ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Уфа 11 декабря 2018 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 14 ноября 2018 года) жалобу начальника Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан Хажина А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении Акбердиной Л.С.,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 по Чишминскому району Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан, от 25 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении Акбердиной Л.С. прекращено ввиду малозначительности с объявлением ей устного замечания.
Не соглашаясь с решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2018 года, начальник Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан Хажин А.В., направивший протокол об административном правонарушении и другие материалы в суд, подает на него жалобу в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность, возвратить дело на новое рассмотрение.
Копия жалобы в соответствии с ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлена Акбердиной Л.С., возражений на жалобу не поступило.
В силу положений ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела, исследовав доводы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 4 ст. 19.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 5 ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формы государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА), а также сроки проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 (далее - Порядок).
Из положений п. 45 Порядка следует, что во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет соблюдают устанавливаемый порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают устанавливаемый порядок проведения ГИА в аудитории и осуществляют контроль за ним.
Экзамен сдается обучающимися, выпускниками прошлых лет самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо экзаменационных материалов, находятся:
а) гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета;
б) документ, удостоверяющий личность;
в) средства обучения и воспитания;
г) лекарства и питание (при необходимости);
д) специальные технические средства (для лиц, указанных в п. 37 Порядка);
е) черновики (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»).
Иные вещи обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют в специально выделенном месте для личных вещей обучающихся, выпускников прошлых лет в здании (комплексе зданий), где расположен пункт проведения экзамена (далее – ППЭ).
Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена обучающиеся, выпускники прошлых лет могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.
В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) в ППЭ запрещается:
а) обучающимся, выпускникам прошлых лет - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
б) организаторам, ассистентам, оказывающим необходимую техническую помощь лицам, указанным в п. 37 настоящего Порядка, медицинским работникам, техническим специалистам - иметь при себе средства связи;
в) лицам, перечисленным в п. 40 настоящего Порядка, - оказывать содействие обучающимся, выпускникам прошлых лет, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
г) обучающимся, выпускникам прошлых лет, организаторам, ассистентам, оказывающим необходимую техническую помощь лицам, указанным в п. 37 настоящего Порядка, техническим специалистам - выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.
Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают членов ГЭК, которые составляют акт об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ.
Если обучающийся, выпускник прошлых лет по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, то он досрочно покидает аудиторию. В таком случае организаторы сопровождают участника экзамена к медицинскому работнику и приглашают члена ГЭК. При согласии участника экзамена досрочно завершить экзамен член ГЭК и медицинский работник составляют акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. Организатор ставит в бланке регистрации обучающегося, выпускника прошлых лет соответствующую отметку.
Акты об удалении с экзамена и о досрочном завершении экзамена по объективным причинам в тот же день направляются в ГЭК и РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ.
Как усматривается из материалов дела, приказом министра образования Республики Башкортостан №... от дата Акбердина Л.С. включена в список организаторов ППЭ муниципального района адрес Республики Башкортостан (л.д. 10 - 16).
Во время ЕГЭ по обществознанию в ППЭ №..., расположенном на базе МАОУ СОШ ... по адресу: адрес, дата в 13.40 ч была выставлена метка онлайн-наблюдателя в связи с тем, что участник ЕГЭ ФИО3 (место 4А) достал шпаргалку и положил ее под листы на столе (л.д. 25).
Согласно акту от дата ФИО3 удален с экзамена (л.д. 9). Результат ЕГЭ по обществознанию данного участника ЕГЭ аннулирован (выписка из протокола от дата, л.д. 7 – 8).
дата ведущим специалистом отдела контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан ФИО4 в отношении Акбердиной Л.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, согласно которому организатор ППЭ Акбердина Л.С., находясь в ППЭ ЕГЭ №..., расположенном на базе МАОУ СОШ ... по адресу: адрес, допустила на экзамене по обществознанию дата в период времени с 10.00 ч до 14.20 ч наличие и использование запрещенных справочных материалов, письменных заметок (шпаргалки) участником ЕГЭ ФИО3 (место 4А) (л.д. 1 – 4).
Рассмотрев дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о доказанности вины Акбердиной Л.С. в нарушении установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, и, указав на малозначительность деяния ввиду отсутствия каких-либо последствий и вреда общественным и государственным интересам, характера административного правонарушения и роли Акбердиной Л.С., производство по делу прекратил.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 года № 5 (от 19 декабря 2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 21), малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенного нарушения последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, посягает на порядок управления и ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным. Нормы Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ориентированы на обеспечение процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а потому пренебрежение ими не может рассматриваться как малозначительное административное правонарушение.
Изложенное свидетельствует об обоснованности доводов жалобы начальника Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан Хажина А.В. Выводы мирового судьи и судьи районного суда о необходимости прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения являлись неверными.
Между тем в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как общее правило, недопустим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 3.1 Постановления от 17 июля 2002 года № 13-П (подтвержденной в Постановлении от 11 мая 2005 года № 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.
Приведенные положения об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
КоАП РФ также не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу решения или постановления по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене в соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ вступивших в законную силу постановления мирового судьи судебного участка № 3 по Чишминскому району Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан, от 25 июля 2018 года и решения судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении Акбердиной Л.С. в связи с ухудшением ее положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Чишминскому району Республики Башкортостан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан, от 25 июля 2018 года и решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, в отношении Акбердиной Л.С. оставить без изменения, жалобу начальника Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан Хажина А.В.– без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан З. У. Латыпова
Справка:
мировой судья Хисамутдинова Н.З.
судья районного суда Касимова Ч.Т.
№ 44а-2429/18