Дело № 5-84/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 апреля 2020 г. р.п. Тереньга
Мировой судья судебного участка Тереньгульского района Сенгилеевского судебного района Ульяновской области Яшонова Н.В.,
при секретаре Прохоровой Е.Е.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Белова <ФИО1>, <ДАТА2> г.р., уроженца г. <АДРЕС>, зарегистрированного по адресу: г. <АДРЕС>, генерального директора ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>», ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
У С Т А Н О В И Л:
25.11.2019г. заместителем главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ в отношении генерального директора ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» Белова М.В., согласно которого в результате проведения административного расследования с 30.10.2019г. по 13.11.2019г. установлено, что юридическое лицо ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» в период с 01.01.2019г. по 01.08.2019г. допустило нарушение требований природоохранного законодательства РФ, а именно ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» осуществлял свою деятельность по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 1В, отчиталось в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области о наличии паспортов опасных отходов I-IV класса опасности 24.09.2019г., согласно сведений от регионального оператора по зоне <НОМЕР> ООО «Контракт плюс» ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.08.2019г. <НОМЕР>. Управление Росприроднадзора по Ульяновской области предоставило сведения, что ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» осуществляло платежи за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2016г. по 2018г. Согласно ст.16 ФЗ от <ДАТА9> <НОМЕР> плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления. В ч.1 ст.16.1 указанного закона сказано, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, соответственно ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» подтвердило образования у них отходов производства и потребления. В соответствии с ч.4 ст.24.7 ФЗ от <ДАТА10> <НОМЕР> «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы. Таким образом, в действиях (бездействии) должностного лица - генерального директора ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» Белова М.В., содержится состав административного правонарушений, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления.
В судебное заседание Белов М.В. и его защитник <ФИО2> не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Из заявления <ФИО3> от 23.04.2020г. следует, что она просит рассмотреть дело в ее отсутствии.
В судебных заседаниях от 17.03.2020г., 27.03.2020г. защитник <ФИО2> с протоколом не согласилась, пояснив, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» заключило 01.08.2019г., а осуществлять деятельность Общество в с. <АДРЕС> начало только с 01.09.2019г., до этого момента отходы не образовывались. Законом предусмотрена обязанность юридического лица заключить договор с региональным оператором, что и было сделано Обществом, когда отходы от деятельности стали образовываться. Считает, что нормы права, на которые ссылается должностное лицо, не содержит указания на то, в какой период юридическое лицо должно заключить договор с региональным оператором. Так как, в период с 01.01.2019г. по 01.08.2019г. в деятельности Общества не образовывалось ТКО, генеральным директором Общества не совершено вменяемое правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
В связи с изложенным, мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отношении Белова М.В. в его отсутствии и в отсутствии его защитника.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 51 Федерального закона от <ДАТА15> <НОМЕР> (ред. от 26.07.2019) «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51).
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.51).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от <ДАТА17> <НОМЕР> "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон <НОМЕР>).
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона <НОМЕР> отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона <НОМЕР> собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно протокола об административном правонарушении <НОМЕР> от 25.11.2019г. генеральным директором ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» Беловым М.В. допущено нарушение требований природного законодательства в период с 01.01.2019г. до 01.08.2019г., а именно в указанный период ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» не был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, согласно протокола осмотра от 03.10.2019г., представленного заместителем главного государственного инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды <ФИО4>, был произведен осмотр административно-бытового корпуса со столовой, пяти корпусов по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 1В, и установлено, что деятельность на указанных объектах не ведется, производственные процессы на территории и в помещениях не ведутся, на территории на асфальтированных площадках располагается законсервированное не смонтированное оборудование. Данный факт <ФИО5> подтвердил в судебном заседании, будучи допрошенным в качестве свидетеля.
Защитником <ФИО3> представлен приказ генерального директора ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» <НОМЕР> от 09.08.2019г., согласно которого осуществление монтажа оборудования на территории обособленного подразделения «Завод» с. <АДРЕС> района начато 09.08.2019г.
Согласно журнала учета и удаления (вывоза) ТБО ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» на 17.09.2019г. вес отходов составил 0 кг., на 21.10.2019г. - 15 кг.
Из ответа ООО «Контракт плюс» <НОМЕР> от 25.03.2020г. следует, что до августа 2019г. ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» не учитывался в качестве потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО в связи с отсутствием какой-либо информации о нем, с 01.08.2019г. а ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО <НОМЕР>. Фактически оказание услуг было начато с 01.09.2019г. только после установки потребителем контейнера для сбора отходов.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют и должностным лицом, составившим протокол, не представлено доказательств образования в деятельности ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» в период с 01.01.2019г. по 01.08.2019г. твердых коммунальных отходов и расположения мест их накопления по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, а следовательно, возникновения у юридического лица, как собственника ТКО, обязанности, предусмотренной ст.24.7 ч.4 Федерального закона <НОМЕР>.
При этом, довод должностного лица <ФИО5> о том, что ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» осуществляло платежи за негативное воздействие на окружающую среду в период с 2016г. по 2018г., не является основанием утверждать, что в период с 01.01.2019г. по 01.08.2019г. в деятельности юридического лица образовались ТКО.
Кроме этого, согласно п. 8 (4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА23> N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (п.8 (5)).
Из предложения ООО «Контракт плюс» о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, разменному в газете «<АДРЕС> правда» от 30.11.2018г., следует, что единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.11.2018г. <НОМЕР> и на основании соглашения от 25.05.2018г. с Министерством промышленности и строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области ООО «Контракт плюс» получило статус регионального оператора по обращению с ТКО на срок до 24.05.2028г.
Согласно ответа ООО «Контракт плюс» <НОМЕР> от 25.03.2020г., 01.08.2019г. с ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО по данным, представленным потребителем.
Таким образом, ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» была подана заявка на заключение указанного договора, и, следовательно, исполнена обязанность, предусмотренная ст.24.7 ч.4 Федерального закона <НОМЕР>, по заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая изложенное, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) генерального директора ОАО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» Белова М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «<░░░░░░░░░░>» ░░░░░░ <░░░1> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.2 ░.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.04.2020░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░