П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
07 июня 2017 года село БольшаяЧерниговка
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2017 г Мотивированное постановление изготовлено 07.06.2017 Мировой судья судебного участка №128 Большеглушицкого района Самарской области Самарской области НавроцкаяН.А.,
с участием
помощника прокурора Большечерниговского района Самарской области Маценко А.В.,
при секретаре Армаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №5-216/2017 об административном правонарушении в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детской музыкальной школы Большечерниговского района Самарской области Викуловой Екатерины Анатольевны,<ДАТА4> рождения, уроженки <АДРЕС>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, <АДРЕС> Черниговка, ул. <АДРЕС>, 4-5, по ч.1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.05.2017 года прокуратурой Большечерниговского района Самарской области на основании анонимного обращения проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о противодействии коррупции при осуществлении благотворительной деятельности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Детской музыкальной школе Большечерниговского района Самарской области (далее - МБУ ДО Детская музыкальная школа, учреждение), в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Установлено, что родителями учащихся ежемесячно уплачивались взносы, о добровольностикоторых надлежащим образом разъяснено не было. Полученные от родителей взносы в 2014 году учреждением были израсходованы на следующие мероприятия: на налог на имущество - 84 рубля, взносы в 2015 году учреждением были израсходованы на следующие мероприятия: на заправку картриджей - 1160 рублей, на оплату канцтоваров - 4145 рублей, на покупку хозтоваров - 1280 рублей, на курсы повышения квалификацией - 9600 рублей, на налоги на прибыль - 28 рублей, на ремонт музыкальных инструментов - 6500 рублей, на издание печатной литературы - 650 рублей, на государственную* пошлину - 1550 рублей, на изготовление бланков - 2850 рублей, на суточные по служебной командировке - 300 рублей, на проездные - 3600 рублей, на налог на имущества - 600 рублей, на оплату за столы - 9020 рублей и подотчет - 7958 рублей, взносы в 2016 году учреждением были израсходованы на следующие мероприятия: на налог на прибыль - 1126 рублей, на цветную печать - 864 рубля, на канцтовары - 5615 рублей, ПФР - 6,69 рублей, на фотопечать - 640 рублей, на ремонт блоков питания - 1800 рублей, за заправку картриджей - 390 рублей, на издание литературы - 826 рублей, на курсы повышения квалификации - 11000 рублей, на техобслуживание оборудования - 950 рублей, на проездные 3473 рубля, на государственную пошлину - 800 рублей и подотчет - 13592 рубля, взносы в 2017 году учреждением были израсходованы на следующие
мероприятия: на заправку картриджей - 700 рублей, на канцтовары - 1230 рублей, на фотопечать - 1252 рубля, на покупку ноутбука - 25500 рублей.
В ряде договоров на оказание образовательных услуг, которые заключены с родителями обучающихся, включены положения об обязательном внесении добровольных пожертвований, что противоречит требованиям действующего законодательства.
При предоставлении документов в прокуратуру директором МБУ ДО Детской музыкальной школы Викуловой Е.А. были предоставлены планы финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденные и в 2014 и в 2015 году лично ей, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, план на 2014 год утвержден 31.12.2014 (по истечению года, когда план должен утверждаться уже на следующий год), план на 2015 год утвержден 26.01.2017, план на 2016 год утвержден 29.12.2016 (по истечению года, когда план должен утверждаться уже на следующий год). Кроме того, указанные планы отсутствуют на официальном сайте МБУ ДО Детской музыкальной школы, что противоречит принципам открытости и доступности указанных документов.
Вместе с тем, на официальном сайте МБУ ДО Детской музыкальной школы имеется план финансово-хозяйственной деятельности на 2014, 2015, 2016 годы, утвержденный главой Большечерниговского района 01.01.2014.
При сравнении планов установлено, что показатели финансового состояния учреждения в плане, размещенном на сайте и планах, предоставленных и заверенных подписью директора МБУ ДО Детской музыкальной школы Викуловой Е.А. различны, что может служить основанием полагать о наличии в последних указанных планах недостоверных сведений, которые были предоставлены в прокуратуру района с целью сокрытия достоверной отчетности. Достоверная финансовая деятельность в учреждении не осуществлялась, чеки об оплате взносов от родителей не собирались, что дает основания полагать о получении от родителей денежных средств, которые не были учтены в бухгалтерской отчетности.
Указанные нарушения повлекли, по мнению прокурора Большечерниговского района Самарской области незаконное ограничение права на образование, так как родителям не было известно о том, что образование в МБУ ДО Детской музыкальной школе является бесплатным, а обязательные сборы -незаконными, в действиях должностного лица - директора МБУ ДО Детская музыкальная школа Большечерниговского района Самарской области Викуловой Е.А. содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, то есть нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования.
В судебное заседание Викулова Е.А. явилась, ей как лицу, привлекаемому к административной ответственности разъяснена ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, вину признала частично, по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что уплата взносов, их расходование были связаны непосредственно с образовательными процессами, на приобретение инструментов, техники, литературы и.т.д., имеющиеся нарушения устранены, либо устраняются, считает, что правонарушение может быть признано малозначительным, она освобождена от ответственности, с вынесением устного замечания.
Свидетель <ФИО1> в судебном заседании пояснила, что ее дочь <ФИО1> <ФИО3> являлась учащейся МБУ ДО Детская музыкальная школа Большечерниговского района Самарской области. В настоящее время школу не посещает. Школой были определены суммы и сроки уплаты взносов, которые она считала обязательным. О том, что взносы добровольные ей никто не разъяснял. Никакие денежные средства от родителей ею не собирались. По просьбе директора школы Викуловой Е.А. ею были предоставлены паспортные данные. Для каких целей не интересовалась. Она и ее дочь взносы передавала непосредственно директору школы Викуловой Е.А. Куда тратились денежные средства им не отчитывались. В 2015 году ее семья испытывала материальные затруднения, вносила денежные средства, опасаясь негативных последствий по отношению к дочери, если бы она знала, что взносы добровольные, то не уплачивала бы их. Считает, что действиями Викуловой Е.А. ей был причинен ущерб, поскольку полагая, что взносы обязательные она вынуждена была изыскивать средства для их уплаты, ограничивая себя и членов семьи в приобретении жизненно важных, необходимых товаров, лекарственных препаратов, продуктов питания.
Выслушав правонарушителя, свидетеля, позицию помощника прокурора, полагавшей вину Викуловой Е.А. установленной и доказанной, ее действия подлежат квалификации по ч.1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения ст.ст. 2.9, 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 установлено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В силу ч.7 ст. 28 Федеральный закона №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.
Положением о добровольных (целевых) взносов и пожертвований физических и юридических лиц МБУ ДО ДМШ Большечерниговского района Самарской области, утвержденным приказом директора МБУ ДО ДМШ Большечерниговского района Викуловой Е.А. <НОМЕР> от 19.02.2014 г. определены порядок привлечения, расходования и учета добровольных пожертвований физических и юридических лиц, основные понятия, цели и задачи.
Частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации.
Мировым судьей установлено, что МБУ ДО Детская музыкальная школа Большечерниговского района Самарской области осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением Администрации Большечерниговского района Самарской области Учредителем и собственником имущества Учреждения является Администрации Большечерниговского района Самарской области.
Директором МБУ ДО Детская музыкальная школа Большечерниговского района Самарской области с 24.06.2013 г. по настоящее время является Викулова Е.А, что подтверждается копией приказа
МБУ ДО Детская музыкальная школа согласно п. 1.1 Устава учреждения, утвержденного постановлением администрации Большечерниговского района Самарской области от 02.11.2015 № 903 и принятого общим собранием трудового коллектива, протоколу № 19 от 19.10.2015 (далее - Устав) создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
В соответствии с п.п. 1.5 Устава учреждение создано в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования в области искусств, формирование действенных механизмов реализации программ и проектов, направленных на развитие и воспитание духовно-нравственной личности, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Таким образом, основной целью деятельности, для которой создано учреждение, является дополнительное образование.
Согласно п. 6.9 Устава МБУ ДО Детская музыкальная школа получает финансовое обеспечение от субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций.
МБУ ДО Детская музыкальная школа осуществляет дополнительную образовательную деятельность по «художественно-эстетической направленности», что подтверждается лицензией Министерства образования и науки Самарской области № 4985 от 18.07.2013 В силу Положения о порядке приема в МБУ ДО Детскую музыкальную школу от 10.01.2011при приеме детей в учреждение с их законными представителями заключается договор на оказание образовательной услуги. Предоставление услуг по дополнительному образованию детей в учреждении бесплатное.
Согласно ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Между тем, в ходе исследования предоставленных материалов, мировым судьей установлено, что вносы, уплаченные родителями учащихся носили фиксированный размер, были определены конкретные сроки их внесения, что противоречит признакам добровольности. Более того, в ряде договоров на оказание образовательных услуг, которые заключены с родителями обучающихся, включены положения об обязательном внесении добровольных пожертвований, что противоречит требованиям Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», письменные заявления от родителей, подтверждающие их волеизъявление о добровольном оказании благотворительной помощи школе, директору образовательного учреждения, либо председателю родительского комитета не поступали, подобные заявления родителями не подавались, пожертвования принимались так же с нарушением норм, наличными средствами, что не оспаривается правонарушителем, которая пояснила, что денежные средства родителями передавались лицам собирающим взносы, наличными, в последствии перечислялись на счет учреждения.
Довод Викуловой Е.А. о том, что взносы родителей использовались только для целей, определенных Уставом учреждения и Положением о добровольных взносах мировой судья считает неубедительным, опровергается предоставленными материалами.
Согласно уставной деятельности МБУ ДО Детской музыкальной школы взносы родителей обусловлены определенными целями, которые связаны с обучением детей.
Однако, ходе проверки установлено, что денежные средства руководителем МБУ ДО Детской музыкальной школы распределялись не в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не носили целевого характера.
Так, полученные от родителей целевые взносы в 2014 году учреждением были израсходованы на следующие мероприятия: на налог на имущество - 84 рубля, тогда как
Полученные от родителей целевые взносы в 2015 году учреждением были израсходованы на следующие мероприятия: на заправку картриджей - 1160 рублей, на оплату канцтоваров - 4145 рублей, на покупку хозтоваров - 1280 рублей, на курсы повышения квалификацией - 9600 рублей, на налоги на прибыль - 28 рублей, на ремонт музыкальных инструментов - 6500 рублей, на издание печатной литературы - 650 рублей, на государственную пошлину - 1550 рублей, на изготовление бланков - 2850 рублей, на суточные по служебной командировке - 300 рублей, на проездные - 3600 рублей, на налог на имущества - 600 рублей, на оплату за столы - 9020 рублей и подотчет - 7958 рублей.
Полученные от родителей целевые взносы в 2016 году учреждением были израсходованы на следующие мероприятия: на налог на прибыль - 1126 рублей, на цветную печать - 864 рубля, на канцтовары - 5615 рублей, ПФР - 6,69 рублей, на фотопечать - 640 рублей, на ремонт блоков питания - 1800 рублей, за заправку картриджей - 390 рублей, на издание литературы - 826 рублей, на курсы повышения квалификации - 11000 рублей, на техобслуживание оборудования - 950 рублей, на проездные 3473 рубля, на государственную пошлину - 800 рублей и подотчет - 13592 рубля. Полученные от родителей целевые взносы в 2017 году учреждением были израсходованы на следующие: мероприятия: на заправку картриджей - 700 рублей, на канцтовары - 1230 рублей, на фотопечать - 1252 рубля, на покупку ноутбука - 25500 рублей.
При этом, согласно планам финансово-хозяйственной деятельности на 2012-2017 учебный год учреждением запланированы бюджетные средства на статью прочие расходы, в которые учреждением должны были быть заложены ряд вышеуказанных мероприятий. Таким образом, мировым судьей установлено, что благотворительные пожертвования были направлены не на цели, указанные частью 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а на уплату налогов, хозтоваров, и т.д.
В ходе проверки были выявлены и иные нарушения норм действующего законодательства, а именно нарушения норм Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами:
копией анонимного обращения родителей учащихся ДМШ, копией решения о проведении проверки, копиями документов о размере поступивших денежных средств, копией акта по результатам выездной проверки, копиями объяснений родителей, копией положения о добровольных (целевых) взносах, протоколами совета школы МБУ ДОДМШ, копиями плана финансово-хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное мировой судья приходит к выводу, что директор Детская музыкальная школа Большечерниговского района Самарской области Викулова Е.А. в нарушение действующего законодательства Российской Федерации о бесплатном образовании перекладывала на родителей учащихся, бремя по частичному содержанию и обеспечению деятельности учреждения, тем самым незаконно ограничивала права родителей и детей на получение общедоступного и бесплатного образования.
Действия Викуловой Е.А. правильно квалифицированы по ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ
Согласно ст.3.1. КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания, мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновной, ее имущественное положение, обстоятельством смягчающим наказание признает наличие на иждивении малолетнего ребенка, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, с учетом раскаяния в содеянном, принятии мер по устранению нарушений мировой судья считает необходимым назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере.
При этом оснований для применения положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных часть 2 настоящей статьи.
В силу ч 2 ст. 3.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в данном случае является, по мнению мирового судьи нецелесообразным и не соответствующим требованиям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается, совершенное директором МБУ ДО Детская музыкальная школа Большечерниговского района Самарской области Викулова Е.А правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами права граждан, в частности на получение бесплатного образования, что повлекло причинение ущерба.
На основании ст 2.9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" )
Учитывая конкретные обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.
То обстоятельство, что нарушения устранены, а так же личность правонарушителя, имущественное положение, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Общая норма о таком виде наказания, как предупреждение (статья 3.4 КоАП РФ) позволяет сделать категоричный вывод исходя из содержания части 3, указанной статьи, что институт замены наказания на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ), как и применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, является правом, а не обязанностью судьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детской музыкальной школы Большечерниговского района Самарской области Викулову Екатерину Анатольевну, <ДАТА4> рождения, уроженку <АДРЕС>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 30 000 /Тридцать тысяч/ рублей.
Информация о получателе штрафа: ИНН 6317010714, КПП 631701001, УФК по Самарской области (прокуратура Самарской области), БИК 043601001, р/с 40101810200000010001, ОтделениеСамара ОКТМО 36610000, КБК 415 1 16 90040046000140.
Разъяснить, что согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в установленный срок на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Большеглушицкийрайонный суд Самарской области через мирового судью.
Мировой судья:/подпись/
Копия верна
Мировой судья Н.А. Навроцкая Секретарь Н.В.Армаева