дело №2а-2060/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
30 ноября 2018 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Радаевой О.И.,
при секретаре Сусловой Г.Х.,
с участием
старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Кочетковой А.А.,
представителя административного ответчика администрации г.Орска Баскакова Михаила Викторовича,
представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом администрации г.Орска Божко Анастасии Вячеславовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску прокурора Ленинского района г.Орска к администрации г.Орска, Комитету по управлению имуществом администрации г.Орска о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Орска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации <адрес>, КУИ администрации <адрес>, указывая, что в результате проверки, установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно не приняты меры по регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения. Прокурор с учетом изменений требований иска просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес>, КУИ администрации <адрес> по непринятию мер по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории МО <адрес>:
1.Автомобильная дорога по <данные изъяты>
2.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
3.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
4.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
5.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
6.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
7.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
8.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
9.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
10.Автомбильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
11.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
12.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес> ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество заявление о постановке на учет вышеуказанных автомобильных дорог.
Старший помощник прокурора Ленинского района г.Орска Кочеткова А.А. требования иска поддержала.
Представитель административного ответчика администрации г.Орска Баскаков М.В. (доверенность № от 26.02.2018г.) иск не признал, пояснив, что нормы права не устанавливают обязанности администрации города обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет автомобильных дорог.
Представитель КУИ администрации г.Орска Божко А.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании возражала в удовлетворении иска, пояснила, что нет необходимости в постановке на учет автомобильных дорог местного значения как объектов недвижимости, кроме того, пояснила, что КУИ <адрес> является ненадлежащим ответчиком по указанному делу.
Исследовав доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Орска проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения: не приняты меры по регистрации права муниципальной собственности на следующие автомобильные дороги общего пользования местного значения:
1.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
2.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
3.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
4.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
5.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
6.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
7.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
8.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
9.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
10.Автомбильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
11.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
12.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>.
Суд считает, что данные факты свидетельствуют о невыполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения и содержании автомобильных дорог, что может повлечь за собой угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Так, согласно статьям 1, 4, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляется путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения– это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожно-транспортного движения осуществляется в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органом местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу пункта 12 вышеуказанной статьи содержание автомобильной дороги– это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Часть 9 статьи 6 указанного Федерального закона к собственности городского округа отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу статей 2, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования возникает у администрации <адрес> в силу закона, неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает единство правового пространства РФ.
Данный вывод соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и материалам дела, в связи с чем доводы ответчиков о необоснованности иска не могут быть признаны состоятельными.
Доводы ответчиков об отсутствии у администрации обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности не принимаются судом, поскольку на законе не основаны.
Администрацией не представлены доказательства надлежащего оформления права муниципальной собственности на автомобильные дороги.
Кроме того, в силу положений статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Частью 18 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно пункту 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категориям автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения- органом местного самоуправления.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние, в связи с чем суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего спора бездействие администрации <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Решением Орского городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О положении «Об администрации <адрес>» определен круг полномочий администрации <адрес>, в который входят вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным законодательством.
В силу пунктов 2.6-2.9 Положения о комитете по управлению имуществом, утвержденного решением Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, одной из основных задач КУИ является организация эффективного управления, учета и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами МО <адрес>. Для осуществления этой задачи КУИ наделен функциями по ведению единого реестра муниципальной собственности и является его реестродержателем, организует работу и осуществляет приватизацию муниципального имущества города, выступает заказчиком работ по инвентаризации, технической инвентаризации, и заключает договоры на выполнение указанных работ с оценочными, экспертными и иными организациями, принимает решение и организует проведение государственной регистрации недвижимого имущества на праве муниципальной собственности <адрес> и сделок с ним в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом к основным задачам КУИ относится организация и проведение в установленном законом порядке приватизации муниципального имущества, организация и проведение эффективной системы учета, инвентаризации и оценки имущества муниципального образования, контроля за его использованием по назначению и сохранностью, а также обеспечение государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество муниципального образования.
Учитывая, что нарушения действующего законодательства имеют место, а обязанность по регистрации имущества, владению, пользованию и распоряжению им в силу вышеприведенных положений закона возложена на администрацию <адрес> и КУИ администрации <адрес>, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению к каждому из ответчиков.
Удовлетворяя требования иска, суд учитывает, что для устранения нарушений необходимы временные затраты, в связи с чем, считает возможным установить срок для устранения нарушений до 01 сентября 2019 года.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, Комитета по управлению имуществом администрации <адрес> по непринятию мер по постановке на учет следующих автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории муниципального образования «<адрес>»:
1.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес> <адрес>;
2.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
3.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес> <адрес>;
4.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
5.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес> <адрес>;
6.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
7.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
8.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
9.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
10.Автомбильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>;
11.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес> <адрес>;
12.Автомобильная дорога по <адрес>, от <адрес> до <адрес>.
Обязать Комитет по управлению имуществом администрации <адрес>, администрацию <адрес> в срок до 01 сентября 2019 года направить в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество– Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, заявление о постановке на учет вышеуказанных автомобильных дорог местного значения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья Радаева О.И.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>