Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельской области от 21.09.2015 решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 08 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования "Осиновское" - без удовлетворения.
Дело № 2-266/2015 08 июля 2015 года
(мотивированное решение изготовлено 10.07.2015)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю., при секретаре Абрешитовой Е.А.,
а также с участием помощника прокурора Виноградовского района Воронцовой С.М. рассмотрел в открытом судебном заседании в пос. Березник гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Осиновское» об устранении нарушений правил пожарной безопасности,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Виноградовского района обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя его тем, что прокуратурой Виноградовского района проведена проверка исполнения правил пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности администрации МО «Осиновское» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что в <адрес> не соблюдается расстояние от границ застройки сельского поселения до лесного массива (менее 30 метров), не выполнены мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, отсутствуют защитные противопожарные минерализованные полосы между объектами, расположенными на территории поселения, и лесными массивами, не обеспечен запас воды для целей пожаротушения. В связи с чем, полагает, что данные населенные пункты не готовы к пожароопасному периоду, поскольку ответчиком не выполнены первичные меры пожарной безопасности, поэтому имеется реальная угроза для жизни и здоровья граждан, проживающих в данных населенных пунктах. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Осиновское» по не обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, обязать ответчика в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу обеспечить формирование противопожарного расстояния от границ застройки населенных пунктов - <адрес> не менее 30 метров, до лесного массива и устройство защитных противопожарных минерализованных полос установленной ширины на всей протяженности участков границы населенного пункта - <адрес> с лесным участком, а также обеспечить запас воды для целей пожаротушения в указанных населенных пунктах.
Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования изменила, просит суд обязать ответчика обеспечить формирование противопожарной преграды установленной ширины - противопожарного расстояния в населенном пункте <адрес>: от объекта незавершенного строительства, от домов №; в населенном пункте <адрес>: от домов №; в населенном пункте <адрес> от хозяйственных построек, расположенных за пределами земельного участка, огороженного забором, по <адрес>, <адрес>, не менее 15 метров до лесного массива, ссылаясь на приложение № 1 «СНиП 2.07.01-89*.Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78; обязать ответчика обеспечить устройство защитной противопожарной минерализованной полосы установленной ширины на протяженности участков границы населенного пункта - <адрес>, примыкающих с лесным массивом; обязать ответчика обеспечить запас воды для целей пожаротушения в населенных пунктах <адрес>. От требования о понуждении ответчика провести устройство защитных противопожарных минерализованных полос на всей протяженности участков границ населенных пунктов - <адрес>, с лесным массивом отказалась в связи с добровольным удовлетворением требований ответчиком.
Представители ответчика - глава администрации МО «Осиновское» Уткина Т.Ю. и Кузнецова А.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласились. Кузнецова А.Г. пояснила суду, что требование прокурора не основано на законе, поскольку действующим законодательством полномочие по формированию противопожарного расстояния не менее 15 метров от объектов застройки до лесного массива на органы местного самоуправления не возложено. Кроме того, такого требования в федеральном законе вообще нет. Тот СНиП, на который ссылается помощник прокурора, утратил силу, Своды Правил являются нормативными актами добровольного применения. Пояснила также, что земельные участки у указанных в иске домов граничат с гослесфондом, который относится к защитным лесам. Рубка леса в таких лесах запрещена. Формирование противопожарного разрыва за счет земельных участков граждан также невозможно.Водоисточники для пожаротушения имеются во всех населенных пунктах, в том числе естественного происхождения. В устройстве минерализованной полосы в <адрес> нет необходимости, так как там есть естественные преграды - река и канава. Кроме того, там произрастает лиственный лес.
Уткина Т.Ю. пояснила суду, что новостройка в деревне <адрес> находится между дорогами, которые являются естественными преградами.
Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности Виноградовского и Шенкурского районов Клеошкин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, специалиста П.А.Л., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
Согласно п.п. 8,9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 3 вышеназванного Федерального закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской федерации.
В силу ст. 37 данного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме».
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии со ст. 38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения.
Согласно ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-Ф3 первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях (ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 - ФЗ (в редакции от 28.12.2013г.)
В соответствии со ст. 69 Федерального закона N 12Э-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до здания и сооружений, расположенных:
А) вне территорий лесничеств (лесопарков);
Б) на территориях лесничеств (лесопарков);
2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
В соответствии с п. 5 Приложения 1 к СНиП 2.07.01-89*, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.
Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, федеральным законом предусмотрено обязательное наличие расстояний (разрывов) между лесными насаждениями и зданиями, сооружениями вне территорий лесных насаждений, что определено в качестве меры противопожарной безопасности. Наличие противопожарных расстояний предусмотрено во всех населенных пунктах, в том числе существующих.
Утверждение представителя ответчика о том, что СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" являются недействующим, основаны на ошибочном толковании норм права.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 вступил в силу с 30.04.2009г.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 данного закона, со дня вступления его в силу и до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Положения указанного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
С момента вступления в силу названного Закона и до 12.07.2012 года указанный закон содержал обязательные требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями, а также к противопожарным расстояниям на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесного массива (ст. 75 ФЗ № 123).
12.07.2012 года Федеральным законом № 117-ФЗ от 10.07.2012 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внесены изменения в ФЗ № 123, а именно: ст. 75 ФЗ № 123 и таблица 11, содержащая конкретные противопожарные расстояния, утратили силу.
Однако, 21.06.2010 Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р был утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В указанный Перечень помимо прочего включен свод правил: СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Разделы 1-5,6 (пункты 6.1-6.4, таблица 10),7-9; приложение 2 (п. 57 Перечня).
С 20.05.2011 начал действовать «СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", положения которого в части разделов 1-5,6 (пунктов 6.1-6.4, таблица 10), 7-9; приложение 2 носят обязательный характер.
После актуализации СНиП 2.07.01-89* и издании его в редакции СП 42.13330.2011, он не утратил силу, поскольку как указано в письме Минрегиона РФ от 15.08.2011 № 18529-08/ ИП-ОГ, в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни (Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона.
Распоряжение Правительства № 1047-р утратило силу с 01.07.2015 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.12.2014г. № 1521, утвердившего Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Однако, в пункт 30 указанного Перечня № 1521 также включен «СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Кроме того, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 года №АКПИ14-1089 по заявлению ООО «<данные изъяты>» о признании недействующим Приложения 1* к строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01- 89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденным Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989г. № 78 указано, что Приложение 1* в настоящее время продолжает действовать независимо от того, в каком порядке оно подлежит применению (в обязательном или на добровольной основе) в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона 30 декабря 2009г. № 384-ФЭ. Нормативного правового акта, прекращающего действие оспариваемого положения, не имеется.
Нет такого акта и на момент рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, СНиП 2.07.01-89* продолжают действовать до настоящего времени в части, не противоречащей требованиям технических регламентов. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования закона предусматривают наличие противопожарных разрывов от границ застройки городских и сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов.
Согласно Уставу муниципального образования «Осиновское» территория указанного муниципального образования включает в себя, в том числе <адрес>.
Согласно сообщению главы администрации МО «Осиновское» от 23.06.2015, генеральные планы <адрес> отсутствуют.
Судом установлено, что в деревнях <адрес> противопожарные разрывы (расстояния) от границ застройки населенного пункта до лесного массива отсутствуют, что подтверждается актами проверок органа государственного пожарного надзора администрации МО «Осиновское» №№ 35, 36, 37 от 30 апреля 2015 года, паспортами населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, постановлениями о назначении административного наказания №№ 63, 64 от 15.05.2015г.
Данное обстоятельство также подтверждается объяснениями сторон и специалиста Березниковского лесничества П.А.Л..
Прокурор просит суд обязать ответчика обеспечить формирование противопожарного расстояния в населенном пункте <адрес>: от объекта незавершенного строительства, от домов №; в населенном пункте <адрес>: от домов №; в населенном пункте <адрес> от хозяйственных построек, расположенных за пределами земельного участка, отгороженного забором по <адрес>, <адрес>, не менее 15 метров до лесного массива.
Березниковским лесничеством 01.07.2015 предоставлены сообщение и выкипировка из планшета, где выделенные границы лесного фонда Виноградовского участкового лесничества, хозяйственные постройки на территории населенных пунктов <адрес> примыкают ближе 15 м к границам государственного лесного фонда Березниковского лесничества Виноградовского участкового лесничества леса с/х Ваеньгский квартал 13 выделы 4,21 и квартал 11 выделы 12, 4, 13. Хозяйственные постройки населенного пункта <адрес> ближе 15 м к границам лесного фонда не примыкают (л.д. 75 - 78).
Как следует из сообщения дознавателя ОНД К.А.А., в <адрес>:
- от объекта незаконченного строительства (дома), расположенного на земельном участке в конце деревни с левой стороны от дороги <адрес> по направлению движения в стороны <адрес> (не огороженным забором) до лесного массива расстояние 5 метров;
- от хозяйственной постройки (будки), расположенной за пределами земельного участка (огороженного забором) дома № до лесного массива расстояние 5 метров;
- от хозяйственной постройки, расположенной за пределами земельного участка (огороженного забором) дома (с зеленой крышей) с левой стороны по ходу движения в <адрес> до лесного массива расстояние 1 метр (дом №);
- от хозяйственной постройки, расположенной за пределами земельного участка (огороженного забором) дома № до лесного массива расстояние 3 метра;
- от хозяйственной постройки (будки), расположенной за пределами земельного участка (огороженного забором) дома № до лесного массива расстояние 1 метр.
В <адрес>:
- от хозяйственной постройки, расположенной за пределами земельного участка (огороженного забором) дома С.Н.А. до лесного массива расстояние 1 метр;
- от хозяйственной постройки (новостройки), расположенной за пределами земельного участка (огороженного забором) дома Л.Л.Г. до лесного массива расстояние 1 метр;
- от хозяйственной постройки, расположенной за пределами земельного участка (огороженного забором) дома З.В.Ф. до лесного массива расстояние 1 метр;
В <адрес>:
от хозяйственной постройки, расположенной за пределами земельного участка (огороженного забором) дома № до лесного массива расстояние 3 метра.
В судебном заседании установлено, что хозяйственные постройки у указанных домов расположены за пределами границ земельных участков, находящихся в собственности физических лиц.
Специалист Березниковского лесничества П.А.Л. в ходе обсуждения вопроса о возможности формирования противопожарных расстояний по каждому из указанных в иске участков,пояснил суду, что расположение государственных лесов позволяет провести такие работы не затрагивая эти леса, то есть за счет территорий муниципального образования.
Доводы представителей ответчика о том, что схемы, сделанные представителем ОНД и произведенные им замеры недостоверны, объективно ничем не подтверждены,поэтому не могут быть приняты во внимание судом.
Свидетельства на право собственности на землю с имеющимися в них чертежами, представленные Уткиной Т.Ю. в качестве доказательств принадлежности земельных участков гражданам, сами по себе не могут служить доказательствами того, что противопожарные разрывы не могут быть сформированы.
Кроме того, указанные в свидетельствах границы земельных участков носят декларативный характер, замеры проводились в 1992 году.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о понуждении ответчика обеспечить формирование противопожарного расстояния в населенном пункте <адрес>: от объекта незавершенного строительства, от домов №; в населенном пункте <адрес>: от домов №; в населенном пункте <адрес> от хозяйственных построек, расположенных за пределами земельного участка, отгороженного забором по <адрес>, д. №, не менее 15 метров до лесного массива, подлежат удовлетворению.
Прокурором заявлено требование о понуждении ответчика обеспечить устройство защитных противопожарных минерализованных полос установленной ширины на протяженности участков границы населенного пункта - <адрес>, примыкающего с лесным участком.
В соответствии с п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
<адрес> является объектом защиты от пожара, граничащим с лесничеством, соответственно органы местного самоуправления МО «Осиновское», в чей состав он входит, должны принимать меры по обеспечению защиты населенного пункта от пожара.
Противопожарными правилами и регламентами предусмотрено, что населенные пункты от лесного массива, в случае отсутствия иных препятствий, должны быть ограждены: опаханы, созданы минерализованные полосы.
Минерализованные полосы устраиваются фактически по территории населенного пункта, прилегающей к лесному массиву, так как они направлены на защиту именно населенного пункта от лесного пожара, а не наоборот.
Как следует из акта обследования от 06.07.2015г., на указанную дату были выполнены работы по устройству минерализованных полос в деревнях <адрес> и <адрес>.
Между тем, согласно письму руководителя Березниковского лесничества № 255 от 01.07.2015г., хозяйственные постройки населенного пункта <адрес> ближе 15 метров к границам лесфонда Березниковского лесничества не примыкают.
В судебном заседании нашло подтверждение то, что в <адрес> ответчик допустил отсутствие защитных противопожарных минерализованных полос между объектами, расположенными на территории поселения, и лесными массивами, чем нарушил п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, что также подтверждается актом проверки органом государственного пожарного надзора № 35 от 30.04.2015 (л.д. 40 - 42).
Утверждения представителя ответчика о том, что имеющаяся в <адрес> канава служит естественной преградой дам произрастает лиственный лес и поэтому минерализованной полосы не требуется, суд во внимание не принимает.
Как следует из объяснений представителя ОНД К.А.А. минерализованная полоса оборудуется независимо от вида произрастающих деревьев. Кроме того, канава, на которую ссылается представитель ответчика, также заросла деревьями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указанное требование также подлежит удовлетворению.
Прокурор просит суд обязать ответчика обеспечить запас воды для целей пожаротушения в населенных пунктах <адрес>.
Отсутствие в данных населенных пунктах пожарных водоемов в количестве, предусмотренном П.9.9.-9.11 «СП 8.131.30.2009 Свода правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 178 подтверждается актами, подписанными главой администрации.
В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 68 Закона N 123-Ф3 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).
Согласно п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Согласно п.п. 9.9-9.11 «СП 8.13130.2009. Свод Правил.Системы противопожарной защиты.Источники наружного противопожарного водоснабжения.Требования пожарной безопасности» к пожарным резурвуарам,водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий,находящихся в радиусе:
-при наличии автонасосов- 200 м;
-при наличии мотопомп- 100-150 м. в зависимости от технических возможностей мотопомп.
В ходе проверки установлено, что на территории МО «Осиновское» водопровода нет,имеются естественные водоемы- реки,ручьи. Между тем, администрацией МО «Осиновское» не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения.
Представители ответчика, ссылаясь на наличие обустроенных естественных водоемов, доказательств подтверждающих свои утверждения, в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представили.
В судебном заседании установлено, что в деревнях <адрес> и <адрес> имеются два искусственных источника водоснабжения, по одному в каждом населенном пункте.
Между тем, такого количества источников водоснабжения для данных населенных пунктов недостаточно, учитывая требования Свода правил и протяженность этих деревень.
Ссылки представителя ответчика Кузнецовой А.Г. на добровольное применение вышеназванного Свода правил являются ошибочными.
Суд приходит к выводу, что несоблюдение органом местного самоуправления правил пожарной безопасности в сельских поселениях нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Осиновское» об устранении нарушений правил пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Осиновское» обеспечить формирование противопожарного расстояния в населенном пункте - <адрес> от объекта незавершенного строительства; от домов №; в населенном пункте - <адрес> от домов №; в населенном пункте - поселке <адрес> от хозяйственных построек, расположенных за пределами земельного участка, огороженного забором, по <адрес>, дом №, не менее 15 метров до лесного массива.
Обязать администрацию МО «Осиновское» обеспечить устройство защитных противопожарных минерализованных полос установленной ширины на протяженности участков границы населенного пункта - <адрес>, примыкающего с лесным участком.
Обязать администрацию МО «Осиновское» обеспечить запас воды для целей пожаротушения в населенных пунктах - деревнях <адрес>, в поселке <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Судья |
С.Ю.Бачина