Административное дело № 5-14/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 09 февраля 2018 года
Мировой судья судебного участка № 1 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга Мурашова И.В., с участием должностного лица Серебрякова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица
генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ювелирная компания «Олимп» Серебрякова Андрея Ивановича, <ДАТА2> рождения, уроженца п. <АДРЕС>, гражданина Российской Федерации, временно зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>, ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекавшегося; организация расположена по адресу: г. Екатеринбург, ул. <АДРЕС> (ИНН <НОМЕР>),
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА3> Серебряков А.И., являясь специальным должностным лицом - генеральным директором ООО «Ювелирная компания «Олимп», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. <АДРЕС>, не выполнил требования законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п.п. 1-10, 12-14), а также в части осуществления внутреннего контроля, повлекшего представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленных сроков (п. 11).
По данному факту ведущим контролером Уральской Государственной инспекции пробирного надзора <ФИО1> <ДАТА3> в отношении должностного лица Серебрякова А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании <ФИО2> факт совершения административного правонарушения не оспаривал, просил о назначении минимального наказания, поскольку тяжких последствий правонарушение не повлекло, в настоящий момент нарушения устранены.
Заслушав должностное лицо, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от <ДАТА4> «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федерального закона № 115-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
На указанные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются положения ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, предусматривающая их права и обязанности в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
На основании Распоряжения Уральской государственной инспекции пробирного надзора о проведении выездной проверки юридического лица от <ДАТА5> <НОМЕР> ведущим контролером <ФИО1> с <ДАТА6> по <ДАТА3> проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии легализации доходов и финансирования терроризма ООО «Ювелирная компания «Олимп».
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО «Ювелирная компания «Олимп» зарегистрировано в качестве юридического лица <ДАТА7>, согласно выписки из ЕГРЮЛ в качестве видов деятельности ООО «Ювелирная компания «Олимп» заявлены: розничная торговля ювелирными изделиями в специализированных магазинах, производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней, торговля оптовая ювелирными изделиями, золотом и драгоценными камнями.
Также по результатам проведенной выездной проверки, зафиксированными в соответствующем Акте, установлено, что по состоянию на <ДАТА3> ООО «Ювелирная компания «Олимп» не выполнены требования законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
1. В нарушение требований ч. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от <ДАТА4> № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ), п. 2 Постановления Правительства РФ от <ДАТА8> <НОМЕР> «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее Постановление <НОМЕР>) в обществе не осуществляется постоянный мониторинг законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а именно:
в ПВК не отражено введение в действие:
- Рекомендаций «По сведениям, включаемым в сообщение сотрудника организации об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделке)», утверждённых приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА9> № 213;
- Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА10> <НОМЕР>«Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (далее Приказ <НОМЕР>);
- Инструкции «О предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», утверждённой приказом Росфинмониторинга от <ДАТА11> № 110 (далее - Приказ № 110);
- приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», утверждённой приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА11> № 110, и рекомендаций по их заполнению» (далее - Приказ <НОМЕР>);
- «Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей», утверждённые постановлением Правительства РФ от <ДАТА13> <НОМЕР> (далее - Постановление <НОМЕР>);
в ПВК включены отменённые нормативные документы:
- постановление Правительства РФ от <ДАТА14> <НОМЕР> «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» в соответствии с Постановлением <НОМЕР>;
- приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА15> <НОМЕР> «Об утверждении инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» в соответствии с Приказом № 110.
2. Программы осуществления внутреннего контроля в утверждённых ПВК неполно отражают требования Постановления <НОМЕР>, а именно нарушено обязательное требование п.п. 8д, 11, 15, 16а, 25, 29, 29.1 Постановления <НОМЕР>:
Программа идентификации не предусматривает:
- порядок выявления среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, их супругов и близких родственников, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
- порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;
- порядок принятия на обслуживание, а также обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, в случаях, определенных пунктом 3 статьи 7.3 Федерального закона.
В приложении <НОМЕР> ПВК сведения, устанавливаемые в целях идентификации юридических лиц, не предусматривают оценку риска этих лиц.
Программа оценки риска не предусматривает порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях проведения оценки степени (уровня) риска и последующего контроля за ее изменением.
Так в соответствии с требованиями п. 2.17 Положения «О требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утверждённого приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА16> <НОМЕР> (далее - Приказ <НОМЕР>) организации следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени риска и не реже одного раза в год в иных случаях. Такие требования не предусмотрены в ПВК.
Программа выявления операций не предусматривает процедуры выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, а именно не отражено требование ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ о том, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 руб., или превышает ее.
Программа документального фиксирования информации не предусматривает порядок получения и закрепления сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации Федерального закона, иных нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Так не отражено требование в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ о том, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Программа по приостановлению операций не разработана, должна включать:
а) порядок выявления среди участников операции с денежными средствами или иным имуществом физических или юридических лиц, указанных в абз. 2 п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115, либо физических лиц, осуществляющих операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п.п. 3 п. 2.4 ст. 6 Федерального закона № 115;
б) порядок действий, направленных на приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115;
в) порядок действий, связанных с приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения решения суда, вынесенного на основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 115;
г) порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;
д) порядок действий, направленных на реализацию требований, установленных абз. 5 п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115, и связанных с осуществлением операции или дальнейшим приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу, изданного на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 115;
е) порядок информирования клиента о невозможности совершения операции с денежными средствами или иным имуществом по его распоряжению в связи с приостановлением указанной операции.
В Программе, регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не предусматриваются:
а) порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
б) информирование Федеральной службы по финансовому мониторингу о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и результатах проверок наличия или отсутствия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
3. В нарушение обязательного требования п. 10 Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утверждённого приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА17> <НОМЕР> (далее - Приказ <НОМЕР>) специальное должностное лицо Серебряков А.И. не прошёл обучение в форме целевого инструктажа до начала осуществления таких функций - до <ДАТА18>
4. В нарушение обязательных требований п. 5 Постановления <НОМЕР> и раздела 13 ПВК должное лицо Серебряков А.И. не выполняет функции:
- организации реализации ПВК в полном объёме;
- организации и осуществления представления в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Федеральным законом № 115;
- представления руководителю организации в сроки, установленные руководителем организации, но не реже 1 раза в полугодие, письменного отчета о результатах реализации ПВК и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
- проведения обучения сотрудников общества по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в установленные сроки;
- подготовки новой редакции ПВК в случае внесения изменений в действующее законодательство в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
5. В нарушение обязательных требований п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, п. 2.1, 2.4, 2.5, 2.16 Положения «О требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», утверждённого Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА16> <НОМЕР> (далее - Приказ <НОМЕР>) в рамках идентификации клиента не проверялся факт наличия/отсутствия сведений о них в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее - Перечень), результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне не фиксировались.
6. В нарушение обязательного требования п.2.6 Приказа <НОМЕР> в обществе не проводилась идентификация в отношении всех клиентов общества с учетом степени риска совершения клиентом операций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; не представлена информация о присвоении степени риска клиентам.
7. В нарушение обязательного требования п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ не выявляются и не идентифицируются бенефициарные владельцы. Информация о бенефициарном владельце ООО «Телетрейд 2017» не представлена.
8. В нарушение обязательных требований п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ и п. 2.7, 2.10 Приказа <НОМЕР> не всегда заверяются копии представленных документов для идентификации клиентов; на заверенных документах о постановке на «спецучёт» не проставляются даты заверения и представления их ООО «ЮК «Олимп», в связи с чем, не представляется возможность проверить дату предъявления и факт обновления документов.
9. В нарушение обязательных требований п. 2.12 и п. 2.16 Приказа <НОМЕР> в рамках идентификации клиента, а также при проведении операций и сделок не оценивается и не присваивается клиенту степень (уровень) риска; оценка степени риска, а также обоснование оценки риска не фиксируются обществом в анкете клиента.
10. В нарушение обязательных требований п.п. 25, 26 Постановления <НОМЕР> не закрепляются сведения (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации Федерального закона, иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, а также ПВК; не фиксируется информация об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона; не составляются внутренние сообщения.
11. В нарушение обязательного требования п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ сообщение FM01_1_6679089793667901001_20171226_0100000001 от <ДАТА19> об операции, подлежащей обязательному контролю, направлено в уполномоченный орган по истечении трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (<ДАТА20>), те самым нарушение сроков составило 15 рабочих дней.
12. В нарушение обязательного требования п. 32 Постановления <НОМЕР> не проводятся внутренние проверки выполнения в обществе ПВК, требований Федерального закона № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов; не представляются генеральному директору письменные отчеты, содержащие сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, ПВК и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля; при проверке такие отчёты не представлены.
13. В нарушение обязательных требований п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, п. 1.4 (д) Приказа № 110, Приказа <НОМЕР> в обществе не проверяется наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не информируется о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ.
14. В нарушение обязательных требований Инструкции «О предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ», утверждённой приказом Росфинмониторинга № 110; Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», утверждённой Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от <ДАТА21> № 110, и рекомендаций по их заполнению» формализованное электронное сообщение FM01_1_6679089793667901001_20171226 _0100000001 от <ДАТА19> (далее - ФЭС) заполнено с отклонением от рекомендаций, приведенных в описании структур ФЭС, утверждаемых Росфинмониторингом:
- в показателе «Наименование юридического лица» приводятся неполные наименования организации, направляющей сообщение - Общества с ограниченной ответственностью «Ювелирная компания «Олимп»;
- в «Информации об организации, представляющей сведения» по ООО «ЮК «Олимп» указан устаревший код ОКВЭД - 51.47.34, который изменён на 46.48.2;
- неверно указана дата выявления операции <ДАТА20>. Фактически операция выявлена в период проверки <ДАТА19>.
Указанные обстоятельства также подтверждены содержанием протокола об административном правонарушении от <ДАТА3>, материалами проверки, приобщенными к указанному протоколу, и не оспорены должностным лицом.
Содержание постановления и иных представленных документов по делу об административном правонарушении не вызывает у суда сомнений, поскольку данные документы составлены надлежащим лицом, их форма и содержание отвечают предъявленным к ним законом требованиям, замечаний по порядку их составления и внесенным в них сведениям от участвующих в деле лиц не поступило.
Согласно п. 12.17 Устава ООО «Ювелирная компания «Олимп» руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган - генеральный директор, который назначается общим собранием участников, либо решением единственного участника на срок 3 года. В соответствии с п. 12.19 Устава ООО «Ювелирная компания «Олимп» генеральный директор без доверенности действует от имени общества.
Решением № 1 единственного участника ООО «Ювелирная компания «Олимп» от <ДАТА24> генеральным директором общества назначен Серебряков А.И., который на основании приказов от <ДАТА25> б/н вступил в указанную должность и назначен специальным должностным лицом в организации, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля, требований Федерального закона № 115-ФЗ.
У генерального директора ООО «ЮК «Олимп» Серебрякова А.И. имелась возможность для соблюдения правил и норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, мировой судья полагает факт совершения должностным лицом Серебряковым А.И. вмененного правонарушения доказанным и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как неисполнение законодательства в части осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также повлекшего представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленных сроков.
При назначении административного наказания мировой судья учитывает, что административное правонарушение совершено должностным лицом впервые, не повлекло тяжких последствий, допущенные нарушения на момент рассмотрения дела устранены, и полагает возможным назначить административное наказание в виде Предупреждения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировым судьей не установлено. Смягчающими обстоятельствами мировой судья признает признание вины, устранение допущенного нарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ювелирная компания «Олимп» Серебрякова Андрея Ивановича за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть административному наказанию в виде Предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 дней со дня получения его копии путем подачи жалобы через судебный участок № 1 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года
Мировой судья И.В. Мурашова