Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2657/2017 ~ М-2745/2017 от 17.10.2017

Дело № 2-2657/2017          14 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Бодровой Е.П.

с участием: истца Самариной Т.А., представителей ответчика: Кравченко М.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Бубенец А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане 14 декабря 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Самариной Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (межрайонное) в г. Магадане Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы и назначить досрочно пенсию с даты обращения за ее назначением,

УСТАНОВИЛ:

Самарина Т.А. обратилась в Магаданский городской суд с вышеназванным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что истец 05 июня 2017 г. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

18 сентября 2017 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1.

Согласно решению от 18 сентября 2017 г. из общего трудового стажа исключено 12 лет 9 месяцев 7 дней, из страхового стажа 24 года 1 месяц 19 дней, из стажа на соответствующих видах работ (Список № 1) 11 лет 8 месяцев 4 дня, т.к. данные периоды не подтверждены надлежащими доказательствами.

Считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку на момент обращения за назначением пенсии истец достиг возраста 54 года, имел требуемый стаж (страховой стаж 30 лет 3 месяца 6 дней и стаж по Списку № 1 11 лет 8 месяцев 4 дня), что подтверждается записями в трудовой книжке и архивными справками.

Просит суд признать незаконным решением ГУ-УПФР в г. Магадане от 18 сентября 2017 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 01.01.1991 по 31.10.1991, с 04.11.1991 г. по 11.02.1993 г., с 23.02.1993 г. по 25.08.1993 г., с 07.09.1993 г. по 04.06.1995 г., с 13.06.1995 г. по 03.07.2000 г., с 26.11.2001 г. по 31.03.2005 г., с 01.04.2005 г. по 12.08.2016 г., а также учесть как стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды с 13.06.1995 г. по 04.10.1995 г. и с 01.04.2005 г. по 12.08.2016 г., и обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, т.е. с 05.06.2017 г.

Истец в судебном заседании в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменил исковые требования, и просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) об отказе в установлении страховой пенсии от 18 сентября 2017 г., обязать ответчика включить в страховой стаж периоды с 01.01.1991 г. по 31.10.1991, с 04.11.1991 г. по 11.02.1993 г., с 23.02.1993 г. по 25.08.1993 г., с 07.09.1993 г. по 04.06. 1995 г., с 13.06.1995 г. по 03.07.2000 г., с 26.11.2000 г. по 31.12.2015 г., назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 июня 2017 года, и взыскать с него расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнительных пояснениях, и пояснили, что представленные Самариной Т.А. документы невозможно принять зачету для подтверждения страхового стажа, стажа работы в особых условиях труда и заработной платы. При этом запросы, направленные Управлением о предоставлении справок о стаже работы с 14.03.1988 по 31.10.1991 г., с 04.11.1991г. по 11.02.1993 г., с 23.02.1993 г. по 25.08.1993 г., с 07.09.1993 г. по 04.06.1995 г., а также справок, уточняющих особый характер работы с 13.06.1995 г. по 03.10.1995 г. и с 01.04.2005 г. по 12.08.2016 г. и информации по прежнему месту получения пенсии и выдаче (выплатного) пенсионного дела, остались без исполнения. Утверждали, что у Самариной Т.А. документально подтвержден страховой стаж продолжительностью 06 лет 01 месяц 16 дней, что менее требуемых 15 лет.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 05 июня 2017 г. Самарина Т.А. обратилась в ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 289.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области от 18 сентября 2017 г. истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

При этом из вышеназванного решения следует, что из страхового стажа и общего трудового стажа исключены периоды работы истца в ПМК-349 треста «Алмалыксвиннецстрой» с 01.01.1991 г. по 31.10.1991 г. 10 месяцев 00 дней), в Алмалыкском Культбытучреждении треста «Алмалыксвиннецстрой» с 04.11.1991 г. по 11.02.1993 г. (01 год 03 месяца 08 дней), в ПМК-345 треста «Алмалыксвиннецстрой» с 23.02.1993 г. по 25.08.1993 г. (6 месяцев 02 дня), в Алмалыкском ПО «Аммофос» с 07.09.1993 г. по 04.06.1995 г. (1 год 08 месяцев 28 дней), с 26.11.2001 г. по 31.12.2001 г. (14 лет 01 месяц 05 дней) в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате, поскольку факт работы на территории иностранного государства не подтвержден надлежащим образом.

Кроме того, из страхового стажа, общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ исключен период работы истца в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате с 13.06.1995 г. по 03.07.2000 г. (05 лет 00 месяцев 21 день) по причине того, что факт работы и занятость на работах с вредными условиями труда по Списку № 1 от 26.01.1991 г. не подтвержден надлежащим образом.

Из страхового стажа исключены периоды с 01.01.2002 г. по 31.03.2005 г., с 01.04.2005 г. по 31.12.2013 г., с 01.01.2014 г. по 12.08.2016 г. в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате, т.к. факт работы на территории иностранного государства, занятость на работах с вредными условиями труда по Списку № 1 от 26.01.1991 г. и уплата взносов во Внебюджетный Пенсионный фонд Узбекистана не подтверждены надлежащим образом.

Судом установлено, что общая продолжительность исключенных периодов составляет 23 года 06 месяцев 04 дня.

Согласно оспариваемому решению, ответчик пришел к выводу, что подтвержден страховой стаж 06 лет 01 месяц 16 дней, что менее требуемых 15 лет.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

На основании частью 1 статьи 30 названного федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В соответствии с Письмом Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Российская Федерация и Республика Узбекистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

Правительства государств - участников настоящего Соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государства - участника Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о нижеследующем: для установления прав на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В силу ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсии таким гражданам производится по месту их жительства (ч. 1 ст. 6 Соглашения).

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Решением Экономического суда СНГ от 07.04.2005 г. № 01-1/6-04 «О толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.» - для установления права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения, трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р (в ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

О том, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ также указано в письме Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16.

Под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж
(ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях").

В силу ст. 11 вышеназванного закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогично, в соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).

Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктами "а,б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

В соответствии со Списком № 2 в разделе VII. Металлургическое производство (цветные металлы, подразделе 16 «Переработка шламов» утверждены: 1071900а рабочие: 1071900а-10137 – аппаратчики в производстве титана и редких металлов; 1071900а-10909 аппаратчики растворения; 1071900а-15157 обжигальщики, 1071900а-16613 плавильщики; 1071900а-17531 рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1: слесари-ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и облуживанию электрооборудования, 1071900а-17634 разливщики цветных металлов и сплавов, 1071900а-18916 сушильщики.

Из системного анализа действующего законодательства следует, что юридическим фактом для приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в Российской Федерации является соблюдение одновременно следующих условий: работа в необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями- страхователями страховых взносов по дополнительным тарифам; наличие вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда; достижение соответствующего пенсионного возраста.

Данный вопрос является общим для всех граждан, переселившихся на место жительства на территорию Российской Федерации из государств-участников соглашений, работа с особыми условиями труда которых осуществлялась в соответствующих организациях этих государств, в том числе до момента отмены института досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда, либо до переселения на территорию Российской Федерации.

В целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках соглашений по определенной специальности, в определенной профессии (должности) или в определенных условиях и организациях, аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий, в том числе в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах.

На основании ст. 66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Пунктами 10 и 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В том случае, если в трудовой книжке имеются все сведения, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, то дополнительные документы не требуются.

Если по трудовой книжке невозможно определить характер деятельности, то в соответствии с пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Министерства Труда РФ и Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2000 № 16/19, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким документом служит справка, выданная администрацией предприятия, на котором протекала трудовая деятельность, на основании документов, подтверждающих характер работы в соответствующие периоды.

Судом установлено, что в период с 01.01.1991 г. по 31.10.1991 г. истец работал в ПМК-349 треста «Алмалыксвиннецстрой» в должности <данные изъяты>, в должности <данные изъяты> в Алмалыкском Культбытучреждении треста «Алмалыксвиннецстрой» с 04.11.1991 г. по 11.02.1993 г., в должности <данные изъяты> в ПМК-345 треста «Алмалыксвиннецстрой» с 23.02.1993 г. по 25.08.1993 г., в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в Алмалыкском ПО «Аммофос» с 07.09.1993 г. по 04.06.1995 г., в период с 13.06.1995 г. по 03.10.1995 г в должности <данные изъяты> в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате, в период с 04.10.1995 г. по 16.09.1997 г. в должности <данные изъяты> в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате, в период с 17.09.1997 г. по 03.07.2000 г. в должности <данные изъяты> в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате, в должности <данные изъяты> с 26.11.2001 г. по 31.03.2005 г. в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате, с 01.04.2005 г. по 12.08.2016 г в должности <данные изъяты> в Алмалыкском горно-металлургическом комбинате.

Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке.

Также данные периоды работы подтверждаются архивными справками, выданными Территориальным управлением по архивному делу Ташкентской области, справкой АО «Алмалыкский ГМК» от ДД.ММ.ГГГГ, пояснительной запиской о работе Самариной Т.А. на медеплавильном заводе.

При этом из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, справки АО «Алмалыкский ГМК» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за периоды работы Самариной Т.А. в ПМК-349 треста «Алмалыксвинецстрой», Культбытучреждение арендного треста «Алмалыксвинецстрой», ПМК-345 треста «Алмалыксвинецстрой», ПО «Аммофос», АО «Алмалыкский ГМК» отчисления в пенсионный фонд и социальное страхование произведены.

В письме Внебюджетного Пенсионного фонда г. Алмалыка Ташкентской области № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с Самариной Т.А., работавшей на предприятии АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» действительно отчислялись страховые взносы за период с 2002 г. по 2016 г.

УПФР в г. Магадана отказало во включении спорных периодов работы в специальный стаж истца, в связи с тем, что достоверность сведений справок работодателей не подтверждена надлежащим образом.

Суд не может в полной мере согласиться такими выводами ответчика, по следующим основаниям.

Из Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11).

В соответствии с ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Кроме того, в п. 15 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза СССР" определено, что документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

Согласно "ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации", утвержденному Постановлением Правительства РФ N 299 от 30 декабря 1993 года, справка является унифицированной формой документации.

Соответственно, такая справка должна отвечать требованиям, предъявляемым к унифицированным формам документов.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 года N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации" и утвержденным этим Постановлением "ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" унифицированные формы документов должны содержать дату документа, регистрационный номер, а также основания выдачи документа.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, предусмотренных законом оснований не учитывать представленные истцом справки для подтверждения специального стажа у ответчика не имелось. Представленные справки составлены на основании первичных кадровых документов (приказов по личному составу, личных карточек формы Т-2), заверены подписью руководителя, главного бухгалтера, начальника отдела кадров, и скреплены печатью организации.

Кроме того, суду представлены документы, подтверждающие перечисление обязательных пенсионных взносов за спорные периоды, что следует из архивных справок о заработной плате истца, справок Внебюджетного Пенсионного фонда г. Алмалыка Ташкентской области.

Указанные документы, по мнению суда, достоверно подтверждают уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение Самариной Т.А. в спорные периоды.

В процессе судебного разбирательства ответчиком не оспорена достоверность информации о работах истца, содержащаяся в архивных справках, при том, что данная информация согласуется с имеющимися в трудовой книжке истца записями о работе в спорные периоды.

Доказательств, опровергающих пояснения истца и представленные истцом письменные доказательства ответчиком в суд не представлено.

Таким образом, суд считает, что характер деятельности истца в спорные периоды подтверждается вышеназванными представленными письменными доказательствами.

Представители ответчика в судебном заседании утверждали, что уплата страховых взносов подтверждается только до 31.12.2015 г.

В материалах дела действительно отсутствуют сведения об уплате страховых взносов после 31.12.2015 г.

Однако, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, от 10.07.2007 г. N 9-П указано, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется пенсия, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Таким образом, факт неуплаты работодателем страховых взносов сам по себе не является основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения его права на зачет периода трудовой деятельности в специальный стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.

Суд находит, что на день обращения в УПФР – 05.06.2017 г. страховой стаж истца составил 29 лет 07 месяцев 20 дней (т.е. более требуемых 15 лет), что является основанием для реализации Самариной Т.А. права на досрочное пенсионное обеспечение, с учетом предусмотренных Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 г. гарантий в области пенсионного обеспечения.

В судебном заседании представители ответчика не отрицали страховой стаж истца составляет более требуемых 15 лет, и что единственным основанием для отказа истцу в назначении пенсии явилось отсутствие ответов из Республики Узбекистан на направленные ответчиком запросы.

Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела позиция ответчика, изложенная в ходе рассмотрении дела, о возникновении права на пенсионное обеспечение только с момента получения ответов (завершения проверки), заведомо лишает истца права на получение пенсии по новому месту жительства на территории Российской Федерации, что не соответствует нормам международного и национального законодательства в области пенсионного обеспечения, а также принципам самого Соглашения, признающего необходимость защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также ответственности государств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

В связи с изложенным, доводы представителей ответчика судом отклоняются, поскольку отсутствие ответов не может служить основанием ограничения или реализации прав и свобод граждан, предусмотренных международными соглашениями, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, тем более, что факты работы, характер работы, уплата страховых взносов установлены судом на основании совокупности представленных сторонами доказательств.

Разрешая заявленные требования, суд также учитывает, что Самариной Т.А. с 09 августа 2010 г. городским отделом социального обеспечения Ташкентской области г. Алмалык назначена пенсия, что подтверждается пенсионным удостоверением .

Согласно ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, то есть со дня приема соответствующего заявления с необходимыми документами.

В соответствии с разъяснением Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 31.01.1994г. назначение и выплата российских пенсий в связи с переселением граждан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения, производится с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 31 января 1994 г. N 1-369-18 издано письмо, разъясняющее порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в СССР.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 г., регистрационный N 497, официально опубликован в газете "Российские вести" 1 марта 1994 г.

Абзацем шестым п. 1 Письма предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В соответствии с Соглашением стран СНГ от 06.07.1992 «О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств", вступившим в силу для Российской Федерации с 23.10.1992, Экономический суд осуществляет толкование применения положений, соглашений, других актов Содружества и его институтов.

В решении N 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ от 26.03.2008 о толковании применения положений статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 разъяснено, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13.03.1992 закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения.

Экономический Суд СНГ отметил, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13.03.1992 имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания ч.1 ст.7 Соглашения от 13.03.1992 позволил Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что: статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.); условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.

Таким образом, засчитанная в льготный стаж по законодательству Республики Узбекистан трудовая деятельность Самариной Т.А., не может быть исключена из его льготного стажа при принятии решения о назначении истцу пенсии в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на территории Российской Федерации по его новому постоянному месту жительства.

Учитывая вышеизложенное, основания для отказа в возложении на ответчика обязанности включить в подсчет трудового (страхового) стажа истца спорных периодов с 01.01.1991 г. по 31.10.1991, с 04.11.1991 г. по 11.02.1993 г., с 23.02.1993 г. по 25.08.1993 г., с 07.09.1993 г. по 04.06. 1995 г., с 13.06.1995 г. по 03.07.2000 г., с 26.11.2000 г. по 31.12.2015 г. и назначить пенсию с даты обращения с 05.06.2017 г., не имеется.

Кроме того, взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы по уплате государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд.

В соответствии со статьями 88 и 98 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из представленного в материалы дела чека-ордера от 17 октября 2017 г. видно, что при подаче настоящего иска в суд истцом была уплачена в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" государственная пошлина в общей сумме 300 рублей.

Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Самариной Татьяны Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (межрайонное) в г. Магадане Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы и назначить досрочно пенсию с даты обращения за ее назначением, удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) об отказе в установлении страховой пенсии от 18 сентября 2017 г.

Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) включить в страховой стаж Самариной Татьяны Александровны периоды с 01.01.1991 г. по 31.10.1991, с 04.11.1991 г. по 11.02.1993 г., с 23.02.1993 г. по 25.08.1993 г., с 07.09.1993 г. по 04.06. 1995 г., с 13.06.1995 г. по 03.07.2000 г., с 26.11.2000 г. по 31.12.2015 г.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) назначить Самариной Татьяне Александровне досрочную страховую пенсию в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 июня 2017 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) в пользу Самариной Татьяны Александровны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить днем изготовления решения суда в окончательной форме – 18 декабря 2017 года.



Судья Маркова О.Ю.

2-2657/2017 ~ М-2745/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарина Татьяна Александровна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Маркова Оксана Юрьевна
Дело на странице суда
magadansky--mag.sudrf.ru
17.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2017Передача материалов судье
18.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2017Судебное заседание
14.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2018Дело оформлено
02.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее