Мотивированное решение составлено 11 октября 2016 года
Дело № 2-676/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Веселовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле
10 октября 2016 года
гражданское дело по иску Гуляевой Н.С., действующей в интересах <данные изъяты> ФИО1, к ФГУП «Григорьевское», Администрации Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Гуляева Н.С., действующая в интересах <данные изъяты> ФИО1, обратилась в суд с иском к ФГУП «Григорьевское» о признании права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, доля в праве – <данные изъяты>, в порядке приватизации. Исковые требования мотивирует тем, что дом находится на балансе ФГУП «Григорьевское», истец зарегистрирован и проживает в доме, ранее в приватизации не участвовал, реализовать свое право на приватизацию в обычном порядке возможности не имеет.
По инициативе суда к участию в деле привлечены Лобанова В.Н., Околот Е.С. и Глинкина В.И. – в качестве третьих лиц, Администрация Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области – в качестве ответчика.
Гуляева Н.С. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.
Представитель истца по доверенности ФИО8 (л<данные изъяты>) в суде требования поддержала в полном объеме.
Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, возражений по иску не представили.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы Лобанова В.Н., ФИО2, Гуляева Н.С., Околот Е.С., Глинкина В.И. и <данные изъяты> Гуляевой Н.С. – ФИО1 (л.д. <данные изъяты>).
Согласно техническому паспорту за №, составленному ФИО14 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный дом является <данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв. м (<данные изъяты>).
На основании Свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, право собственности ФИО11 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (<данные изъяты>).
Жилой дом по указанному адресу числится на балансе ФГУП «Григорьевское» (<данные изъяты>).
Право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения истец не использовал, что подтверждается справкой ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д<данные изъяты>).
Как следует из представленных доказательств, указанный дом не был передан в муниципальную собственность.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР ДД.ММ.ГГГГ), находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, образуют жилищный фонд.
Порядок приватизации предприятий устанавливался Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», статья 1 которого содержала исчерпывающий перечень объектов, подлежащих приватизации, действие этого Закона не распространялось на объекты жилищного фонда.
Приватизация жилищного фонда регулировалась Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в силу статьи 1 которого, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения № к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от ДД.ММ.ГГГГ № жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что не включение спорного жилого дома в нарушение действующего законодательства в перечень имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, не может влиять на жилищные права истца, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Решением ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан безвестно отсутствующим и снят с регистрационного учета по указанному адресу. Лобанова В.Н. право на приватизацию реализовала ранее, Гуляева Н.С., Околот Е.С. и Глинкина В.И. согласны на приватизацию истцом жилого помещения.
Поскольку в судебном заседании установлено, что право приватизации истцом не использовано, спорное помещение должно быть передано ему в собственность в порядке приватизации. Отсутствие регистрации государственной либо муниципальной собственности не должно являться препятствием к реализации прав истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за ФИО1 в порядке приватизации право на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья А.Ш. Сайфулина