Дело № 2-141-2/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2012 года г. Волгоград
Мировой судья судебного участка №141
Волгоградской области И.А. Папушин,
при секретаре Ю.О. Манякиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Краснооктябрьскому району Волгограда» (далее по тексту ГКУ «ЦСЗН по Краснооктябрьскому району Волгограда») к Дергачевой <ФИО1> о взыскании суммы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику Дергачевой К.К. о взыскании суммы неосновательного обогащения, указывая, что <ФИО2> был зарегистрирован в ГКУ «ЦСЗН по <ФИО3> району Волгограда» по льготной категории «Инвалиды военнослужащие, приравненные к инвалидам общего заболевания 1,2 группы» и с января по август 2009 года являлся получателем мер социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального закона от <ДАТА2> <НОМЕР> «О социальной защите инвалидов в РФ». Ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50% от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области с учётом количества проживающих в семье граждан. Расчёт стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в настоящее время утверждён Постановлением Администрации Волгоградской области от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об утверждении порядка предоставления за счёт средств федерального бюджета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». За период с января по ноябрь 2009 года <ФИО2> из расчёта стандарта была назначена и проавансирована единовременная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 7 447 руб., что составляет 677 руб. ежемесячно, что больше объема мер социальной поддержки по фактически понесенным расходам на коммунальные услуги. Кроме этого, ЦСЗН по <ФИО3> району Волгограда не был уведомлен об изменении состава семьи (с августа 2009 г. зарегистрировано 4 чел.) в течение десяти дней, то расчет производился на три человека. Перерасчёт единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг Центром социальной защиты населения может быть осуществлён как по предоставленным гражданами платёжным документам, так и по сведениям, полученным от организаций в согласованном сторонами формате в соответствии с заключенными соглашениями. Таким образом, сумма, проавансированная сверх объема мер социальной поддержки за период с января по ноябрь 2009 года, установленного действующим законодательством, составила 3 893 рубля. В связи со смертью получателя <ДАТА4> меры социальной поддержки были прекращены. Наследником <ФИО2> является <ФИО4>, с которой истец просит взыскать сумму переплаты в размере 3 893 руб. 00 коп., как излишне выплаченную сумму ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Представитель истца ГКУ «Центр социальной защиты населения по <ФИО3> району Волгограда», <ФИО5>, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что <ФИО2> знал о переплате мер социальной поддержки, однако в нарушении порядка не извещал истца о несении расходов по коммунальным платежам в меньших размерах, в связи с которыми подлежали уменьшению и объемы социальной поддержки, в связи с чем действовал недобросовестно.
Ответчик <ФИО4> в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствии, исковые требования не признает, просит в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что <ФИО2> при жизни имел право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов военнослужащих, являлся инвалидом и получал меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги.
Решением Территориального управления по <ФИО3> району Волгограда Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области о назначении мер социальной поддержки, <ФИО2> назначена ежемесячная денежная выплата в размере 677 рублей (л.д. 12). Ежемесячные денежные выплаты осуществлялись в форме авансированных платежей.
Перерасчёт единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг Центром социальной защиты населения может быть осуществлён как по предоставленным гражданами платёжным документам, так и по сведениям, полученным от организаций в согласованном сторонами формате в соответствии с заключенными соглашениями.
Согласно расчёту ГКУ «ЦСЗН по <ФИО3> району Волгограда» ежемесячная денежная выплата предоставляемая <ФИО2>, должна была составить 677 рублей 00 копеек. Сумма переплаты за период с января по ноябрь 2009 составила 3 893 рубля 00 копеек (л.д.13).
Согласно свидетельству о смерти II-РК 572237 <ФИО2> скончался <ДАТА5> (л.д. 20).
Наследником <ФИО2>, согласно сведениям нотариуса <ФИО6>, является <ФИО4> (л.д. 25).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Статьёй 14 БК РФ установлено, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 74.1 БК РФ бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Согласно Закону Волгоградской области от 10.07.2008 года № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» меры социальной поддержки предоставляются в форме ежемесячнойденежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 года № 1621 ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50% от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области с учётом количества проживающих в семье граждан.
Принципом главы 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" является следующее: никто не должен получить имущественную выгоду без надлежащего правового основания.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Перечисленные ответчику денежные средства в виде авансовых платежей являлись мерой государственной поддержки, направленных на реализацию социальных гарантий в отношении льготной категории граждан. Данные платежи относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат взысканию в качестве неосновательного обогащения.
Доводы представителя истца о том, что <ФИО2> недобросовестно, в нарушении порядка не извещал истца о несении расходов по коммунальным платежам в меньших размерах, в связи с которыми подлежали уменьшению и объемы социальной поддержки, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
Меры социальной поддержки <ФИО2> были назначены в соответствии с Законом Волгоградской области от 10.07.2008 года № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Вместе с этим, абзац 5 пункта 2.3 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26.11.2008 года № 1621 обязывающий граждан в течение десяти дней извещать территориальные УСЗН о превышении объема мер социальной поддержки, введен Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 28.07.2009 N 85, вступившим в законную силу 16.08.2009 года, в связи с чем, у суда нет оснований полагать, что Дергачев П.К. до вступления данного положения в законную силу с 01.01.2009 года действовал недобросовестно.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания с Дергачевой К.К., как наследницы по закону <ФИО2>, в пользу ГКУ «ЦСЗН по <ФИО3> району Волгограда» суммы неосновательного обогащения, являющейся мерой государственной социальной поддержки, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Краснооктябрьскому району Волгограда» к Дергачевой <ФИО1> о взыскании суммы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснооктябрьский районный суд города Волгограда через мирового судью судебного участка № 141 Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 24 декабря 2012 года.
Мировой судья И.А. Папушин