.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2018 года город Новокуйбышевск
Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Бегишева Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а – 503/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области к Лысенко Р. А. о взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области (Межрайонная Инспекция ФНС России № 16 по Самарской области) обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Лысенко Р.А. о взыскании задолженности в сумме 3 978, 56 руб., из которых транспортный налог: за 2012г. – 1 133, 56 руб., за 2013г. – 2 845 руб., указывая на то, что ответчик является налогоплательщиком указанного налога в рассматриваемом налоговом периоде, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом, соответственно у ответчика возникла обязанность уплаты обязательных платежей. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направленно уведомление о необходимости уплаты начисленных налоговым органом сумм налогов, в срок установленный законодательством о налогах и сборах, однако в установленный срок ответчик не произвел оплату налога, в связи с чем, ему были начислены пени, выставлено и направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени оплата не произведена.
На основании ст.292 КАС РФ, вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
На основании Положения о Федеральной Налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
На основании ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Ст.23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).
На основании ст.363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что за Лысенко Р.А. зарегистрировано право собственности:
на транспортные средства (л.д. 39-43):
<данные скрыты>
<данные скрыты>
Таким образом, Лысенко Р.А. является плательщиком транспортного налога за 2012-2013гг.
В адрес Лысенко Р.А. были направлены, что подтверждается реестром почтовых отправлений налоговые уведомления: <№> об оплате в срок до 15.11.2013г. транспортного налога за 2012г. – 2 376, 03 руб., из которых: за <данные скрыты> (12 месяцев) – 1 131, 20 руб.; за <данные скрыты> (11 месяцев) – 1 244, 83 руб.; <№> об оплате в срок до 14.11.2014г. транспортного налога за 2013г. – 2 845 руб., из которых: за <данные скрыты> (12 месяцев) – 1 293 руб.; за <данные скрыты> (12 месяцев) – 1 552 руб. (л.д. 10-11, 16).
В связи с несвоевременной уплатой налога и образованием недоимки, начислены пени, выставлены и направлены, что подтверждается реестром почтовых отправлений требования: <№> по состоянию на 29.11.2013г. об уплате, в срок до 19.12.2013г. транспортного налога за 2012г. в размере 2 376, 03 руб., пени за период с 01.11.2012г. по 01.11.2013г. – 170, 54 руб.; <№> по состоянию на 26.12.2014г. об уплате, в срок до 27.02.2015г. транспортного налога за 2013г. в размере 2 845 руб., пени за период с 01.11.2013г. по 01.12.2014г. – 440, 82 руб. (л.д. 12-15, 17-19).
Расчет взыскиваемой суммы задолженности по налогам и пени судом проверен, признан правильным.
29.12.2017 г. вступила в силу статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которой установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (п. 1).
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (п. 3).
Аналогичная позиция также отражена в информационном письме ФНС России «О списании долгов по налогам и страховым взносам (налоговая амнистия 2018)», где помимо вышеуказанного отмечено, что списание задолженности осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика.
Поскольку предъявленная ко взысканию задолженность по транспортному налогу за 2012-2013гг. имела место по состоянию на 1 января 2015 года, то указанная недоимка признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом самостоятельно, а следовательно, у налогового органа отсутствуют правовые основания для обращения в суд с указанными требованиями.
Кроме того, определением мирового судьи судебного участка № 69 судебного района г.Новокуйбышевска Самарской области от 25.07.2017г. судебный приказ (л.д. 55) о взыскании с Лысенко Р.А. задолженности по транспортному налогу за 2012-2013гг. был отменен (л.д. 6, 57), по заявлению Лысенко Р.А. (л.д. 56).
31.01.2018г. в Новокуйбышевкий городской суд Самарской области поступило настоящее административное исковое заявление, которое направлено по почте 26.01.2018г., т.е. с пропуском срока предъявления административного искового заявления, на основании п.3 ст.48 НК РФ срок предъявления административного искового заявления истек 25.01.2018г. (л.д. 3, 21).
Административный истец не просит суд восстановить пропущенный срок для подачи настоящего административного искового заявления, доказательств, на основании ст.59 КАС РФ, об уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд административным истцом не представлено.
На основании ч.6 ст.289 КАС РФ, проверив полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срок обращения в суд, основания для взыскания суммы задолженности, правильность расчета и размера взыскиваемой денежной суммы, и принимая во внимание, установленные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии правовых оснований для обращения в суд с указанными требованиями и о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным иском, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска к Лысенко Р.А. о взыскании задолженности в сумме 3 978, 56 руб., из которых транспортный налог: за 2012г. – 1 133, 56 руб., за 2013г. – 2 845 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 293-294 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Самарской области к Лысенко Р. А. о взыскании обязательных платежей - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья /подпись/ Н.В.Бегишева