Дело № 33а-7773/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 декабря 2016 года дело по апелляционной жалобе председателя Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты Деменкова М.Е. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2016 года, которым
признано незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № "номер" от "дата" № "номер" об отказе в удовлетворении заявления Рейшахрита А.Л. о включении его в список избирателей по выборам Главы Республики Коми и выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № "номер".
Обязана участковая избирательная комиссия участка № "номер" до двадцати часов "дата" включить Рейшахрита А.Л. в список избирателей по выборам "дата" Главы Республики Коми и выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № "номер" и предоставить возможность для голосования.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты Деменкова М.Е. – Яночкиной А.А., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Рейшахрит А.Л. обратился в суд с заявлением о включении его в список избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № "номер", а также Главы Республики Коми, в чем ему было отказано участковой избирательной комиссией № "номер".
Рейшахрит А.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Председатель Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты Деменков М.Е. с заявленными требованиями не согласился.
Судом вынесено вышеуказанное судебное решение.
В апелляционной жалобе председатель Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты Деменков М.Е. просит об отмене решения суда в связи с нарушением и неправильным применением норм законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты Деменкова М.Е. – Яночкина А.А. доводы жалобы поддержала.
Рейшахрит А.Л., надлежаще извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие и отсутствие представителей участковой избирательной комиссии № 137.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления предусмотрено частью 1 статьи 4 Федерального № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года.
Согласно части 4 статьи 4 указанного закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
В списки избирателей на избирательных участках в силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Исходя из смысла пункта 4 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации», а также согласно разъяснениям, изложенным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», - основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учёта граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми».
В силу пункта 10 статьи 17 Федерального закона № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки референдума на разных избирательных участках, одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2011 года № 1794-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области», применительно к участию граждан в выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления это означает, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе. Такое законодательное регулирование активного избирательного права обусловлено необходимостью обеспечения устойчивой взаимосвязи избираемых органов государственной и муниципальной власти с населением соответствующего публично-правового образования, способствует ответственному волеизъявлению избирателей на выборах и само по себе не может служить основанием для исключения гражданина, проживающего на территории, где проводятся выборы, из числа избирателей и лишения его возможности голосования.
Из анализа вышеуказанных норм права, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, при решении вопроса о включении гражданина в списки избирателей принципиальное значение имеет место его проживания, а не наличие у него регистрации по месту жительства.
Положениями части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьёй 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей, и отказа в голосовании на выборах.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва и Постановлением Госсовета Республики Коми от 09 июня 2016 года № VI-2/89 назначены досрочные выборы Главы Республики Коми на "дата".
Решением участковой избирательной комиссией избирательного участка № "номер" от "дата" № "номер" Рейшахриту А.Л. отказано во включении его в список избирателей по выборам Главы Республики Коми, а также выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № "номер" на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», части 1 статьи 2 Закона Республики Коми от 23 июня 2012 года № 41-РЗ.
Судом установлено, что Рейшахрит А.Л. не имеет регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно данным паспорта с регистрационного учета по прежнему месту жительства в городе Воркуте снят в "дата" году, паспорт гражданина Российской Федерации был выдан заявителю в "дата" году.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявления Рейшахрита А.Л., суд первой инстанции, проанализировав приведённое выше законодательство, правильно исходил из того, что заявитель длительное время проживает в г. Воркуте и имеет регистрацию по месту пребывания со "дата" по "дата" по адресу: г"адрес", что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания № "номер", и пришёл к обоснованному выводу о том, что местом жительства Рейшахрита А.Л. является г. Воркута, в связи с чем признал незаконным оспариваемое административным истцом решение избирательной комиссии.
Также суд возложил на участковую избирательную комиссию участка № "номер" обязанность включить Рейшахрита А.Л. в список избирателей по выборам "дата" Главы Республики Коми и выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № "номер" и предоставить возможность для голосования, что, по мнению судебной коллегии, является необходимым и достаточным способом для восстановления нарушенных прав административного истца, который в силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства РФ должен быть определён судом в случае признания незаконным решения избирательной комиссии.
Как правильно указал суд первой инстанции, Рейшахрит А.Л. не может реализовать избирательное право в другом регионе, поскольку не имеет постоянной регистрации на территории Российской Федерации.
Суд правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, всесторонне и полно исследовал доказательства, которым дал надлежащую оценку, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения и установленных по делу обстоятельствах.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы об отсутствии у Решахрита А.Л. активного избирательного права, поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела указанным доводам дана надлежащая оценка,. Тот факт, что суд не согласился с доводами административного ответчика, иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены. Оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не находит.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты Деменкова М.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи