Решение по делу № 2-1062/2013 от 31.01.2013

Дело № 2-1062 /2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2013 года                             г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Трофимовой И.Г., с участием истца Бородавина Л.Ф., представителя ответчика – Ильина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородавина ФИО7 о признании решения Министерства внутренних дел Чувашской Республики об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты незаконным,

установил:

Бородавин Л.Ф.обратился в суд с требованием о признании решения комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам Министерства внутренних дел Чувашской Республики об отказе в постановке Бородавина ФИО8 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от дата незаконным и о возложении на Министерство внутренних дел Чувашской Республики обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с момента первичного обращения.

Заявленные требования истец мотивирует тем, что дата он обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на основании норм Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приложив к заявлению весь необходимый пакет документов. Однако в удовлетворении данной просьбы ему было отказано на основании п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223. Умышленным ухудшением жилищных условий ответчик признал отчуждение доли в признанном непригодным для постоянного проживания жилом помещении. Данные выводы ответчика, полагает истец, являются незаконными и нарушают его жилищные права.

В судебном заседании истец данный иск поддержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что срок его службы в органах внутренних дел исчисляется с дата года, жильем по месту службы обеспечен не был. Жилое помещение в адрес признано непригодным для постоянного проживания. Однако ответчик признал отчуждение доли в нем намеренным ухудшением жилищных условий.

ФИО5, представляющий интересы ответчика, иск не признал, пояснив суду, что кандидатура истца и представленные им документы соответствовали требованиям, указанным в Федеральном законе от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В удовлетворении заявления было отказано по п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223, т.е. ввиду умышленного ухудшения жилищных условий.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Из фактических обстоятельств данного спора и избранного способа защиты нарушенного права следует, что свое право на получение мер социальной поддержки в жилищном обеспечении истец связывает с наличием у него статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, т.е. отнесением его нормами специального закона к иным категориям граждан, нуждающимся в жилом помещении. В целях реализации названного права дата он обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании норм Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Устанавливая меры социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации, федеральный законодатель в части 1 статьи 4 названного закона перечислил категории лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Так, к числу лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в частности, относятся сотрудники, имеющие стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении. Такая выплата предоставляется один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Судом установлено, что дата истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на основании норм Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приложив к заявлению весь необходимый пакет документов. Наличие у истца права на получение меры социальной поддержки на основании названного Федерального закона ответчиком не оспаривается. Таким образом, доводы истца о том, что он подпадает под категорию лиц, имеющих право на обеспечение жильем на основании норм специального закона, подтверждены материалами дела и признаны ответчиком. Названное право, реализуемое в форме предоставления за счет средств федерального бюджета безвозмездной субсидии, может быть реализовано только при соблюдении установленных требований.

Согласно ч. 2 указанной статьи, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.5).

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223.

Согласно 2. названных Правил, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников (далее - органы), в том числе:

руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждений и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудников центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации - в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации;

сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы;

сотрудников, прикомандированных к Федеральной миграционной службе и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, замещающих должности в подразделениях центральных аппаратов, руководителей территориальных органов - в их центральных аппаратах;

сотрудников, прикомандированных к Федеральной миграционной службе и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, - в их территориальных органах.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);

б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;

в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;

д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;

е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;

ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (п.6).

Функции по рассмотрению заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (п.10), которая выполняет следующие функции:

а) проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

б) направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министром внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты;

в) принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета;

г) ведет книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (п.14).

Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (п.15).

Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, согласно п.16 Правил, допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.

Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истцу было отказано в принятии на учет по тем основаниям, что имеются обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий.

Действительно, в ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено положение о том, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, согласно подпункту «д» п.9 названных выше Правил относится: отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Однако в данном споре выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, суд считает неправомерными.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Сторона ответчика, утверждая о недобросовестности действий истца, должна представить суду доказательства, объективно свидетельствующие о наличии указанных обстоятельств. Однако таких доказательств суду не представлено, а обстоятельства данного спора не свидетельствуют о том, что истец, продав принадлежащую ему на праве собственности долю в жилом помещении, признанном непригодным для постоянного проживания, действовал с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которое потребует участия со стороны органов государственной власти в обеспечении его другим жильем.

Так, объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

Таким образом, жилым признается только то помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан.

В соответствии с п. 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, согласно п. 33 Положения, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Из материалов дела следует, что дата межведомственная комиссия, утвержденная распоряжением главы администрации адрес от дата ------п, провела обследование жилого дома в адрес по адресу: адрес, по результатам которого был составлен акт обследования названного жилого дома. В акте обследования помещения и заключении от дата межведомственная комиссия признала, что жилой адресу адрес не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и признан непригодным для проживания. Данное заключение в числе прочих, было приложено к заявлению о постановке на учет. До настоящего оно никем не оспорено и не отменено.

При таких обстоятельствах выводы ответчика о том, что названный дом может рассматриваться в качестве объекта жилищных прав нельзя признать обоснованными. К тому же, согласно п.3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является самостоятельным основанием для признания нуждающимся в жилом помещении независимо от размеров занимаемого жилого помещения. Основанием для предоставления сотруднику органов внутренних дел социальной выплаты служит и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, в случаях если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п.2 ч. 2 ст. 4). Общая площадь жилого помещения, в котором истец владел правом собственности на ? долю, составляла ------ кв. м., следовательно, на долю истца приходилось ------ кв. м., что ниже установленной специальным законом учетной нормы.

Таким образом, и при наличии у истца зарегистрированного права на долю в непригодном для проживании жилом помещении, ему не могло быть отказано в постановке на учет для получения субсидии. С учетом изложенного, сделанные им выводы о намеренном ухудшении жилищных условий не могут быть признаны обоснованными, а оспариваемое решение законным.

Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Ввиду того, что ответчиком при рассмотрении заявления истца были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к нарушению его жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права путем постановки в очередь подлежит удовлетворению. Учитывая, что истцу было необоснованно отказано в постановке на учет, он подлежит включению в списки на получение субсидии с момента обращения, т.е. с дата – с даты подачи заявления о постановке на учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

Признать решение комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам Министерства внутренних дел Чувашской Республики об отказе в постановке Бородавина ФИО9 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от дата года незаконным.

Обязать Министерство внутренних дел Чувашской Республики поставить Бородавина ФИО10 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с момента первичного обращения, т. е. с дата года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 09 апреля 2013 года, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

2-1062/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бородавин Л.Ф.
Ответчики
Министерство внутренних дел по Чувашской Республике
Другие
ЛАВРИКОВ Ф.И.
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
31.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2013Передача материалов судье
04.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2013Судебное заседание
04.04.2013Судебное заседание
09.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2013Дело сдано в канцелярию
26.01.2012Передача дела судье
30.01.2012Подготовка дела к рассмотрению
20.02.2012Рассмотрение дела по существу
29.02.2012Материалы дела сданы в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее