Дело № 5-471/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Александровск-Сахалинский
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.
Мировой судья судебного участка № 1 Александровск-Сахалинского района Сахалинской области Кузнецов Алексей Анатольевич, при ведении протокола рассмотрения дела помощником мирового судьи Белецким А.В. и секретарем Решетниковой С.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Водоканалремстрой", адрес юридического лица: <АДРЕС>, ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканалремстрой" (далее ООО Водоканалремстрой", Общество), адрес юридического лица: <АДРЕС>, является ресурсоснабжающей организацией оказывающей коммунальную услугу по водоснабжению гражданам и юридическим лицам <АДРЕС>.
18 октября 2021 года на основании постановления администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" Сахалинской области № 626 от 18 октября 2021 года на территории <АДРЕС> был объявлен режим чрезвычайно ситуации, которым также постановлено обеспечить ООО "Водоканалремстрой" бесперебойную подачу воды потребителям.
Вместе с тем ООО "Водоканалремстрой", имея в наличии дизель-генераторную установку TSS Diesel АД-150 ДВС TDK 170 6LT d2, являющуюся резервным источником подачи электричества, при отключении 18 октября 2021 года электроснабжения на водоочистных сооружениях № 2, находящихся в пользовании Общества, не осуществило ее запуск, что привело к прекращению бесперебойной подачи водоснабжения потребителям <АДРЕС>.
Кроме того проведенной 19 октября 2021 года прокурорской проверкой установлено, что в ООО "Водоканалремстрой" не создан запас продовольствия для использования при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанными бездействиями ООО "Водоканалремстрой" допущено нарушение пп. "а, в, ж" ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В судебном заседании законный представитель ООО "Водоканалремстрой" Сухов А.Ю. пояснил, что, действительно, в 2018 году Обществу была передана дизель-генераторная установка, вместе с тем таковая была передана не для использования, а, согласно наименованию договора, на ответственное хранение. Несмотря на то, что дизель-генератор был подключен к насосному оборудованию, имелись сомнения в правильности его подключения и опасения, что в случае его использования могли произойти какие-либо неблагоприятные последствия. Кроме того, согласно действующему законодательству, эксплуатация дизель-генератора разрешалась только после регистрации и допуска органами Ростехнадзора. При этом Обществом принимались меры к получению такого разрешения, однако в его выдаче было отказано по причине отсутствия в представляемых документах свидетельства о регистрации в органах Ростехнадзора электротехнической лаборатории, проводившей приемо-сдаточные испытания дизель-генератора. 18 октября 2021 года на водоочистных сооружениях № 2, вследствие циклона, произошло аварийное отключение электроэнергии, повлекшее остановку насосов и прекращение на некоторое время водоснабжения части <АДРЕС>, в вместе с тем запуск дизель-генератора осуществлен не был по вышеуказанным причинам.
Относительно отсутствия запасов продовольствия Сухов А.Ю. пояснил, что Обществом было принято решение не создавать такой запас по причине нецелесообразности, а ограничиться наличием в аварийно-диспетчерской службе денежных средств, на которые могли бы быть приобретено продовольствие для аварийных бригад.
Заслушав заключение прокурора, доводы законного представителя, объяснения свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ООО "Водоканалремстрой" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <НОМЕР>.
Как следует из договора аренды муниципального имущества № 244-а, заключенного 10 июля 2012 года между <ОБЕЗЛИЧЕНО> и ООО "Водоканалремстрой", Общество приняло на себя обязательства по организации и осуществлению водоснабжения и водоотведения в <АДРЕС>, эксплуатации и обслуживанию инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения на указанных территориях, обеспечению технологического процесса бесперебойного водоснабжения и водоотведения на указанных территориях посредством переданного в аренду муниципального имущества. Срок действия указанного договора, как следует из дополнительного соглашения № 23 от 21 мая 2021 года, продлен до 31 мая 2022 года.
Таким образом ООО "Водоканалремстрой" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальную услугу по водоснабжению гражданам и юридическим лицам <АДРЕС> Сахалинской области.
В соответствии с подп."в" п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Согласно договору ответственного хранения, заключенному 17 сентября 2018 года между <ОБЕЗЛИЧЕНО> и ООО "Водоканалремстрой", Обществу передана на хранение дизель-генераторная установка АД-150 ДВС TDK 170 6LT d2 с местом нахождения: <АДРЕС>.
Вместе с тем п.5 названного договора предусмотрено, что Общество имеет право использовать переданное ему имущество по своему усмотрению, в том числе и для осуществления предпринимательской деятельности, не нанося вред имуществу.
Как следует из копии муниципального контракта № 67 от 19 ноября 2015 года названный дизель-генератор приобретен органом местного самоуправления в качестве резервного источника электроснабжения на объектах жизнеобеспечения <АДРЕС> Согласно копииакта № 26-05/1 от 26 мая 2016 года дизель-генераторная установка АД-150 силами ООО "Сахалин-Генератор" установлена на насосной станции <АДРЕС>. Указанное оборудование прошло пусконаладочные работы, комплектно и исправно. Замечаний и претензий к выполненным работам от представителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> являющего заказчиком работ, не поступило.
Той же датой сторонами подписан без замечаний акты пробного запуска и ввода дизель-генераторной установки в эксплуатацию.
Как следует из исследованной в судебном заседании переписки между ООО "Водоканалремстрой", органами местного самоуправления и Сахалинским управлением Ростехнадзора, Обществом после принятия дизель-генераторной установки предпринимались меры к получению разрешения на ее эксплуатацию, которые не были доведены до конца по причине отсутствия свидетельства о регистрации в органах Ростехнадзора электротехнической лаборатории, проводившей приемо-сдаточные испытания дизель-генератора.
Таким образом, анализируя и оценивая содержание договора ответственного хранения, предусматривающего, в том числе возможность использования дизель-генератора, цели его приобретения, согласно положениям муниципального контракта № 67, его стационарную установку на водоочистных сооружениях № 2, находящихся в пользовании ООО "Водоканалремстрой", непосредственное подключение к насосному оборудованию, а также конклюдентные действия Общества, направленные на получение разрешения на эксплуатацию установки, руководствуясь положением ч.2 ст.431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованным довод Сухова А.Ю. о невозможности использования дизель-генератора для целей обеспечения бесперебойного водоснабжения при возникновении аварийных ситуаций, по предмету заключенного 17 сентября 2018 года договора.
В силу п.28 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из постановления администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" Сахалинской области № 626 от 18 октября 2021 года, территория <АДРЕС> Сахалинской области с 09:00 18 октября 2021 года была объявлена зоной чрезвычайной ситуации с муниципальным уровнем реагирования. Пунктом 8 указанного постановления директору ООО "Водоканалремстрой" <ФИО1> было постановлено обеспечить бесперебойную подачу воды потребителям.
В судебном заседании установлено, что ООО "Водоканалремстрой", располагая вышеизложенными сведениями, после аварийного отключения электроэнергии на водоочистных сооружениях № 2, повлекшего прекращение водоснабжения части <АДРЕС>, не были приняты меры по запуску дизель-генераторной установки в целях продолжения работы насосного оборудования и, как следствие, продолжения бесперебойного водоснабжения потребителей.
В судебном заседании свидетель <ФИО2> пояснил, что по состоянию на 18 октября 2021 года состоял в должности председателя <ОБЕЗЛИЧЕНО>. Указанного числа, в период прохождения циклона, в администрацию поступила информация об аварийном отключении насосных установок. Директор ООО "Водоканалремстрой" <ФИО1> отказался произвести их подключение к резервному источнику электроснабжения, в связи с чем свидетель совместно с иными лицами выехали на объект, где после установки аккумулятором, заливки тосола и топлива произвели запуск дизель-генераторной установки.
Указанные показания свидетеля <ФИО4> также подтверждаются комиссионным актом обследования резервного источника электроснабжения для ВОС № 2 от 18 октября 2021 года.
Действительно, как следует из положений Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 85, эксплуатация дизель-генераторной установки TSS Diesel АД-150 ДВС TDK 170 6LT d2, находящейся в пользовании ООО "Водоканалремстрой", возможно после получения разрешения территориального органа Ростехнадзора.
Вместе с тем п.36 вышеуказанных Правил предусмотрено, что оформление разрешения на допуск энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок для включения их в работу при проведении аварийно-восстановительных работ в условиях ликвидации аварийных ситуаций в работе электроэнергетической системы, системы теплоснабжения и (или) при восстановлении электро- или теплоснабжения потребителей не требуется.
В судебном заседании, допрошенный в качестве свидетеля <ФИО5>, состоящий в должности государственного инспектора Сахалинского управления Ростехнадзора, ознакомившись с приемо-сдаточной документацией, актами о проведении пуско-наладочных работ, подтвердил, что в условиях объявления 18 октября 2021 года чрезвычайной ситуации, сопряженной с аварийным отключением электроснабжения насосных установок водоочистных сооружений, ООО "Водоканалремстрой" имело законное право произвести запуск дизель-генераторной установки без какой-либо на то негативной реакции со стороны надзирающего органа.
Довод <ФИО1>, обосновывающий совершенное бездействие, сомнениями в правильности подключения дизель-генераторной установки, суд находит несостоятельным, поскольку представленные суду протоколы проверок и осмотров, измерения сопротивления, акт проведения пуско-наладочных работ составлены и подписаны компетентными специалистами, добросовестное поведение которых предполагается пока не доказано иное. При этом последующие действия, связанные с запуском и работой дизель-генератора, подтверждают выполнение работ по его надлежащих подключению и, как следствие, достоверное содержание приемо-сдаточной документации.
В ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены конкретные обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
Указанная обязанность организаций корреспондирует праву граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ).
В силу преамбулы указанного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что ООО "Водоканалремстрой", имея дизель-генераторную установку, установленную и подключенную в качестве резервного источника электроснабжения на водоочистных сооружениях, находящихся в пользовании Общества, без достаточных на то оснований не осуществило 18 октября 2021 года ее запуск после аварийного отключения электроснабжения, что повлекло прекращение бесперебойной подачи воды потребителям <АДРЕС>, том числе социально-значимым объектам в условиях официально объявленной чрезвычайной ситуации.
Постановлением прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении также вменено, что по состоянию на 19 октября 2021 года в ООО "Водоканалремстрой" не создан запас продовольствия для использования при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п."ж" ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В силу раздела III названного Указа МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет основные функции по методическому руководству созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов).
Во исполнение указанных полномочий 19 марта 2021 МЧС России разработаны Методические рекомендации № 2-4-71-5-11 по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанными методическими рекомендациями устанавливается, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются материальными ценностями, создаваемыми заблаговременно и предназначенными для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также предусмотрена рекомендуемая номенклатура резервов материальных ресурсов для защиты работников, включающая в себя крупы, консервы, маргарин, сахар, картофель, соль, чай, то есть продовольственные продукты.
Приказом ООО "Водоканалремстрой" № 08 от 12 января 2021 года предусмотрено создание в Обществе материальных ресурсов в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем утвержденной номенклатурой не предусмотрено создание для этих целей резерва продовольствия.
При рассмотрении дела Сухов А.Ю. не отрицал отсутствие резерва продуктов питания, мотивировав возможностью их приобретения в торговых организациях на момент необходимости.
Вместе с тем указанный довод суд находит ошибочным и несоответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку сама по себе чрезвычайная ситуация предусматривает то обстоятельство, что в условиях ее развития возникают такие непреодолимые факторы, которые могут повлечь невозможность получения продовольствия из источников кроме как собственно созданного резерва.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные лишь объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не установлено. Доказательства того, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля юридического лица, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в бездействии ООО "Водоканалремстрой" вины в соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив совокупность исследованных доказательств, мировой судья квалифицирует бездействие ООО "Водоканалремстрой" по ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, замены назначаемого штрафа предупреждением (ст.4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо применения положения, предусмотренного ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, не имеется, поскольку объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению защиты, в том числе, жизни и здоровья граждан. Обстоятельства совершения правонарушения, их характер и объем, установленные рассмотрением дела, исключительными быть признаны не могут.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность ООО "Водоканалремстрой", не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканалремстрой" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: ИНН 6501146065, КПП 650101001, счет получателя платежа 03100643000000016100 в отделении Южно-Сахалинск Банка России/УФК по Сахалинской области г.Южно-Сахалинск (агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области), БИК 016401800, счет банка получателя платежа 40102810845370000053, ОКТМО 64704000, КБК 047 116 012 030 100 06 140, УИН 035 530 450 000 110 0001 145 844.
Постановление может быть обжаловано в Александровск-Сахалинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья
судебного участка № 1 подпись А.А. Кузнецов