Решение по делу № 33а-10698/2017 от 04.10.2017

Судья Саранцева О.В. Дело № 33а-10698

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 октября 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Туктамышевой О.В. и Зайцевой О.А.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хорольского района Приморского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Хорольского муниципального района Приморского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку по апелляционной жалобе администрации Хорольского муниципального района Приморского края на решение Хорольского районного суда Приморского края от 18 августа 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены. На администрацию Хорольского муниципального района возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., выслушав объяснения представителя администрации Хорольского муниципального района Смитюк В.Ю., прокурора Козик С.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Хорольского района Приморского края обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование указал, что 19 апреля 2017 года в ходе прокурорской проверки выявлено, что на земельном участке, расположенном в географических координатах в.д., в районе бывшей «автовесовой» (Хорольский район, <адрес>) обнаружена несанкционированная свалка отходов, площадью около 1000 кв.м. Отходы состоят преимущественно из бытовых (коммунальных) отходов, строительных отходов: полиэтиленовые мешки, пластиковые и стеклянные бутылки, железные банки, битое стекло, предметы потерявшие свои потребительские свойства, а также обнаружены отходы I класса опасности, а именно разбитые ртутьсодержащие лампы.

Непринятием административным ответчиком мер по очистке территории от отходов производства и потребления нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. С учетом уточненных требований просит возложить на администрацию Хорольского муниципального района Приморского края обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке, расположенном в географических координатах в.д., в районе бывшей «автовесовой» (Хорольский район, <адрес>) площадью около 1000 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Кузьменко А.С. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации Хорольского муниципального района Смитюк В.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель Благодатненского сельского поселения Пироженко Е.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила оставить их без удовлетворения.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась администрация Хорольского муниципального района, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда отмене не подлежит.

Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Из материалов дела следует, что на территории Благодатненского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края на земельном участке, расположенном в географических координатах в.д., в районе бывшей «автовесовой» (Хорольский район, <адрес> расположена несанкционированная свалка отходов, площадью около 1000 кв.м. Отходы состоят преимущественно из бытовых (коммунальных) отходов, строительных отходов: полиэтиленовые мешки, пластиковые и стеклянные бутылки, железные банки, битое стекло, предметы потерявшие свои потребительские свойства, а также обнаружены отходы I класса опасности, а именно разбитые ртутьсодержащие лампы.

В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пункт 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (статья 51).

Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В статье 75 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды, если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Установив, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится на территории Благодатненского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, относится к землям, собственность на которые не разграничена, собственник отходов производства и потребления не установлен, а также с учетом положений ч.3 и ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Хорольского муниципального района Приморского края.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют положениям указанного выше действующего законодательства, и установленным по делу обстоятельствам.

На основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов ( ч.4 ст.14 указанного Федерального закона).

Из изложенного следует, что указанным Федеральным законом N 131-ФЗ вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельских поселений не отнесен.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Благодатненское сельское поселение и проводиться в рамках организации благоустройства территории поселения, поскольку в Благодатненском сельском поселении с учетом положений п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ приняты Правила благоустройства и санитарного содержания территории, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Поскольку земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, расположен на территории Благодатненского сельского поселения, является земельным участком, собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным земельным участком отнесено к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района.

Решением муниципального комитета Благодатненского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края №179 от 17.02.2016 года утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории Благодатненского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края ( далее –Правила).

Согласно п.3.1. указанных Правил, юридические и физические лица, за исключением лиц, проживающих в многоквартирных домах, осуществляющие свою деятельность (проживающие) на территории населенных пунктов Благодатненского сельского поселения, обеспечивают сбор и вывоз отходов, в том числе путем заключения договора на вывоз отходов со специализированными предприятиями, оказывающими услуги по вывозу отходов.

Согласно 3.2. Правил, уборка и санитарное содержание на не закрепленных территориях в границах населенных пунктов Благодатненского сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учитывая, что указанным Федеральным законом №131-ФЗ вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельского поселения не отнесен, указанными Правилами сельского поселения конкретные обязанности органа местного самоуправления сельского поселения по ликвидации несанкционированных свалок за счет собственного бюджета не закреплены, с учетом положений абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", выводы суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Хорольского муниципального района Приморского края являются верными.

Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Хорольского районного суда Приморского края от 18 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хорольского муниципального района Приморского края без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-10698/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Хорольского района ПК
Ответчики
Администрация Хорольского мун. района ПК
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Туктамышева Ольга Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
26.10.2017[Адм.] Судебное заседание
13.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее