Постановление в окончательной форме изготовлено 04 октября 2018 года
Дело № 5-373/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Мурманск 03 октября 2018 года
Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Первомайского судебного района города Мурманска Ватанский Н.В.
в помещении судебного участка,, расположенного по адресу: г.Мурманск, ул. Халтурина, д.1,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 19.<НОМЕР> Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица
ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский государственный технический университет»
Агаркова <ФИО1>, <ДАТА> года <АДРЕС>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении от 03.08.2018 года, 19 июля 2017 года по результатам проведения внеплановой выездной проверки, проводившейся на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.07.2018 года №969 «О проведении внеплановой выездной проверки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский государственный технический университет», в отношении ФГБОУВО «МГТУ», расположенного по адресу<АДРЕС>, установлено, что предписание Рособрнадзора от 05.04.2018 года №07-55-30/13-Л (далее -предписание Рособрнадзора) лицензиатом не исполнено в части устранения нарушений:
1. подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), - у лицензиата отсутствует материально - техническое обеспечение образовательной деятельности:
- по основным профессиональным образовательным программам высшего образования отсутствует бассейн, предусмотренный рабочими программами по дисциплине «Физическая культура»;
- по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования отсутствует материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, предусмотренное рабочими программами дисциплин:
1) по специальности 43.02.10 Туризм отсутствует: лаборатория коммуникативных тренингов; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
2) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения отсутствуют: кабинет основ экологического права; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
3) по специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
4) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
<НОМЕР>) по специальности <ДАТА9> Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
6) по специальности <ДАТА10> Эксплуатация судовых энергетических установок отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
7) по специальности <ДАТА11> Судовождение отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
8) по специальности <ДАТА12> Сооружение и эксплуатация газонефтепрофодов и газонефтехранилищ отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
9) по специальности <ДАТА>.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно - компрессорных машин и установок (по отраслям) отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
10) по специальности <ДАТА14> Электроснабжение (по отраслям) отсутствуют: лаборатория электроснабжения; лаборатория техники высоких напряжений; лаборатория электрических подстанций; лаборатория технического обслуживания электрических установок; лаборатория релейной защиты и автоматических систем управления устройствами электроснабжения; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
11) по специальности <ДАТА15> Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов отсутствуют: открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; бассейн; водно-спортивная база;
12) по специальности <ДАТА16> Программирование в компьютерных системах отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
13) по специальности 3<НОМЕР>.02.09 Ихтиология и рыболовство отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
14) по специальности <ДАТА17> Технология продукции общественного питания отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
1<НОМЕР>) по специальности <ДАТА18> Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
16) по специальности 3<НОМЕР>.02.11 Промышленное рыболовство отсутствует открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.
2. Подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - у лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные образовательные программы среднего профессионального образования по профессиям: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);15.01.25 Станочник (металлообработка); 15.01.26 Токарь - универсал; 23.01.03 Автомеханик; 26.01.09 Моторист судовой; по специальностям: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы; по специальностям: 09.02.02 Компьютерные сети; 09.02.04 Информационные системы (по отраслям); 10.02.01 Организация и технология защиты информации; 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем; 10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем; 19.02.01 Биохимическое производство; 21.02.01. Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; 21.02.02 Бурениенефтяных и газовых скважин.
3. Подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - в штате лицензиата или на ином законном основании отсутствуют педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, реализуемым основным профессиональным образовательным программам:
- высшего образования:
- руководитель основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры) Евдокимцев О.В. не соответствует установленным требованиям;
- среднего профессионального образования по специальностям:
1) <ДАТА16> Программирование в компьютерных системах - для реализации дисциплин6 «Химия», «Экология», «География», «Астрономия»;
2) <ДАТА15> Эксплуатация оборудования радиосвязи электрорадионавигации судов - для реализации дисциплин: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «География», « Экологические основы природопользования», «Метрология, стандартизация и сертификация»;
3) <ДАТА14> Электроснабжение (по отраслям) - для реализации дисциплин: «Химия», «География»;
4) <ДАТА>.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно - компрессорных машин и установок (по отраслям) - для реализации дисциплин: «Основы этики и деловых отношений», «Химия», «Управление ремонтом холодильного оборудования (по отраслям) и контроль за ним», «Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия», «Астрономия»;
<НОМЕР>) <ДАТА17> Технология продукции общественного питания - для реализации дисциплин: «Технология трудоустройства», «География», «Охрана труда», «Управление структурным подразделением организации»;
6) <ДАТА12> Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ - для реализации дисциплин: «Химия», «Сооружение газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Сжижение газа»;
7) <ДАТА18> Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - для реализации дисциплин: «Устройство автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
8) <ДАТА11> Судовождение - для реализации дисциплин: «Рыбопромысловое дело и тактика лова», «Химия», «География»;
9) <ДАТА10> Эксплуатация судовых энергетических установок - для реализации дисциплин: «Химия», «Метрология и стандартизация», «География», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия»;
10) <ДАТА9> Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики - для реализации дисциплин: «География», «Безопасность жизнедеятельности», «Химия», «Астрономия»;
11) 3<НОМЕР>.02.09 Ихтиология и рыболовство - для реализации дисциплин: «Геодозия с основами черчения», «География»;
12) 3<НОМЕР>.02.11 Промышленное рыболовство - для реализации дисциплин: «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
13) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - для реализации дисциплин: «Документационное обеспечение управления», «Страховое дело», «Безопасность жизнедеятельности»;
14) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике - для реализации дисциплин: «География», «Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении», «Оптимизация процессов транспортировки и проведения оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов», «Безопасность жизнедеятельности»;
1<НОМЕР>) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения - для реализации дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «География», «Документирование и сертификация».
4. Подпункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - у лицензиата отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, соответствующие требованиям части 10 статьи79 Федерального закона от <ДАТА34> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации».
Срок исполнения предписания был установлен до <ДАТА> июля 2018 года.
В соответствии с актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от <ДАТА36> <НОМЕР> КНМ 001800548018, предписание от <ДАТА>.04.2018 года <НОМЕР>-30/13-Л в установленный срок в полном объеме не исполнено.
В судебном заседании защитник Агаркова С.А. по доверенности Тельпова Ю.А. пояснила, что вину в совершении административного правонарушения ректором ФГБОУ ВО «МГТУ» Агарковым С.А. не признает и пояснила, что предписанием федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Мурманский государственный технический университет» об устранении выявленных нарушений лицензионных требований <НОМЕР>-30/13-л от <ДАТА>.04.2018 (далее - Предписание) ФГБОУ ВО «МГТУ» был установлен срок <ДАТА> июля 2018 года для устранения выявленных нарушений лицензионных требований. В соответствии с пунктом 7 статьи 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от <ДАТА39> <НОМЕР> ФГБОУ ВО «МГТУ» во исполнение Предписания направило в адрес Рособрнадзора <ДАТА40> материалы и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений лицензионных требований. При рассмотрении специалистом Рособрнадзора отчета об устранении выявленных нарушений, указанных в Предписании, предоставленных документов оказалось не достаточно и была назначена вторая выездная внеплановая проверка, которая проходила в период с 17 по <ДАТА41> с другим составом проверяющих экспертов. По результатам второй внеплановой выездной проверки в отношении ФГБОУ ВО «МГТУ» Рособрнадзорпришел к выводу о том, что часть выявленных ранее нарушений лицензионных требований не была устранена, а именно: 1. требование подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА42> <НОМЕР> отсутствие у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности в части отсутствия: кабинета основ экологического права; лаборатории коммуникативных тренингов; лаборатории электроснабжения; лаборатории техники высоких напряжений; лаборатории электрических подстанций; лаборатории технического обслуживания электрических установок; лаборатории релейной защиты и автоматических систем управления устройствами электроснабжения; открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий; бассейна; водно-спортивной базы. ФГБОУ ВО «МГТУ» копии договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий (договор <НОМЕР> от <ДАТА43>), бассейна (договор <НОМЕР>/17/1<НОМЕР> от <ДАТА44>), водно-спортивной базы (договор <НОМЕР> от <ДАТА45>), а также заключения о соответствии указанных объектов требованиям пожарной безопасности и санитарным правилам (санитарно-эпидемиологическое заключение), оформленные на собственников данных объектов, были направлены <ДАТА40> вместе с материалами и документами. Указанные документы также были предоставлены проверяющим, осуществляющим повторную выездную проверку в ФГБОУ ВО «МГТУ» в период с 17 по <ДАТА41>. При этом экспертами Рособрнадзора были выставлены дополнительные требования, ранее не указанные в Предписании об устранении выявленных нарушений лицензионных требований <НОМЕР>-30/13-л от <ДАТА>.04.2018 года, а именно, все представленные ранее договоры аренды на объекты спортивной инфраструктуры должны, по мнению экспертов,наряду с заключениями о соответствии данных объектов требованиям пожарной безопасности и санитарным правилам, оформленным на собственников объектов, так же должны быть оформлены и на ФГБОУ ВО «МГТУ». Все детализированные замечания, указанные в повторном Предписании об устранении выявленных нарушений лицензионных требований <НОМЕР>-30/13-л от <ДАТА>.04.2018 года в настоящий момент полностью устранены. Также повторно были приложены документы, подтверждающие наличие в ФГБОУ ВО «МГТУ» кабинета основ экологического права; лаборатории коммуникативных тренингов; лаборатории электроснабжения; лаборатории техники высоких напряжений; лаборатории электрических подстанций; лаборатории технического обслуживания электрических установок; лаборатории релейной защиты и автоматических систем управления устройствами электроснабжения.
Таким образом, защитник ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. считает, что замечания по пункту 1 предписания в части требований подпункта «б» части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА42> <НОМЕР> отсутствие у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, а именно отсутствие: кабинета основ экологического права; лаборатории коммуникативных тренингов; лаборатории электроснабжения; лаборатории техники высоких напряжений; лаборатории электрических подстанций; лаборатории технического обслуживания электрических установок; лаборатории релейной защиты и автоматических систем управления устройствами электроснабжения; открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий; бассейна; водно-спортивной базы устранены в полном объеме.
2) требование подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА42> <НОМЕР> отсутствие у лицензиата разработанных и утвержденных образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям и по отраслям. Во исполнение Предписания ФГБОУ ВО «МГТУ» направило в адрес Рособрнадзора <ДАТА40> года разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основные образовательные программы среднего профессионального образования по профессиям указанным в пункте 2 Предписания. Таким образом, по мнению защитника ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А., программы, указанные в данном пункте Предписания, в установленные сроки в Рособрнадзор представлены. Отсутствие разработанных программ было вызвано исключительно, тем, что данные программы на протяжении всего времени не были востребованы, по ним не велся набор и образовательная деятельность, что соответственно не предполагало наличие преподавательского состава под данные программы, ответственного за их написание и включение в образовательную деятельность университета. Действующее законодательство об образовании не содержит требования о необходимости наличия образовательных программ по специальностям и профессиям, по которым не осуществляется образовательная деятельность. На основании вышеперечисленных доводов защитник ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. считает, что предпринятые меры являются исчерпывающими для того, чтобы данное замечание считать устраненным.
3) по требованию подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА42> <НОМЕР> в штате лицензиата или на ином законном основании отсутствуют педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым основным профессиональным образовательным программам
По педагогическим работникам, которые задействованы в реализации программ высшего образования: представлены документы и материалы о руководителе научным содержанием основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство» (уровень магистратуры) Евдокимцеве О.В. в части проведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также представлены копии документов, содержащие ежегодные публикации в ведущих отечественных рецензируемых научных журналах и изданиях, апробации результатов научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях, в том числе предоставлены регистрационные карты ЕГИСУ НИОКТР, технические задания, календарные планы по научно-исследовательским работам.
Все копии публикаций были представлены экспертам в ходе проверки. Однако, в связи с исключением из РИНЦ апробации 6 по вышеуказанным и не зависящим от МГТУ причинам, а также длительностью прохождения процедуры включения апробации <НОМЕР> проверяющие на момент работы выездной проверки указали о несоответствии апробации результатов Евдокимцева О.В. требованиям апробации результатов научно-исследовательской деятельности на национальных конференциях. В последствие данное замечание в отношении Евдокимцева О.В. устранено, недостающая публикация (апробация под номером <НОМЕР>) включена в РИНЦ. Таким образом, преподаватель Евдокимцев О.В. полностью соответствует требованиям, необходимым для осуществления образовательной деятельности.
По педагогическим работникам, которые задействованы в реализации программ среднего профессионального образования, во исполнение Предписания ФГБОУ ВО «МГТУ» направило в адрес Рособрнадзора <ДАТА40> года материалы по педагогическим работникам, обладающим соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам среднего профессионального образования. В ходе проведения проверки экспертами Рособрнадзора указывалось на необходимость направления преподавателей в сфере среднего профессионального образования не реже одного раза в три года и на курсы повышения квалификации, и на стажировки в профильные организации, указанное требование носило рекомендательный характер. Несмотря на это ФГБОУ ВО «МГТУ» направило указанных работников на курсы повышения квалификации и соответствующие стажировки. В соответствии с положениями ТК РФ, профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» обязательным является получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе, в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Таким образом, нормативно-правовыми актами предусмотрена вариативность, которая позволяет направлять работников, как на стажировки, так и на курсы повышения квалификации. Необходимость использования в отношении каждого преподавателя обеих форм повышения квалификации одновременно законодательством не предусмотрена. Поэтому защитник ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. полагает, что обязательным лицензионным требованием является направление педагогического работника на курсы повышения квалификации и (или) стажировки не реже чем с периодичностью один раз в три года.
4) потребованию подпункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА42> <НОМЕР> у лицензиата отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, соответствующие требованиям части 10 ст. 79 Федерального закона от <ДАТА39> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации». По данной ситуации пояснила, что правила обеспечения условий доступности для инвалидов не распространяются на иные федеральные органы исполнительные власти (ФОИВ), в том числе Федеральное агентство по рыболовству и, соответственно, подведомственные Федеральному агентству по рыболовству организации. Федеральное агентство по рыболовству (далее - Росрыболовство), которое было учредителем ФГБОУ ВО «МГТУ» до <ДАТА48> не разработало правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, находящихся в оперативном управлении подведомственных образовательных организаций, финансирование за счет средств федерального бюджета на цели создания и развития инфраструктуры для обучающихся с ОВЗ не выделяло. Руководство МГТУ предприняло максимально возможные и исчерпывающие меры в рамках имеющихся финансовых возможностей от приносящей доход деятельности для выполнения требований части 10 статьи 79 Федерального закона от <ДАТА39> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от <ДАТА49> <НОМЕР> в срок до <ДАТА>.07.2018. ФГБОУ ВО «МГТУ» в целях исполнения требований Предписания о формировании доступной среды были реализованы следующие мероприятия: разработана альтернативная версия официального сайта для слабовидящих (http://www.mstu.edu.ru); в доступных для обучающихся местах, являющихся слепыми или слабовидящим, и в адаптированной форме, с учетом их особых потребностей, размещена справочная информация о расписании учебных занятий, продублированная шрифтом Брайля; совместно с частным охранным предприятием ООО ЧОП «Северный оплот», обеспечивающим доступ на объекты ФГБОУ ВО «МГТУ», переработана инструкция для работников охраны по обслуживанию инвалидов и других маломобильных групп граждан при посещении образовательной организации; обеспечен доступ к зданию организации обучающемуся, являющемуся слепым и использующим собаку-проводника; на территории МГТУ установлены информационные таблички о доступности объектов инфраструктуры с указателями направления движения, таблички о парковке автотранспорта для инвалидов с указателями направления движения по территории; входные площадки перед КПП, корпусом «Л» (пр. <АДРЕС> д. 1) и корпусом <НОМЕР> (ул. <АДРЕС>, д. 19) окрашены в яркий желтый цвет, на внешней стороне дверей нанесена специальная маркировка, уложены рельефные (тактильные) полосы желтого цвета; рядом с учетом технических требований установлены опорные поручни и пандусы, оборудованы направляющие для инвалидов-колясочников; рядом с входными дверями в корпуса и аудитории установлены устройства звукового и светового типа для вызова помощи лицам из числа маломобильных групп населения; входные двери в учебные корпуса оборудованы доводчиками с целью облегчения открывания и пятисекундной задержкой; лестничные клетки вестибюля корпуса «Л» приспособлены для использования маломобильными группами населения с помощью наклонного пандуса, по пути следования до аудиторий уменьшена высота порогов для устранения физических препятствий и неровностей; рабочие места обучающихся оснащены специальными партами с регулировкой по высоте, закреплен кронштейн для собаки-поводыря, установлена вешалка типа «стойка», аудитории оснащены визуальной панелью с сигналом тревоги (пожара); в корпусе «Л» и учебном корпусе <НОМЕР> имеются санитарно-гигиенические помещения, обозначенные информационными табличками и организованные по всем требованиям к санитарным комнатам для маломобильных групп населения; обучающиеся обеспечены надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обучающиеся обеспечены беспрепятственным доступом в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации; в указанных помещениях установлены специальные пандусы, поручни, расширенные дверные проемы; приобретено и установлено оборудование радио-классов «Сонет - РСМ-1-1» с заушным индуктором и индукционной петлей для слабослышащих в учебных аудиториях <НОМЕР> (кампус) и <НОМЕР> (ММРК) для лиц с нарушениями слуха. В настоящий момент так же разработан и утвержден паспорт доступности ФГБОУ ВО «МГТУ» для инвалидов всех категорий. В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от <ДАТА> г. <НОМЕР>) создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья должно реализовываться до 2030 года, что предполагает длительный характер создания и развития (совершенствования) такой инфраструктуры, в том числе поэтапного финансирования образовательных организаций учредителями за счет средств федерального бюджета. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от <ДАТА52> <НОМЕР> ФГБОУ ВО «МГТУ» было отнесено к ведению Министерства образования и науки РФ. Таким образом, ФГБОУ ВО «МГТУ» становится полноценным участником данной программы как подведомственная Минобрнауки РФ образовательная организация, что позволяет утвердительно говорить о выполнении всех требований в установленные планом мероприятий (дорожной карты) сроки. На основании вышеизложенного защитник ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. считает, что университетом приняты исчерпывающие меры по устранению замечания в части требований подпункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА42> <НОМЕР>.
Сведений от Рособрнадзора о том, что в ходе проверки представленных документов были выявлены замечания в части касающейся не предоставления надлежащих доказательств устранения замечаний и (или) неполноты сведений об их устранении от Рособрнадзора не поступало, что свидетельствует о полном и своевременном исполнении ФГБОУ ВО «МГТУ» предписания Рособрнадзора от <ДАТА>.04.2018. Таким образом, ФГБОУ ВО «МГТУ» представило документарное подтверждение устранения в полной мере замечаний во взаимосвязи первой и второй внеплановой выездной проверки Рособрнадзора, и просит суд прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события и состава правонарушения.
В судебном заседании ректор ФГБОУ ВО «МГТУ» Агарков С.А. и защитник ректора ФГБОУВО «МГТУ» Аагркова С.А. по доверенности Гулевская О.А. поддержали позицию, высказанную защитником ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. Тельповой Ю.А..
В судебном заседании представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) по доверенности Красильников А.В. полагал, что в действиях ФГБОУВО «МГТУ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.<НОМЕР> КоАП РФ. В соответствии с приказом Рособрнадзора от <ДАТА6> <НОМЕР> была проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от <ДАТА>.04.2018 года <НОМЕР>-30/13-Л в отношении ФГБОУВО «МГТУ». При визуальном осмотре установлено, что отсутствуют объекты материально - технического обеспечения образовательной деятельности, а именно, лаборатории и спортивные объекты. Адреса спортивных объектов должны быть внесены в лицензию на осуществление образовательной деятельности ФГБОУВО «МГТУ», после внесения изменений в лицензию ФГБОУВО «МГТУ» должны были представить ее в Рособрнадзор. На момент проверки требования Рособрнадзора не исполнены. По пункту 2 Предписания, документы, подтверждающие разработку и утверждение программ по указанным специальностям, не представлены в Рособрнадзор. По пункту 3 Предписания, в штате ФГБОУВО «МГТУ» отсутствуют педагогические работники, обладающие соответствующей квалификацией по реализуемым основным профессиональным образовательным программам, указанным в пункте 3 Предписания. По пункту 4 Предписания у ФГБОУВО «МГТУ» отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Проводившие проверку лица являются компетентными, оснований сомневаться в наличие нарушений, указанных в акте проверки, не имеется. Таким образом, имеет место невыполнение должностным лицом законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Выслушав должностное лицо - ректора ФГБОУВО «МГТУ» Агаркова С.А. и его защитников, исследовав представленные материалы дела, мировой судья приходит к следующему выводу.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от <ДАТА54> <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
Согласно статьи 12 Федерального закона от <ДАТА54> <НОМЕР> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно пункта 1 части 10 статьи 19 Федерального закона от <ДАТА>.2011 года <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности», внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований.
Согласно пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от <ДАТА34> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от <ДАТА34> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.
Согласно части 10 статьи 79 Федерального закона от <ДАТА34> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Исходя из пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР>, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами; г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам; и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.<НОМЕР> Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.<НОМЕР> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В силу части 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Данный протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
С учетом изложенного, мировой судья приходит к выводу, что в рамках настоящего производства по делу об административном правонарушении подлежат проверки только те нарушения по неисполнению предписания в установленный срок, которые изложены в протоколе об административном правонарушении. Проверка иных нарушений по исполнению предписания, перечисленных в акте проверки, в рамках настоящего производства по делу об административном правонарушении не является предметом рассмотрения, поскольку они не вменялись правонарушителю, а выход за рамки указанного в протоколе об административном правонарушении объема совершенного деяния существенно расширило бы его и ухудшило положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Согласно разъяснениям п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от <ДАТА> года №<НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.<НОМЕР> КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Судом установлено, что <ДАТА>.04.2018 года Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в отношении ФГБОУ ВО «МГТУ», вынесено предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований № 07-5<НОМЕР>-30/13-Л ( т.1 л.д.78-82).
<ДАТА6> Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки вынесен приказ <НОМЕР> «О проведении внеплановой выездной проверки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский государственный технический университет» (т. 1 л.д. 74-77).
Согласно акту проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от <ДАТА36> <НОМЕР> КНМ 001800548018, проведенной в период с <ДАТА57> по <ДАТА41> часть требований предписания от <ДАТА>.04.2018 года № 07-5<НОМЕР>-30/13-Л ФГБОУ ВО «МГТУ» не исполнена (т. 1 л.д. 58-73).
Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский государственный технический университет» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от <ДАТА58> <НОМЕР>, зарегистрирован инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Мурманску за ГРН 2175190141619 (т. 1 л.д. 90-126).
Приказом заместителя Министра Сельского хозяйства Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по рыболовству от <ДАТА> года <НОМЕР><НОМЕР>-л Агарков Сергей Анатольевич утвержден в должности ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» (т. 1 л.д. 25<НОМЕР>).
Функции и полномочия учредителя организации осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, что подтверждено Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский государственный технический университет» (т. л.д. 90-126).
ФГБОУ ВО «МГТУ» имеет выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности от <ДАТА60> серия 90Л01 <НОМЕР>, регистрационный <НОМЕР> (т. 1 л.д. 127-132).
Согласно протокола об административном правонарушении от <ДАТА4> в отношении ректора ФГБОУВО «МГТУ» Агаркова С.А. последнему вменяется не исполнение предписания в части устранения нарушений:
1) подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР> (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности) установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами. В нарушение вышеуказанного подпункта у ФГБОУВО «МГТУ» отсутствует материально-техническое обеспечение, предусмотренное рабочими программами дисциплин: кабинет основ экологического права; лаборатория коммуникативных тренингов; лаборатория электроснабжения; лаборатория техники высоких напряжений; лаборатория электрических подстанций; лаборатория технического обслуживания электрических установок; лаборатория релейной защиты и автоматических систем управления устройствами электроснабжения; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; бассейн; водно-спортивная база.
Подтверждением исполнения ФГБОУ ВО «МГТУ» в установленный срок в этой части предписания Рособрнадзора является направление в адрес Рособрнадзора материалов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение предписания Рособрнадзора от <ДАТА>.04.2018 № 07-5<НОМЕР>-30/13-Л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (письмо от <ДАТА61> <НОМЕР>р.01/104-м (т. 2 л.д. 97-103).
Защитником ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. в качестве документов, подтверждающих исполнение предписания от <ДАТА>.04.2018 были предъявлены следующие документы: паспорта указанных кабинетов и лабораторий от <ДАТА62> с фотографиями, договор на аренду дорожек в плавательном бассейне для учебных и учебно-тренировочных занятий для нужд ФГБОУ ВО «МГТУ» <НОМЕР>/17/1<НОМЕР> от <ДАТА63>, расписание занятий обучающихся ФГБОУ ВО «МГТУ» в ГОУП «УСЦ» «Плавательный бассейн», договор <НОМЕР> безвозмездного пользования (договор ссуды) муниципального имущества города Мурманска от <ДАТА64> части открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий, расписание занятий обучающихся ФГБОУ ВО «МГТУ» в МБОУ «Кадетская школа г. Мурманска», положение о водно-спортивной базе ФГБОУ ВО «МГТУ» от <ДАТА65>, договор аренды водно-спортивной базы от <ДАТА65> (т. 3 л.д. 59-133, т. 3 л.д. 168-200, т. <НОМЕР> л.д. 177-258).
Указанные документы были направлены до истечения срока исполнения Предписания <ДАТА40> в адрес Рособрнадзора, что подтверждается накладной DHL и приложением к сопроводительному письму от <ДАТА61> года (т. 2 л.д. 83-84, 97-31<НОМЕР>, т. 3 л.д. 1-48).
Доводы представителя Рособрнадзора о том, что требование предписания могло считаться исполненным в части наличия спортивных объектов, используемых при реализации образовательной деятельности, исключительно после внесения изменения в лицензию путем включения адресов спортивных объектов, суд считает не состоятельными, поскольку в соответствии с п.п. «г» п. 20.2 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от <ДАТА> ноября 2014 года N 1517, Рособрнадзор принимает решение о возврате лицензиату заявления о переоформлении лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии у лицензиата неисполненного предписания (при переоформлении лицензии в связи с намерением лицензиата осуществлять образовательную деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, с намерением лицензиата осуществлять образовательную деятельность в филиале, не указанном в лицензии, а также в связи с намерением лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в лицензии).
Вышеуказанное положение Административного регламента исключает возможность исполнения предписания в указанной части.
Суд не находит оснований сомневаться в наличии у ФГБОУ ВО «МГТУ» вышеуказанных кабинетов и лабораторий, поскольку на представленных фотографиях запечатлены таблички с названиями кабинетов и лабораторий, а также различное методическое и техническое оснащение.
Суд полагает, что в такой ситуации указание в протоколе об административном правонарушении от <ДАТА4> на отсутствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, не соответствует действительности и реальному положению дел, так как защитником ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. документарно подтверждено фактическое наличие материально-технического обеспечения.
2) подпунктом «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.
Согласно протокола об административном правонарушении в нарушение вышеуказанного подпункта у ФГБОУВО «МГТУ» отсутствуют разработанные и утвержденные образовательные программы среднего профессионального образования по профессиям: <ДАТА19> Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); <ДАТА>.01.0<НОМЕР> Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); <ДАТА>.01.2<НОМЕР> Станочник (металлообработка); <ДАТА>.01.26 Токарь-универсал; <ДАТА22> Автомеханик; <ДАТА23> Моторист судовой; по специальностям: <ДАТА25> Компьютерные сети; <ДАТА26> Информационные системы (по отраслям); <ДАТА27> Организация и технология защиты информации; <ДАТА28> Информационная безопасность телекоммуникационных систем; <ДАТА29> Информационная безопасность автоматизированных систем; <ДАТА30> Биохимическое производство; <ДАТА69> Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; <ДАТА32> Бурение нефтяных и газовых скважин.
Подтверждением исполнения ФГБОУ ВО «МГТУ» в установленный срок требований Рособрнадзора является направление в адрес Рособрнадзора материалов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение предписания Рособрнадзора от <ДАТА>.04.2018 № 07-5<НОМЕР>-30/13-Л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (письмо от <ДАТА61> <НОМЕР>р.01/104-м) (т. 2 л.д. 97-103).
Защитником ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. в качестве документов, подтверждающих исполнение предписания от <ДАТА>.04.2018 были предъявлены следующие документы: протоколы утверждения ОПОП на Ученом совете ФГБОУ ВО «МГТУ», программы подготовки (включающие общую характеристику образовательной программы, учебный план, график учебного процесса, аннотации рабочих программ, практик, контрольных материалов), программы ГИА, программы учебной практики, программа производственной практики по профессиям <ДАТА19> Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); <ДАТА>.01.0<НОМЕР> Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); <ДАТА>.01.2<НОМЕР> Станочник (металлообработка); <ДАТА>.01.26 Токарь-универсал; <ДАТА22> Автомеханик; <ДАТА23> Моторист судовой; по специальностям: <ДАТА24> Компьютерные системы и комплексы; по специальностям: <ДАТА25> Компьютерные сети; <ДАТА26> Информационные системы (по отраслям); <ДАТА27> Организация и технология защиты информации; <ДАТА28> Информационная безопасность телекоммуникационных систем; <ДАТА29> Информационная безопасность автоматизированных систем; <ДАТА30> Биохимическое производство; <ДАТА69> Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; <ДАТА32> Бурение нефтяных и газовых скважин.
Указанные документы были направлены до истечения срока исполнения Предписания <ДАТА40> в адрес Рособрнадзора, что подтверждается накладной DHL и приложением к сопроводительному письму от <ДАТА61> (т. 2 л.д. 83-84, т. 3 л.д. 20-24).
Кроме того, защитником ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. представлены документы, подтверждающие, что образовательная деятельность по указанным программам не велась, набор обучающихся не осуществлялся, что подтверждается справкой о проведении приема граждан на обучение, выпуска квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов по образовательным программам среднего профессионального образования в период 2014-2018 годов; выпиской из формы статистического наблюдения <НОМЕР> на начало 2016/2017 года; выпиской из формы статистического наблюдения <НОМЕР> на начало 2017/2018 года (т. 7 л.д. 63-118).
Действующее законодательство об образовании не содержит требования о необходимости наличия образовательных программ по специальностям и профессиям, по которым не осуществляется образовательная деятельность.
На основании вышеперечисленного мировой судья считает, что предпринятые ректором ФГБОУ ВО «МГТУ» Агарковым С.А. меры для исполнения в этой части предписания являются исчерпывающими и считает нарушения устраненными.
3) подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам».
Согласно протокола об административном правонарушении в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА42> <НОМЕР>: в штате лицензиата или на ином законном основании отсутствуют педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым основным профессиональным образовательным программам:
- высшего образования: руководитель основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры) Евдокимцев О.В. не соответствует установленным требованиям;
- среднего профессионального образования по специальностям:
1) <ДАТА16> Программирование в компьютерных системах - для реализации дисциплин6 «Химия», «Экология», «География», «Астрономия»;
2) <ДАТА15> Эксплуатация оборудования радиосвязи электрорадионавигации судов - для реализации дисциплин: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «География», « Экологические основы природопользования», «Метрология, стандартизация и сертификация»;
3) <ДАТА14> Электроснабжение (по отраслям) - для реализации дисциплин: «Химия», «География»;
4) <ДАТА>.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно - компрессорных машин и установок (по отраслям) - для реализации дисциплин: «Основы этики и деловых отношений», «Химия», «Управление ремонтом холодильного оборудования (по отраслям) и контроль за ним», «Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия», «Астрономия»;
<НОМЕР>) <ДАТА17> Технология продукции общественного питания - для реализации дисциплин: «Технология трудоустройства», «География», «Охрана труда», «Управление структурным подразделением организации»;
6) <ДАТА12> Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ - для реализации дисциплин: «Химия», «Сооружение газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Сжижение газа»;
7) <ДАТА18> Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - для реализации дисциплин: «Устройство автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
8) <ДАТА11> Судовождение - для реализации дисциплин: «Рыбопромысловое дело и тактика лова», «Химия», «География»;
9) <ДАТА10> Эксплуатация судовых энергетических установок - для реализации дисциплин: «Химия», «Метрология и стандартизация», «География», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия»;
10) <ДАТА9> Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики - для реализации дисциплин: «География», «Безопасность жизнедеятельности», «Химия», «Астрономия»;
11) 3<НОМЕР>.02.09 Ихтиология и рыболовство - для реализации дисциплин: «Геодозия с основами черчения», «География»;
12) 3<НОМЕР>.02.11 Промышленное рыболовство - для реализации дисциплин: «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности»;
13) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) - для реализации дисциплин: «Документационное обеспечение управления», «Страховое дело», «Безопасность жизнедеятельности»;
14) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике - для реализации дисциплин: «География», «Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении», «Оптимизация процессов транспортировки и проведения оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов», «Безопасность жизнедеятельности»;
1<НОМЕР>) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения - для реализации дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «География», «Документирование и сертификация».
Подтверждением исполнения ФГБОУ ВО «МГТУ» в установленный срок требований Рособрнадзора является направление в адрес Рособрнадзора материалов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение предписания Рособрнадзора от 05.04.2018 № 07-55-30/13-Л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (письмо от 03.07.2018 № 01р.01/104-м) (т. 2 л.д. 97-103).
Защитником ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. в качестве документов, подтверждающих исполнение предписания, были предъявлены: копии трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера, копии документов об образовании, о повышении квалификации, о переподготовке, о присвоении ученых званий, копии приказов о назначении, справки о научных руководителях, сведения о НИР и публикациях по всем, указанным в протоколе об административном правонарушении, научно-педагогическим работникам (т. 4 л.д. 1-249).
Требования к руководителю основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры) установлены п. 7.2.4. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (магистратура) направление подготовки 08.04.01 Строительство, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.10.2014 № 1419.
Указанные требования содержат указание на необходимость наличия ежегодных публикаций по результатам научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.
Таким образом, у руководителя основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры) должно быть не менее одной публикации в год и не менее одной апробаций на национальной и международной конференции в год.
Защитником ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. представлены документы, подтверждающие наличие у Евдокимцева О.В. ежегодных публикаций и апробаций на национальных и международных конференциях, что подтверждается справкой о руководителе научным содержанием образовательной программы высшего образования-программы магистратуры 08.04.01.Строительство с указанием ссылок на размещение указанной информации в сети интернет, а также информацией о публикации Российского индекса научного цитирования (т. 3 л.д. 152-157).
Таким образом, преподаватель Евдокимцев О.В. полностью соответствует требованиям, необходимым для осуществления образовательной деятельности.
Квалификационные требования к педагогическим работникам среднего профессионального образования содержатся в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н), Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) соответствующих специальностей, указанных в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами обязательным является получение педагогическими работниками среднего профессионального образования дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе, в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Таким образом, нормативно-правовыми актами предусмотрена альтернативность, которая позволяет направлять работников, как на стажировки, так и на курсы повышения квалификации. Необходимость использования в отношении каждого преподавателя обеих форм повышения квалификации одновременно законодательством не предусмотрена.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в установленный предписанием срок ректором ФГБОУ ВО «МГТУ» Агарковым С.А. подтверждено наличие в штате или на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам».
Суд полагает, что в такой ситуации указание в протоколе об административном правонарушении от 03.08.2018 года на отсутствие педагогических работников, не соответствует действительности.
4) подпунктом «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Согласно протокола об административном правонарушении в нарушение подпункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, у лицензиата отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, соответствующие требованиям части 10 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно части 10 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ФГБОУ ВО «МГТУ» целях исполнения требований Предписания в соответствии с требованиями части 10 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 в целях формирования доступной среды были реализованы следующие мероприятия:
· разработана альтернативная версия официального сайта для слабовидящих (http://www.mstu.edu.ru);
· в доступных для обучающихся местах, являющихся слепыми или слабовидящим, и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) размещена справочная информация о расписании учебных занятий, продублированная шрифтом Брайля;
· совместно с частным охранным предприятием ООО ЧОП «Северный оплот», обеспечивающим доступ на объекты ФГБОУ ВО «МГТУ», переработана инструкция для работников охраны по обслуживанию инвалидов и других маломобильных групп граждан при посещении образовательной организации;
· обеспечен доступ к зданию организации обучающемуся, являющемуся слепым и использующим собаку-проводника;
· на территории МГТУ установлены информационные таблички о доступности объектов инфраструктуры с указателями направления движения, таблички о парковке автотранспорта для инвалидов с указателями направления движения по территории; входные площадки перед КПП, корпусом «Л» (пр. <АДРЕС> д. 1) и корпусом <НОМЕР> (ул. <АДРЕС>, д. 19) окрашены в яркий желтый цвет, на внешней стороне дверей нанесена специальная маркировка, уложены рельефные (тактильные) полосы желтого цвета; рядом с учетом технических требований установлены опорные поручни и пандусы, оборудованы направляющие для инвалидов-колясочников; рядом с входными дверями в корпуса и аудитории установлены устройства звукового и светового типа для вызова помощи лицам из числа маломобильных групп населения; входные двери в учебные корпуса оборудованы доводчиками с целью облегчения открывания и пятисекундной задержкой; лестничные клетки вестибюля корпуса «Л» приспособлены для использования маломобильными группами населения с помощью наклонного пандуса, по пути следования до аудиторий уменьшена высота порогов для устранения физических препятствий и неровностей; рабочие места обучающихся оснащены специальными партами с регулировкой по высоте, закреплен кронштейн для собаки-поводыря, установлена вешалка типа «стойка», аудитории оснащены визуальной панелью с сигналом тревоги (пожара); в корпусе «Л» и учебном корпусе <НОМЕР> имеются санитарно-гигиенические помещения, обозначенные информационными табличками и организованные по всем требованиям к санитарным комнатам для маломобильных групп населения;
· обучающиеся обеспечены надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обучающиеся обеспечены беспрепятственным доступом в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации; в указанных помещениях установлены специальные пандусы, поручни, расширенные дверные проемы);
· приобретено и установлено оборудование радио-классов «Сонет - РСМ-1-1» с заушным индуктором и индукционной петлей для слабослышащих в учебных аудиториях № 3Л (кампус) и № 108 (ММРК) для лиц с нарушениями слуха.
Подтверждением исполнения ректором ФГБОУ ВО «МГТУ» Агарковым С.А. в установленный срок требований Рособрнадзора является направление в адрес Рособрнадзора материалов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение предписания Рособрнадзора от 05.04.2018 № 07-55-30/13-Л об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (письмо от 03.07.2018 № 01р.01/104-м) (т. 2 л.д. 97-103).
Защитником ректора ФГБОУ ВО «МГТУ» Агаркова С.А. в качестве документов, подтверждающих исполнение предписания, были направлены документы, подтверждающие наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями: перечни реализованных мероприятий, фототаблицы, счета, платежные документы (т. 6 л.д. 13-23, т. 7 л.д. 120-196).
Как указывалось выше, в рамках настоящего производства по делу об административном правонарушении подлежат проверки только те нарушения по неисполнению предписания в установленный срок, которые изложены в протоколе об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении не содержит указание на отсутствие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями по конкретным зданиям и сооружениям или на не соответствие таких условий предъявляемым требованиям, в связи с чем, вышеперечисленные мероприятия по исполнению предписания в части создания условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, проведенные ФГБОУ ВО «МГТУ», суд признает как достаточными для исполнения предписания в этой части.
На основании вышеперечисленного мировой судья считает, что предпринятые ректором ФГБОУ ВО «МГТУ» Агарковым С.А. меры для исполнения в этой части предписания являются исчерпывающими и считает нарушения устраненными.
Согласно ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.<НОМЕР> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 24.<НОМЕР> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в том числе, при отсутствии события административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах мировой судья считает, что на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.<НОМЕР> КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.<НОМЕР> Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский государственный технический университет» Агаркова С.А. подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.<НОМЕР> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский государственный технический университет» Агаркова <ФИО1> по ч. 1 ст.19.<НОМЕР> Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Первомайский районный суд г. Мурманска через мирового судью судебного участка № 1 Первомайского судебного района г. Мурманска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Н.В.Ватанский