дело № 4- 493/2012
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г. Вельск 19 ноября 2012 года
Мировой судья судебного участка № 3 Вельского района Архангельской области Арестов А.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧИНО>» Пелевиной <ФИО1> <ДАТА> года рождения, уроженки <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>,
установил:
Пелевина И.А. являясь должностным лицом - главой муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧИНО>», совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В результате плановой выездной проверки выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>», проведенной начальником ОНД Вельского района УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области в период с <ДАТА3> по <ДАТА4> по адресу: <АДРЕС>, на основании распоряжения <НОМЕР> от <ДАТА5> начальника ОНД Вельского района УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области, установлено, что должностное лицо - глава МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» Пелевиной <ФИО1> не выполнила предусмотренные обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и иными нормативно-правовыми актами, а именно:
- не проводятся исследования по устойчивости функционирования предприятия, зданий и сооружений комиссией по ПУФ (ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положение, утв. постановлением администрации Архангельской области от 27 августа 2007 года № 156-па «Об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»);
- не разработан план мероприятий по повышению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях ЧС (ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положение, утв. постановлением администрации Архангельской области от 27 августа 2007 года № 156-па «Об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»);
- не создан орган повседневного управления - единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) (п.11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794);
- не создана и не поддерживается в готовности местная система оповещения о ЧС (ФЗ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.4; п.10 совместного приказа МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения»);
- глава МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» не прошла повышение квалификации в области защиты от ЧС по истечении 5 лет с момента прохождения обучения (п.4«д», п.5, п.6«б» постановления правительства РФ от 04.09.2003 № 54 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»);
- не осуществляется обучение населения способам защиты и действиям в ЧС. Не разработана программа обучения способам защиты и действиям в ЧС (ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», положение о подготовке населения Архангельской области в сфере гражданской обороны, утвержденное постановлением администрации Архангельской области от 22.12.2006 № 55-па «О подготовке населения Архангельской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);
- не проведены командно-штабные учения (тренировки) в области защиты от ЧС (ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 №547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», п.7-11 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 №547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера».
В судебном заседании Пелевина И.А., не оспаривая наличие выявленных нарушений указала, что выявленные нарушения связаны с недостатком финансирования, глава МО не может выйти за границы бюджета, в настоящее время в администрации ведется работа по устранению выявленных нарушений, принимаются меры для их устранения, просил учесть что для их устранения также требуются существенные финансовые средства в которых муниципальное образование ограничено, просил назначить минимальное наказание предусмотренное санкцией статьи.
Вина Пелевиной И.А., как должностного лица - главы МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» в совершении административного правонарушения установлена в судебном заседании и подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА14>, распоряжением отдела надзорной деятельности от <ДАТА15> <НОМЕР> о проведении проверки выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и принятие мер по ее результатам; актом проверки <НОМЕР> от <ДАТА4>.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.1 Закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.20 Закона порядок подготовки населения в области защитыот чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Статья 23 Закона определяет, что финансовое обеспечение деятельности органа местного самоуправления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» которым определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно п.7 Положения координационными органами единой системы являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы; на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года № 547 утверждено Положение «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно п.4 указанного Положения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Согласно п.5 Положения для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В силу п.6 Положения повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.
Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
Согласно п.10 Положения комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.
Постановлением администрации Архангельской области от 27 августа 2007 года № 156-па «Об организации проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Архангельской области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени» определены мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, которые разрабатываются в соответствии с планами экономического и социального развития исполнительными органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления Архангельскойобласти, и осуществляются заблаговременно в мирное время.
Проверка муниципального образования проводилась уполномоченным лицом на основании распоряжения отдела надзорной деятельности Вельского района ГУ МЧС России по Архангельской области. При проведении проверки присутствовал глава МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» Пелевина И.А. По итогам проверки <ДАТА4> составлен акт <НОМЕР>, в котором отражены выявленные нарушения. Замечаний со стороны Пелевиной И.А. не поступало.
Протокол составлен без участия Пелевиной И.А., извещенной надлежащим образом о времени и месте его составления, копия протокола её получена, указанные обстоятельства Пелевиной И.А., в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Согласно приведенным нормам закона МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» обязано исполнять требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доводы Пелевиной И.А. приведенные в судебном заседании, не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пелевина И.А., в период исполнения обязанностей главы муниципального образования «<ОБЕЗЛИЧИНО>», как должностное лицо не обеспечила организацию мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, установленных ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и иными нормативно - правовыми актами, является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
Между тем, на основании исследованных в судебном заседании материалов мировой судья полагает, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности по п.6 протокола, так как согласно Соглашения на передачу полномочий по решению вопросов местного значения от МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» МО «Вельский муниципальный район» от <ДАТА20>, согласно п.1.4 соглашения МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» передало, а МО «Вельский муниципальный район» приняло полномочия в части осуществления подготовки руководителей нештатного аварийно-спасательного формирования и руководящего состава поселения МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий. То есть, МО «<ОБЕЗЛИЧИНО>» не может нести ответственность за нарушение выявленное и включенное в протокол под пунктом <НОМЕР>.
На основании изложенного, суд считает, что имеются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в данной части, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не может быть привлечено к административной ответственности за отсутствием состава административного правонарушения и поэтому дело об административном правонарушении в данной части подлежит прекращению.
Санкцией ч.1 ст.20.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за данное правонарушение в виде административного штрафа, для должностных лица в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, для юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не усматривается.
При назначении наказания, учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, общественную опасность, характер и количество выявленных нарушений, поэтому полагаю возможным не назначать Пелевина И.А., наказание в максимальном размере, предусмотренном санкцией рассматриваемой статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Пелевину <ФИО1>, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Уплату административного штрафа произвести по следующим реквизитам: УФК Минфина Росси по Архангельской области (Главное управление МЧС России по Архангельской области), р/счёт 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области г. Архангельск, БИК 041117001, ИНН 2901129780, КПП 290101001, ОКАТО 112 05501000, КБК 17711690010016000140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет).
Уплату штрафа произвести не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, путем внесения или перечисления в банк или в иную кредитную организацию.
Квитанцию об уплате штрафа предоставить в канцелярию судебного участка №3 Вельского района (г.Вельск ул.Дзержинского д.107). При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного 30-ти дневного срока, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в виде штрафа, либо административному аресту на срок до 15 суток.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Вельском районном суде Архангельской области со дня получения копии постановления.
Мировой судья А.И.Арестов