.<АДРЕС>, <НОМЕР> от <ДАТА5> было принято решение о способе формирования ФКР общего имущества сформировав на специальном счете, принадлежащем ТСЖ «36-Э», но по каким-то причинам региональный оператор не получил решение, ему не известно. Кроме того решением собственников того же дома от 25.07.2016 года была выбрана кредитная организация для открытия специального счета, при этом данное решение направлено в адрес регионального оператора. В настоящее время от регионального оператора получено подтверждение, что формирование фонда капитального ремонта с общего счета регионального оператора, на специальный счет ТСЖ «36-Э» будет осуществлено в сентябре 2017 года. Ответчик исправно оплачивает взносы на капитальный ремонт на счет ТСЖ, задолженности не имеет, в связи с чем, просил в удовлетворении требований отказать. Также обратил внимание, что НО «ФКР» доказательств подтверждающих факт направления ответчику квитанций на оплату капитального ремонта не представил.
Суд, изучив материалы дела, выслушав ответчика, представителя 3-его лица, оценивая собранные доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ответчик <ФИО1>, с <ДАТА7> имеет в собственности квартиру общей площадью 52,2 кв.м., расположенную по адресу: г.о. Тольятти, ул. <АДРЕС>, <НОМЕР>-79, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 29.10.2016 года (л.д. 9)
В спорный период <ФИО1> уплачивал взносы на капитальный ремонт в ТСЖ «36-Э» на основании квитанций по оплате жилья и коммунальных услуг выставляемых ТСЖ (л.д.26-36).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. Аналогичная правовая позиция отражена в ч.3 т.<НОМЕР> Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ).
Согласно ст. ст. <НОМЕР> - 310 ГК РФ, обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями ст.178 ЖК РФ, Закона Самарской области №60-ГД от 21.06.2013 года «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», Постановлением Правительства Самарской области №247 от 06.06.2013 года «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта», была образована некоммерческая организация «ФКР» осуществляющая деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.
Согласно ч.1 и ч.3 ст. 169 ЖК РФ и ч.ч. 2, 3 ст. 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 года N 60-ГД " О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области " обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена и опубликована 29.11.2013 года Постановлением Правительства №707, в связи с чем, для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Программу капитального ремонта обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
Собственники многоквартирного дома <НОМЕР> по ул.<АДРЕС> в г.Тольятти Самарской области, на основании ст.ст.9, 28 Закона Самарской области №650-ГД от 21.06.2013 года, формируют фонд капитального ремонта на счет регионального оператора НО «ФКР».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области №654 от 22.11.2013 года, Постановлением №784 от 17.12.2014 года и Постановлением №333 от 11.06.2015 года, истцом ответчику начислялись взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома <НОМЕР> по ул.<АДРЕС> г.Тольятти, которые ответчиком в нарушение требований ст.155 Жилищного кодекса РФ не оплачивались, в связи с чем образовалась задолженность за период с 01.08.2014 года по 31.12.2016 года в размере 8 975,29 рублей.
Оснований позволяющих сомневаться в представленном истцом расчете задолженности Казанкова В.Ф.по оплате взносов на капитальный ремонт, у суда не имеется. Ответчиком расчет задолженности по существу не оспаривался.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования, в части взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома <НОМЕР> по ул.<АДРЕС> в г.Тольятти подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты неустойки за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороны доказывают те обстоятельства, на которые они ссылаются.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере предусмотренным п. 14 ст. 155 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Ответчик в судебном заседании показал, что кроме квитанций ТСЖ, других квитанций на оплату капитального ремонта не получал.
Истец в свою очередь указывает, что факт доставления квитанций подтверждается соответствующими договорами с курьерской службой, однако каких-либо доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, истцом в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд полагает, что просрочка исполнения ответчиком своей обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт возникла не по его вине, что в силу ч. 3 ст. 405 ГК РФ является основанием для его освобождения от уплаты неустойки.
Доводы ответчика Казанкова В.Ф., а также представителя 3-его лица Муравей А.А. о формировании фонда капитального ремонта вышеуказанного МКД на специальном счете ТСЖ «36-Э» суд находит необоснованными, сделанными в связи с ошибочным толкованием норма права.
В связи с невыполнением требований ЖК РФ в части перехода на специальный счет в отношении МКД по ул. <АДРЕС>, <НОМЕР> г. Тольятти, принято решение о формировании Фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 170 ЖК РФ, начиная с даты, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ и ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, а региональный оператор должен исполнить обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные ст. 182 ЖК РФ, перечислить в случаях, предусмотренных ЖК РФ, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ.
Собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора: 1) ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; 2) принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены ЖК РФ, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме; 3) участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме; 4) запрашивают и получают предусмотренные ЖК РФ сведения (информацию) от заинтересованных лиц; 5) реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Согласно ч.1 ст.173 Жилищного кодекса РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с ч.4 ст.170 настоящего Кодекса (ч.3 ст.173 ЖК РФ).
В соответствии с ч 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
владелец специального счета;
кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в силу ч.3 ст.173 ЖК РФ, в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
Согласно представленному в материалы дела протоколу общего собрания собственников помещений МКД по ул.<АДРЕС>, д<АДРЕС> от 25.12.2013 года, собственниками было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД на специальном счете, принадлежащем ТСЖ «36-Э» (л.д. 50).
Вместе с тем, лишь 25.07.2016 года собственниками помещений МКД по ул.<АДРЕС>, д<АДРЕС>, было принято решение о выборе в качестве кредитной организации для открытия специального счета на капитальный ремонт ПАО «Сбербанк России» (л.д. 41). Во исполнение указанного решения между ПАО «Сбербанк России» и председателем ТСЖ 36-Э <ФИО2> 04.08.2016 года был заключен договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта (л.д. 59-70).
В силу ч.5 ст.173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в ч.2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски.
Данный способ формирования фонда капитального ремонта предполагает передачу собственникам помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт кредитной организации для зачисления на специальный счет, который предназначен для перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта и расходные операции, по которому могут совершаться лишь для оплаты перечисленных в ч.1 ст. 174 ЖК РФ услуг и (или) работ, связанных с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете, на котором и могут аккумулироваться средства капитального ремонта собственников жилых помещений только в одном многоквартирном доме.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в спорный период: с августа 2014 года по декабрь 2016 года ответчик был обязан вносить платежи на капитальный ремонт в НО «ФКР», а у ТСЖ «36-Э» не и мелось правовых оснований выставлять жильцам счета по оплате взносов на капитальный ремонт дома.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы понесенные истцом в связи с оплатой государственной пошлины в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья,-
решил:
Исковые требования НО «Региональный оператор Самарской области «ФКР» к Казанкову Виктору Федоровичу о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - удовлетворить частично.
Взыскать с Казанкова Виктора Федоровича в пользу НО «Региональный оператор Самарской области «ФКР» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме <НОМЕР> по ул.<АДРЕС> в г.Тольятти за период с 01.08.2014 года по 31.12.2016 года в размере 8 975,29 руб. В остальной части требований отказать.
Взыскать с Казанкова Виктора Федоровича в пользу НО «Региональный оператор Самарской области «ФКР» расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. на реквизиты ИНН <НОМЕР>, БИК <НОМЕР>, р/с <НОМЕР>, к/с <НОМЕР> в филиале «Газпромбанк» (Акционерное общество) в г. <АДРЕС>
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Автозаводский районный суд г.Тольятти Самарской области через мирового судью вынесшего решение.
Мотивированное решение составлено 01.08.2017 года
Мировой судья С.А.Скоромыкин