ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
рп. Залари Иркутской области 26 августа 2021 года
Мировой судья судебного участка №58 Заларинского района Иркутской области Агакишиева Е.В., в помещении судебного участка №58 Заларинского района Иркутской области, расположенного по адресу: рп.Залари, ул.Ленина, д.105, Заларинскогорайона Иркутской области,
с участием защитника <ФИО1>, действующего на основании доверенности от <ДАТА2>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Бурлуцкого <ФИО2>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>.;
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА5>, <ДАТА6> по окончании проведения внеплановой выездной проверки исполнения выданного ранее Предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> на основании Распоряжения и.о.руководителя Управления <ФИО3> «О проведении внеплановой выездной проверки гражданина» от <ДАТА8> <НОМЕР>, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенном по адресу: <АДРЕС>, не проведен комплекс агротехнических мероприятий, направленных на обработку почвы и удаление сорной травянистой растительности, не проведены работы по возделыванию сельскохозяйственных культур. На земельном участке сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенном по адресу: <АДРЕС> не проведен комплекс агротехнических мероприятий, направленных на обработку почвы и удаление сорной травянистой, кустарниковой и древесной растительности, не проведены работы по возделыванию сельскохозяйственных культур. Ранее в отношении Бурлуцкого В.В. был составлен протокол об административном правонарушении от <ДАТА7> <НОМЕР> за неисполнение выданного ранее Предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от <ДАТА9> <НОМЕР> по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением о назначении административного наказания от <ДАТА10> Мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района Иркутской области Бурлуцкому В.В. был назначен штраф в размере 10 000 рублей. Следовательно, законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от <ДАТА11> <НОМЕР>, в установленный срок до <ДАТА12>, Бурлуцким В.В. не исполнено повторно. С ходатайством о переносе срока исполнения предписания гр. Бурлуцкий В.В. не обращался. Нарушены требования следующих нормативных правовых актов: ст. 12, п. 3 ч. 2 ст. 13, абз. 2. 4 ст. 42, ст. 78 Земельного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ РФ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
На основании изложенного должностным лицом государственным инспектором отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по <ОБЕЗЛИЧЕНО> по <АДРЕС> сделан вывод о том, что Бурлуцкий <ФИО2> совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.26 ст.19.5 КоАП РФ, - то есть Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
В соответствии со ст. 25.1 п.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрении либо если такое ходатайство оставлено без рассмотрения.
Положения п.п. «в» п. 7 ч.1 ст. 29.7 Кодекса об административных правонарушениях предусматривают возможность, а не обязанность суда отложения рассмотрения дела в случае необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела.
Рассмотрение административного дела в отношении Бурлуцкого В.В. было назначено на <ДАТА14> В судебное заседание он не явился, не представил письменного ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении рассмотрения дела.
Конверт с судебным извещением, направленный по месту жительства Бурлуцкого В.В. возвращен на судебный участок с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
Руководствуясь разъяснениями п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА15> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», мировой судья считает Бурлуцкого В.В., надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, поскольку лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается извещённым о месте и времени рассмотрения дела в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно не проживает по этому адресу. В равной степени это относится и к случаям возвращения судебных извещений на судебный участок с отметкой оператора почтовой связи «истёк срок хранения».
Кроме того, о времени и месте рассмотрения административного дела Бурлуцкий В.В. <ДАТА16> был извещен о дате, времени и месте судебного заседания посредством направления сообщения по электронной почте, при наличии его согласия на данный способ оповещения, имеющийся в материалах дела (<НОМЕР>).
Вышеизложенное свидетельствует, что для надлежащего извещения Бурлуцкого В.В. о дате, времени и месте судебного заседания были предприняты все меры и средства (заказная корреспонденция, электронная почта), поэтому мировой судья при указанных обстоятельствах, в соответствии с требованиями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, учитывая рекомендации, данные в п.6 Постановления Пленума ВС РФ №5 от 24.03.2005 г. считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник <ФИО1>, действующий на основании доверенности от <ДАТА2>, просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения в отношении его подзащитного, поскольку он не являлся субъектом данного административного правонарушения, так как на основании договора дарения <ДАТА18> земельные участки с кадастровым номером: <НОМЕР>, <НОМЕР> переданы безвозмездно в собственность <ФИО5>.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Судьёй при рассмотрении дела были исследован протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА19> в отношении Бурлуцкого <ФИО2>, в котором должностным лицом изложены обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ч.26 ст.19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что <ДАТА7> г. по окончанию проведения внеплановой выездной проверки исполнения выданного ранее Предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от <ДАТА9> <НОМЕР> в отношении Бурлудкого <ФИО2> на основании Распоряжения врио руководителя Управления <ФИО6> «О проведении внеплановой выездной проверки гражданина» от <ДАТА21> <НОМЕР> установлено, что предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ в срок до <ДАТА22> допущенного в результате ненадлежащего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенного по адресу: <АДРЕС>; и земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенного по адресу: <АДРЕС>, принадлежащих на праве собственности Бурлуцкому <ФИО2>, не исполнено.
Бурлуцким В.В. не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а именно земельные участки не используется по целевому назначению, зарастают сорной травянистой, кустарниковой и древесной растительностью, допущено нарушение п.1, п.2 ст. 13. ст. 12. ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ РФ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»
По результатам проведенной проверки в адрес Бурлуцкого В.В. вынесено предписание <НОМЕР> от <ДАТА7> г., согласно которому Бурлуцкий <ФИО2> обязывается: устранить выявленный нарушения. В материалах дела имеются данные свидетельствующие о направлении Бурлуцкому В.В. копии данного предписания.
Требования, изложенные в предписании, законны, поскольку данные требования основаны на ст. ст. 13, 42 Земельного Кодекса РФ ст. 8 Федерального Закона РФ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», в связи с чем обязательны к исполнению Бурлуцким В.В.
В соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (часть 2).
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (часть 3).
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (часть 4). Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (часть 5) Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6). В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 7). Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса (часть 8). Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ст. 8 Федерального закона РФ от 16.07.1998 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На основании распоряженияврио руководителя Управления Россельхознадзора по <АДРЕС> <ФИО3> <НОМЕР> <ДАТА8> г. проведена внеплановая выездная проверка выполнения предписания <НОМЕР> от <ДАТА7> г. В качестве правовых оснований проверки указан ч.7 ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В материалах дела имеются данные свидетельствующие о направлении Бурлуцкому В.В. копии данного распоряжения.
По результатам проверки <ДАТА6> г. составлен акт <НОМЕР>, в котором отражено невыполнение требований в установленный предписанием <НОМЕР> от <ДАТА7> г. срок (до <ДАТА12> г.), а именно: на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенном по адресу: <АДРЕС>, не проведен комплекс агротехнических мероприятий, направленных на обработку почвы и удаление сорной травянистой растительности, не проведены работы по возделыванию сельскохозяйственных культур. На земельном участке сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенном по адресу: <АДРЕС>, не проведен комплекс агротехнических мероприятий, направленных на обработку почвы и удаление сорной травянистой, кустарниковой и древесной растительности, не проведены работы по возделыванию сельскохозяйственных культур.
Ходатайств о продлении срока устранения нарушений от Бурлуцкого В.В. не поступало. В материалах дела имеются данные свидетельствующие о направлении Бурлуцкому В.В. копии данного акта.
В подтверждение признака повторности представлено постановление мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района от <ДАТА10> г., которым Бурлуцкий <ФИО2> признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания, вступившего в законную силу <ДАТА30>
В подтверждение права собственности Бурлуцкого В.В. на земельные участки с кадастровыми номерами <НОМЕР>, <НОМЕР> представлены выписки из ЕГРН от <ДАТА31>, согласно которых право собственности зарегистрировано <ДАТА32>, <ДАТА33> соответственно.
Между тем, согласно представленного стороной защиты договора дарения от <ДАТА34>, зарегистрированного <ДАТА35> в <ФИО7> федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, земельные участки с кадастровым номером: <НОМЕР>, <НОМЕР> переданы Бурлуцким В.В. безвозмездно в собственность <ФИО5>.
Таким образом, мировой судья к приходит к выводу, что на Бурлуцкого <ФИО2>, право собственности, которого в отношении указанных земельных участков было прекращено <ДАТА35>, обязанность по исполнению предписания <НОМЕР> от <ДАТА7> г. в срок до <ДАТА12> г. не может быть возложена, следовательно, последний не является субъектом данного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО8> по ч.26 ст. 19.5. КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Следовательно, единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающими в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
В соответствии с п.2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения, то есть при отсутствии субъективных и объективных признаков, в совокупности дающих основание квалифицировать данное деяние как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.26 ст. 19.5 КоАП РФ.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
1. Бурлуцкого <ФИО2> от административной ответственности ОСВОБОДИТЬ.
2. Производство по делу <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч.26 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Бурлуцкого <ФИО2> ПРЕКРАТИТЬ на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
3. Настоящее постановление может быть обжаловано в Заларинский районный суд через мирового судью судебного участка №58 Заларинскогорайона в течение 10 суток со дня его вынесения.
Мировой судья Е.В.Агакишиева