Решение по делу № 2-3483/2014 от 31.03.2014

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-3483/14 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Подольский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Митрофановой Т.Н.

при секретаре Левшиной Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Самойлову А. Н. о взыскании суммы

УСТАНОВИЛ:

      Истец ФКУ «ЕРЦ Минобороны Российской Федерации» обратился в суд с иском к ответчику Самойлову А.Н., просит взыскать в счет неосновательного обогащения 64 706 руб., возврат госпошлины 2 141 руб. 18 коп.

Свои требования истец мотивирует тем, что ответчику ошибочно перечислены денежные средства в размере 64 706. Однако ответчик отказывается возвратить указанные средства в добровольном порядке.

Истец - представитель ФКУ «ЕРЦ Минобороны Российской Федерации» в судебное заседание не явился, извещен, письменно просил дело рассмотреть в их отсутствие (лд 12-13).

Ответчик - Самойлов А.Н. в судебное заседание явился, требования не признал.

Суд, выслушав ответчика, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ «лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса».

В судебном заседании установлено, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в распоряжении командира войсковой части 28289 в связи с организационно-штатными мероприятиями (лд 78-79).

Приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик досрочно уволен с военной службы в запас с ДД.ММ.ГГГГ (лд 77).

Решением 94 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ истец обязан выплатить ответчику денежное довольствие за февраль 2-013 г. в полном объеме, единовременное пособие при увольнении в размере 2-х окладов денежного содержания с учетом ранее выплаченных сумм (лд 81-86).

Как указывает истец, в связи с реформированием системы материально-финансового обеспечения военнослужащих в/ч 28289 передана на финансовое обеспечение в ФКУ «ЕРЦ МО РФ», основной задачей которого является расчет денежного довольствия военнослужащих и заработной платы личного состава воинских частей в соответствии с Положением о ФКУ «ЕРЦ МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ и Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в ЕРФ МО РФ.

При формировании единой электронной базы данных сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились с использованием специализированного программного обеспечения «Алушта» путем электронной передачи данных из Управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с использованием специального конвертера.

При передаче данных из ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Московской области» в отношении Самойлова А.Н., сведения о том, что он с ДД.ММ.ГГГГ находится в распоряжении командира войсковой части 28289 в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» предоставлены не были.

Основной задачей ФКУ «ЕРЦ МО РФ» является расчет денежного довольствия военнослужащих и заработной платы личного состава воинской части.

В судебном заседании установлено, что во исполнение возложенных на ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обязанностей по обеспечению военнослужащих денежным довольствием, Самойлову А.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства в размере 471516 руб., в том числе премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальная помощь (не полагающаяся ему по закону, в связи с нахождением в распоряжении командира №), в размере 100897 руб., а именно:

за май 2012 года 5325,00 руб. (- 13% = 4632,75 руб.);

за июнь 2012 года 5325,00 руб. (- 13% = 4632,75 руб.);

за июль 2012 года 5325,00 руб. (- 13% = 4632,75 руб.);

за август 2012 года 10650,00 руб. (- 13% = 9265,50 руб.);

сентябрь 2012 года 10650,00 руб. (- 13% = 9265,50 руб.);

октябрь 2012 года 10650 руб. (- 13% = 9265,50 руб.);

ноябрь 2012 года 10650 руб. (- 13% = 9265,50 руб.);

ноябрь 2012 года 35500 руб. (материальная помощь);

декабрь 2012 года 12425 руб. (- 13% = 10809,75 руб.);

январь 2013 года 8875 руб. (- 13% = 7721,25 руб.),

что подтверждается расчетными листами с мая 2012 года по январь 2013 года, реестрами № от 06.06.2012, № от 04.07.2012, № от 05.08.2012, № от 08.09.2012, № от 08.10.2012, 0000056939 от 08.11.2012, № от 07.12.2012, № от 19.12.2012, № от 03.02.2013, заявками на кассовый ордер № от 06.06.2012, № от 05.07.2012, № от 08.08.2012, № от 10.09.2012, № от 09.10.2012, № от 09.11.2012, № от 10.12.2012, № от 20.12.2012, № от ДД.ММ.ГГГГ (лд 14-49).

Ответчик подтвердил факт получения указанной суммы.

Согласно п. 82 Приказа Министра обороны РФ « 2700 от 30.12.11 г.( с изм. От 06.07.12 г.) «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ» (зарегистрировано в Минюсте России № 24125 от 12.05.12 г.) премия не выплачивается военнослужащим:

проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;

направленным за пределы Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнении я иных обязанностей;

в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантными воинским должностям;

увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в п. 1-5, 7-11 ч. 4 ст. 3 ФЗ-306 от 07.11.11 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Таким образом, Самойлов А.Н. получил денежные средства в размере 100 897 руб., не причитающиеся ему по закону, которые составили его неосновательное обогащение и в соответствии с главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подлежат возврату.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Самойлова А.Н. была направлена претензия за исх. № с предложением вернуть полученные денежные средства путем внесения соответствующей денежной суммы в кассу ближайшего Управления (отдела) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, либо путем перечисления денежных средств на лицевой счет ФКУ «ЕРЦ МО РФ» (лд 50-51).

До настоящего времени требования, изложенные в указанной претензии, не выполнены.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.

Положения главы 60 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с частью 3 статьи 212 ГК РФ приобретение и прекращение права собственности гражданина могут устанавливаться лишь законом.

В силу статьи 218 ГК Самойлов А.Н. не имел правовых оснований приобретения права собственности на денежные средства, полученные им сверх установленного денежного довольствия за период с мая по декабрь 2012 г., январь 2013г.

По смыслу закона неосновательное обогащение является неосновательным приобретением (сбережением) имущества за счет другого лица без должного правового основания.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

В силу статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативно-правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Согласно пунктам 2 и 32 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежного довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности и из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Порядок обеспечения военнослужащего денежным довольствие определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700.

В соответствии с утвержденным Порядком, денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны Российской Федерации.

В силу пункта 82 Порядка премия не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 992.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073.

Исходя из смысла указанных норм права, регулирующих порядок прохождения военной службы, следует, что право на по получение премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей имеют лишь военнослужащие, проходящие военную службу на назначенных соответствующим командиром воинских должностях.

Принимая во внимание, что указанные денежные средства были перечислены в период нахождения ответчика в распоряжении командира и, не будучи назначенным на воинскую должность, Самойлов А.Н. не исполнял по ней должностных обязанностей, законного права на получение данной денежной суммы не имел.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. № 5-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящиеся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало размере.

Согласно Федеральному закону от 07 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в зависимости от общей продолжительности военной службы, характера служебной деятельности и достигнутыми результатами, климатических и экологических условий военной службы.

Из этих положений закона следует, а также подтверждается Верховным судом Российской Федерации в решении от 25.11.2013 по делу № ВКГПИ 13-49, что военнослужащий не приобретает права собственности на денежные средства, полученные сверх установленного месячного размера денежного довольствия за очередной месяц, поэтому в силу статьи 1102 ГК обязан добровольно возвратить приобретенное вопреки требованиям ^ закона имущество.

Кроме того, на Министре обороны Российской Федерации, в соответствии с его компетенцией, лежит обязанность не только выплатить военнослужащему причитающееся ему денежное довольствие, своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, но и истребовать от военнослужащего излишне выплаченные ему денежные средства, что само по себе не влечёт нарушение права военнослужащих на получение причитающихся по закону денежного содержания и отдельных выплат, направлено на обеспечение социальных гарантий военнослужащих и законного вознаграждения за исполнение обязанностей военной службы.

Также, возврат излишне выплаченных денежных средств не влечёт изменение оснований и размера причитающегося военнослужащему по

закону вознаграждения за труд в зависимости от характера, особенностей его обязанностей по военной службе, воинского звания, общей продолжительности военной службы и других условий, вытекающих из особого статуса военнослужащего, установленного федеральными законами, или лишение военнослужащего денежного довольствия за очередной месяц вообще.

Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.

Кроме того, созданный в соответствии со статьей 4 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» фонд денежного довольствия военнослужащих устанавливает максимальную сумму расходов федерального органа на цели обеспечения военнослужащих положенными видами выплат.

Единственным источником формирования данного фонда являются выделяемые из федерального бюджета средства, поэтому планирование и последующее формирование фонда являются составной частью единого бюджетного процесса страны.

Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащих предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год и перспективный период. Правовую основу для формирования фонда денежного довольствия военнослужащих составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145 - ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2012 г. № 1000 «О порядке формирования фонда денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба».

Определив на законодательном уровне состав фонда денежного довольствия военнослужащих, Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» жестко зафиксировал тот минимум средств и источников их формирования, на которые вправе рассчитывать военнослужащий, как на материальный эквивалент оценки своего труда.

Из положений федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Бюджетного кодекса Российской Федерации и находящихся с ними во взаимосвязи постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 992 следует, что они полностью соответствуют принципу финансовой стабильности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, не нарушают справедливого баланса между интересами общества и государства, основываются на конституционно значимых целях и ценностях,

Доводы ответчика о том, что спорные денежные средства возврату не подлежат, т.к. являются счетной ошибкой, не нашли подтверждения в судебном заседании.

Согласно п. 6 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих вооруженных сил РФ, утвержденному Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 года № 2700 денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащим впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.

Таким образом, выплаты военнослужащему, произведенные сверх установленных законом, не предусмотренные действующим законодательством, не могут признаваться действительными, как следствие - должны быть исключены из ранее произведенных начислений.

Также с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3 217 руб. 94 коп. (100 897 руб. - 100 000 руб. = 897 руб. х 2% + 3 200 руб.).

Руководствуясь ст. 395, 1102, 1109 ГК РФ, ст. 98, 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Самойлова А. Н. в пользу ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в счет неосновательного обогащения 100 897 руб.

Взыскать с Самойлова А. Н. госпошлину в доход федерального бюджета в размере 3 217 руб. 94 коп.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Подольский городской суд.

Председательствующий судья:                                                    Митрофанова Т.Н.

2-3483/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ "единый расчетный центр" Министерства обороны РФ
Ответчики
Самойлов А.Н.
Суд
Подольский городской суд Московской области
Дело на странице суда
podolsky.mo.sudrf.ru
31.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2014Передача материалов судье
01.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2014Подготовка дела (собеседование)
15.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2014Судебное заседание
28.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2014Дело сдано в канцелярию
08.05.2014Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее