Дело №5-270/2020
Мотивированное постановление
пл. Комсомола, д. 2
с. Альменево Курганской области 10 августа 2020 г.
Мировой судья судебного участка № 1 Альменевского судебного района Курганской области Бухарова Р.М., пл. Комсомола, д.2, с. Альменево Курганской области, рассмотрев материалы с протоколом по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении, юридического лица,Администрации Альменевского района Курганской области, находящуюся по адресу: площадь Комсомола, д. 1, с. <АДРЕС> Альменевского района Курганской области, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>.
составленного главным специалистом отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности <АДРЕС> области <ФИО1>,
установил:
<ДАТА2> должностным лицом Управления защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности <АДРЕС> области составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> в отношении юридического лица Администрации Альменевского района Курганской области ввиду неисполнения предписания <НОМЕР> от <ДАТА3> - нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, полномочий по решению вопроса местного значения в части создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, чем нарушены пункт 24 части 1, часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункт «а» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Аюпова С.В. доводы доверителя поддержала и пояснила, что в результате плановой проверки должностным лицом были выявлены нарушения в области гражданской обороны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при этом, вменено невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: неосуществление полномочий по решению вопроса местного значения в части создания, содержания и организации деятельности аварийно- спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований. Реализация вопроса местного значения создания, содержания и организации деятельности аварийно - спасательных служб (формирований) органами местного самоуправления <АДРЕС> района на момент проведения проверки осуществлялись в виде мероприятий: <ДАТА> г. на заседании КЧС ПБ <АДРЕС> района рассмотрен вопрос о создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), с вынесением вопроса в Альменевскую районную Думу для выделения денежных средств на <ДАТА> г.; <ДАТА> г. Альменевской районной Думой принято решение <НОМЕР> о создании на территории <АДРЕС> района аварийно-спасательного формирования на базе МКУ отдел МКХ и МТО, при формировании бюджета на 2020 г. предусмотреть финансирование в размере 300 тыс. руб.; <ДАТА> г. принято постановление <НОМЕР> «О поэтапном создании муниципального поисково-спасательного отряда <АДРЕС> района». Полномочия были закреплены за органами местного самоуправления района <АДРЕС> области от <ДАТА9> <НОМЕР> и вступили в силу с <ДАТА> г. финансовые средства на реализацию данных полномочий были предусмотрены в бюджете при формировании на 2020 г., согласно решения Районной думы <НОМЕР> от <ДАТА> г., с расчетом структуры расходов и сметы на 2020 г. по отделу ГО ЧС, утвержден Устав муниципального поискового - спасательного отряда <АДРЕС> района, <ФИО2> и <ФИО3> в феврале 2020 года прошли обучение, получив справки об обучении, в категории «руководители НАСФ, НФГО, спасательных служб и их заместители», <ФИО4> и <ФИО5> в июне прошли обучение по подготовке матросов - спасателей, укомплектовано оборудованием, подана заявка об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ МКУ отделу ЖКХ МТО администрации Альменевского района Курганской области. Однако, ввиду действовавшего режима самоизоляции, введенного из-за угрозы распространения на территории <АДРЕС> области новой коронавирусной инфекции, сроки обучения спасателей были смещены, как и сроки обучения личного состава, их аттестация к <ДАТА12> стала невозможна. С ходатайством о продлении исполнения срока исполнения предписания не обращались. Просила производство по делу прекратить.
Свидетель Виркун О.М., допрошенный в судебном заседании пояснил, что является начальником отдела ГО И ЧС администрации <АДРЕС> района, поскольку полномочия переданы органам местного самоуправления с <ДАТА> г. то, администрацией района во исполнение мероприятий по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований) вначале марта <ДАТА> г. были проведены заседание КЧС ПБ <АДРЕС> района с вынесением вопроса о выделении денежных средств на <ДАТА> г., затем, принято решение о создании аварийно-спасательного формирования на территории <АДРЕС> района на базе МКУ отдела ЖКХ и МТО, поскольку, в данном отделе имеется необходимая техника и оборудования. <АДРЕС> района принято постановление о поэтапном создании муниципального поисково-спасательного отряда, утвержден устав, штатное расписание, структура, нормы обеспечения, руководители прошли обучение, подана заявка на проведение аттестации, однако, ввиду событий, связанных с режимом повышенной готовности, связанных с короновирусной инфекции, аттестация муниципального поискового -спасательного отряда к <ДАТА12> не проведена.
Заслушав защитника, свидетеля, исследовав представленные доказательства, мировой судья приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к которым в том числе отнесено осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций...
Пунктами 13 и 14 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, определено, что к силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Исходя из положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе и подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт «а» части 2 статьи 11).
Согласно пункту 24 части 1 статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского поселения, к которым в том числе отнесено создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Частью 3 указанной статьи установлен перечень пунктов, предусмотренных частью 1, которые относятся к вопросам местного значения сельского поселения. Законами субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ устанавливает, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законом Курганской области от 25 декабря 2014 года № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» вопрос создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований был отнесен к вопросам местного значения сельских поселений. Законом Курганской области от 31 октября 2018 года № 122 «О внесении изменений в статью 1 Закона Курганской области от 25 декабря 2014 года № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений», вступившим в законную силу с 1 января 2019 года, указанный вопрос исключен из вопросов местного значения сельских поселений.
Таким образом, вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения с 1 января 2019 года является вопросом местного значения муниципального района.
Распоряжением отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций № 25 от 15 июня 20120 года в отношении Администрации Альменевского района Курганской области назначена проверка, задачами которой являлись предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно акту проверки <НОМЕР> от <ДАТА2>, Администрацией Альменевского района Курганской области не осуществляются полномочия по решению вопроса местного значения в части создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований.
<ДАТА> г. на заседании КЧС ПБ <АДРЕС> района рассмотрен вопрос о создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), с вынесением вопроса в Альменевскую районную Думу для выделения денежных средств на <ДАТА> г.;
<ДАТА> г. Альменевской районной Думой принято решение <НОМЕР> о создании на территории Альменевского района аварийно-спасательного формирования на базе МКУ отдел МКХ и МТО, при формировании бюджета на 2020 г. предусмотреть финансирование в размере 300 тыс. руб.
<ДАТА> г. принято постановление <НОМЕР> «О поэтапном создании муниципального поисково-спасательного отряда Альменевского района». Полномочия были закреплены за органами местного самоуправления района <АДРЕС> области от <ДАТА9> <НОМЕР> и вступили в силу с <ДАТА> г. финансовые средства на реализацию данных полномочий были предусмотрены в бюджете при формировании на 2020 г., согласно решения Районной думы <НОМЕР> от <ДАТА> г., что подтверждается расчетом структуры расходов и сметы на 2020 г. по отделу ГО ЧС, следует из утвержденного Устава муниципального поискового - спасательного отряда Альменевского района. Из других исследованным письменных материалов дела установлено, что <ФИО2> и <ФИО3> в феврале 2020 года прошли обучение, получив справки об обучении, в категории «руководители НАСФ, НФГО, спасательных служб и их заместители», <ФИО4> и <ФИО5> в июне прошли обучение по подготовке матросов - спасателей, поисково - спасательный отряд администрации Альменевского района Курганской области, созданныйна базе отдела МТО и ЖКХ укомплектован необходимым оборудованием и техникой, подана заявка об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ МКУ отделу ЖКХ МТО администрации Альменевского района Курганской области, внесены изменения в учредительные документы МКУ Отдел жилищно-коммунального хозяйства и материально - технического обеспечения администрации Альменевского района, что установлено из выписки из ЕГРЮЛ.
Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок пользуются правами, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 10, 11 Положения предметом проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение ими обязательных требований. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах (далее - мероприятия по контролю), а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в статье 10 предусматривает, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 10, 11,12, 14-17 настоящего Федерального закона.
В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе. По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, вручается под расписку, по результатам проверки должностное лицо вправе выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю следующее предписание, принять меры по контролю за устранением вышеназванных нарушений - иными словами осуществлять периодические проверки факта устранения выявленных нарушений; принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В силу статьи 12,14,16 Федерального закона № 294 предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Меры, принимаемые должностными лицами органов, уполномоченных в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выявивших нарушения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требований федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, муниципальных правовых актов: выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю следующее предписание, принять меры по контролю за устранением вышеназванных нарушений - иными словами осуществлять периодические проверки факта устранения выявленных нарушений; принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой документ, адресованный лицу, совершившему нарушение обязательных требований, от имени органа государственного контроля, муниципального контроля, которое содержит требование устранить выявленные в ходе проверки нарушения, с обязательным сроком, в течение которого необходимо исполнить данное нарушение. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно в силу закона, а сами требования реально исполнимы. Исполнимость предписания является элементом законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать двоякого толкования, доступным для толкования.
Предписание от <ДАТА> г. вынесено уполномоченным органом, получено юридическим лицом лично, формулировка предписания изложена доступными терминами, двоякого толкования требований не установлено, сроки исполнения предписания определены. Проверка исполнения приказа назначена приказом, копию которого юридическое лицо получило, о сроках проведения предписания было уведомлено, сроки проведения согласованы. Проверка проведена посредством выезда к месту осуществления деятельности по ранее выданному предписанию. Предписание исполнено частично. Время (дата), место совершения административного правонарушения установлены и протоколом об административном правонарушении и подтверждены Актом проверки и другими материалами дела, исследованными в судебном заседании, оснований для признания их недопустимыми нет. Все проведенные должностным лицом процессуальные действия законны, грубых нарушений проведения выездной проверки, влекущих недействительность результаты проверки не установлено. Таким образом, оснований для признания предписания незаконным при рассмотрении дела не установлено.
Юридическое лицо, выполняя предписание от <ДАТА> г., обязано обеспечить его исполнение, приложить все усилия к тому, а в случае невозможности выполнить условия, в силу причин независящих от него, принять меры для предоставления обоснованных доказательств его неисполнения. Предписание от <ДАТА> г. юридическим лицом не оспаривалось, не обжаловалось. Доказательств того, что юридическое лицо предпринимало меры для исполнения предписания, прилагало при этом усилия, но в силу независящих от него причин, в установленный срок не смогло его исполнить, хотя намерения имело, в судебном заседании не найдено, поскольку, юридическое лицо о продлении срока для исполнения предписания перед должностным лицом не ходатайствовало. В разъяснениях ГКУ «Службы спасения <АДРЕС> области» от <ДАТА19> об организации обучения проводимых в два этапа с 18 до <ДАТА20> установлен срок для Альменевского района <ДАТА21>, а заявка об аттестации подана после составления протокола об административном правонарушении <ДАТА22>, хотя срок для исполнения предписания был установлен до <ДАТА12> Предписание от <ДАТА> г. явилось результатом ранее проведенной проверки. Доводы о том, что действующий режим самоизоляции получил причиной невыполнения предписания на квалификацию вменяемого правонарушения не влияет.
Объективных признаков невозможности соблюдения правил, для принятия мер, не установлено. Напротив, материалами дела и пояснениями стороны подтверждена реальная возможность получения права ведения аварийно-спасательных работ, но за пределами срока исполнения предписания.
Невыполнение требований в предусмотренный предписанием срок либо выполнение требований после истечения срока не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Следовательно, юридическое лицо Администрация Альменевского района на момент составления протокола об административном правонарушении <ДАТА23> года, указанное в предписании нарушение, в срок до <ДАТА12>, не устранила. Таким образом, Администрация Альменевского района курганской области совершила правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.
При назначении наказания судья учитывает, роль представителей юридического лица, принимавших меры к исполнению предписания, обстоятельства и характер правонарушения, отсутствие тяжких последствий правонарушения, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит опасных угроз для личности, общества или государства, не нанесло вреда общественным отношениям, что в настоящее время, в целом, юридическим лицом большинство финансово - затратных и иных мероприятий проведено, на момент рассмотрения протокола об административном правонарушении заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ подано, мировой судья рассматривает совершенное правонарушение как малозначительное, и на основании ст. 2.9 КоАП РФ, считает возможным освободить Администрацию Альменевского района от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,
постановил:
Администрацию Альменевского района Курганской области признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Освободить Администрацию Альменевского района Курганской области от административной ответственности, объявив ей устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Альменевского района Курганской области прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Мотивированное постановление изготовлено 12.08.2020 г.
Постановление может быть обжаловано в Альменевский районный суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Р.М. Бухарова