№ 2-535/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 25 июля 2012 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
Председательствующего-судьи ИШКОВОЙ А.Ю.,
При секретаре ЕПАНЧИНОЙ Н.С.,
С участием прокурора ГАРИНА А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску БОРИСОГЛЕБСКОГО МЕЖРАЙПРОКУРОРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ «КОМБИНАТ БЛАГОУСТРОЙСТВА» о признании недействительности части сделки, обязании снизить размер платы за оказание услуг,
УСТАНОВИЛ:
Борисоглебский ФИО2 обратился в суд с иском (л.д.3-5), указывая, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей МУП «Комбинат благоустройства», в ходе которой установлено, что МУП «Комбинат благоустройства» заключены публичные договоры № и № с населением <адрес> о возмездном оказании услуг по вывозу и захоронению отходов, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «Борисоглебский вестник» № 150.
Прокурор указывает, что, согласно п.1.1, предметом данных договоров является две услуги:
- вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, в том числе, включая отходы от текущего ремонта жилого помещения (без изменения конструктивных элементов помещения), у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к настоящему договору, из мест, указанных в Приложении № к настоящему договору, согласно утвержденным маршрутным графикам с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору, с последующим их захоронением на полигоне ТБО;
- вывоз отходов, собираемых с внутри дворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д., из мест и с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору.
Пунктом 3.1 данных договоров установлена плата за указанные услуги в размере 31 рубль 82 копейки с человека.
Прокурор указывает, что, согласно абз.5 ч.2 ст.4 гл.4 Правил благоустройства и содержания территории ФИО3 городского округа, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО3 городской думы ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> № 217, владельцам индивидуальных жилых домов, дач запрещается выносить на улицы города, в места, установленные для сбора бытовых отходов, контейнеры, отходы от ведения приусадебного хозяйства, крупногабаритные вещи (ветки, ботва, навоз, холодильники и т.п.), выливать помои и другие отбросы. Данные отходы складируются на участке с последующим вывозом специализированной организацией (по установленному тарифу) или самостоятельно в установленное место (полигон ТБО).
На основании п.п. 7, 8, 10, 11, 9 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, № 155, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ года, № 2300-1, ст.ст. 426 ГК РФ, 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 ФЗ О прокуратуре РФ» Борисоглебский ФИО2 просит:
1). Признать абз.2 п.1.1 публичных договоров № и № о возмездном оказании услуг населению <адрес> муниципальным унитарным предприятием «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> по вывозу и захоронению отходов, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «Борисоглебский вестник, № 150, с приложением № к ним, недействительными.
2). Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> уменьшить размер платы за оказание услуг по вывозу и захоронению отходов.
3). Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> опубликовать в газете «Борисоглебский вестник» изменения в публичные договоры № и № о возмездном оказании услуг по вывозу и захоронению отходов, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «Борисоглебский вестник», № 150, в части исключения абз. 2 п.1.1 и приложения № 2, а также в части цены договоров.
В ходе судебного разбирательства Борисоглебский ФИО2 уточнил исковые требования в части обязания муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> уменьшить размер платы за оказание услуг по вывозу и захоронению отходов (л.д.147-150).
По мнению прокурора, учитывая, что п.3.1 публичных договоров устанавливает плату за обе услуги, цена договора подлежит снижению до 17 рублей 20 копеек ежемесячно с 1 человека по следующим основаниям.
ФИО3 городского округа утверждены тарифы на 2011 года на вывоз 1 куб.м. ТБО в размере 140 рублей. Тариф на захоронение ТБО на 2011 год утвержден Управлением по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> в размере 64 рубля 20 копеек. Общая сумма за вывоз и захоронение 1 куб.м. ТБО составила 204 рубля 20 копеек.
На 2010 год были утверждены тарифы в размере 127 рублей 71 копейка и 64 рубля 32 копейки, соответственно, или 192 рубля 3 копейки - общая сумма за вывоз и захоронение 1 куб.м. ТБО. Рост тарифов за вывоз и захоронение 1 куб.м. ТБО составил 6%. В 2012 году тариф за вывод и захоронение 1 куб.м. ТБО остался в ценах 2011 года.
На основании утвержденных тарифов на 2010 год плата за вывоз ТБО, образующихся от жизнедеятельности и потребления населения, установлена МУП «КБ» на 2010 год в размере 126 рублей 72 копейки ежемесячно с 1 человека, из расчета образования 1,0448 куб.м. ТБО в год, а за вывоз отходов, собираемых с внутридворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д., в размере 29 рублей 10 копеек на 1 домовладение, из расчета образования 1,8185 куб.м. ТБО в год.
На 2011 и 2012 года МУП «КБ» установлена плата за вывоз и захоронение ТБО в размере 31 рубль 82 копейки ежемесячно с 1 человека, то есть, по мнению прокурора, МУП «КБ» увеличило плату за вывоз и захоронение ТБО по сравнению с 2010 годов на 15 рублей 10 копеек ежемесячно с 1 человека, из расчета образования 1,9882 куб.м. ТБО в год, или - на 90,3 %, за счет объединения платы за вывоз твердых бытовых отходов, в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, и отходы, собираемые с внутри дворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д.
На основании изложенного пункт второй первоначально заявленных требований в уточненном иске прокурор изложил в следующей редакции:
- обязать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> уменьшить размер платы за оказание услуг по вывозу и захоронению отходов до 17 рублей 20 копеек ежемесячно с 1 человека и засчитать необоснованно полученные средства с граждан в размере 14 рублей 62 копейки (31,82 - 17,2 = 14,62) с 1 человека ежемесячно за период действия договоров, в счет предстоящей платы за услуги по вывозу и захоронению ТБО.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
ФИО3 Муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа – ФИО9 и ФИО10, действующие на основании доверенностей (л.д.16 и 17), не признали требования прокурора и представили письменные возражения (л.д.23-25, 44-47, 175-178, 187-188, 215-216). ФИО3 ответчика считают необоснованным утверждение прокурора в иске о том, что положения публичных договоров предусматривают оказание двух видов услуг МУП «КБ».
На основании абз.13 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 3.2.1 Инструкции по организации и технологии механизированной уборок населенных мест, утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР ДД.ММ.ГГГГ года; абз. 5 Инструкции Министерства строительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской ФИО1; «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации», утвержденной Постановлением коллегии Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (Общероссийским строительным каталогом Концепции присвоен номер МДС 13-8.2000.), ФИО3 ответчика утверждают, что предметом опубликованных публичных Договоров является вывоз только одного вида отходов - твердых бытовых отходов (ТБО). Приложения № и № к публичным Договорам определяют организацию вывоза твердых бытовых отходов, в связи с чем вывоз твердых бытовых отходов, отходов от уборки домовладений и внутри дворовых и прилегающих территорий с одного жилого дома нельзя считать дополнительной услугой. Поскольку, к твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые дворовых территорий и крупногабаритные отходы.
Необоснованным считают ФИО3 и утверждение прокурора в иске о том, что п. 3.1 публичных договоров устанавливает плату за две услуги населению.
По утверждению ФИО3 МУП «КБ», расчет размера платы с одного жителя ФИО3 городского округа за вывоз и захоронение ТБО складывается из двухкомпонентных тарифов:
- тариф на вывоз ТБО, утвержденный постановлением ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ года);
- тариф на утилизацию (захоронение) ТБО для МУП «Комбинат благоустройства», установленный Приказом Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 49/16.
При расчете размера платы за вывоз и захоронение ТБО учитывается и объем расходов, указанный в п.п. 2.1.5 п.2.1 публичных Договоров в размере среднегодовой нормы накопления твердых бытовых отходов, которая не устанавливается органами местного самоуправления, а определяется соглашением сторон по Договорам в силу ст. 461 ГК РФ.
По мнению ФИО3 ответчика, положения абз.2 п.1.1 и приложения 2 публичных Договоров буквально не указывают на ограничение прав, законных интересов в части складирования отходов на своем земельном участке с последующим вывозом специализированной организацией. Положения абз.2 п.1.1 и приложения 2 публичных Договоров определяют порядок вывоза отходов - место и сезонный график вывоза отходов (л.д.47).
ФИО3 ответчика указывают, что, в силу ст.5 и 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, полномочия по государственному контролю (надзору) за деятельностью по обращению с отходами относятся к компетенции Российской Федерации и её субъектов. Учитывая, что положением ст.8 указанного закона таковыми полномочиями органы местного самоуправления не обладают, то субъект Российской Федерации в лице Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> приказом Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установил тариф на утилизацию (захоронение) ТБО на 2012 год в размере 64 руб.20 копеек, за 1 м3 и признал пунктом 3 указанного приказа услугу по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемую МУП «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа, доступной для потребителей ФИО6 <адрес>.
На основании п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, и ст.1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, ФИО3 ответчика утверждают, что органы местного самоуправления могут устанавливать размеры тарифов за услуги по вывозу твердых бытовых отходов исключительно для соответствующих муниципальных предприятий и учреждений, таких как МУП «КБ» ФИО3 городского округа. Так, тариф на вывоз ТБО, утвержденный постановлением ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в 2012 году составляет 140 рублей на вывоз 1 м3. Таким образом, при расчете цены услуг по вывозу и захоронению ТБО учитывается и объем расходов в размере среднегодовой нормы накопления твердых бытовых отходов, который не устанавливается органами субъекта ФИО1, органами местного самоуправления и МУП «КБ», а определяется соглашением сторон по Договорам в силу ст.421 ГК РФ (свобода договора). Таким образом, стороны по Договорам установили, что в соответствии п.п. 2.1.5. п.2.1 публичных Договоров объём среднегодовой нормы накопления составляет 1,87 кубических метра на 1 человека (л.д.177-178).
На основании ст.1 и ст.421 Гражданского кодекса РФ, ФИО3 МУП «КБ» утверждают, что никто не вправе вмешиваться в договорные отношения потребителей услуг по вывозу твердых бытовых отходов и исполнителей таковых услуг. Размер и порядок оплаты соответствующих услуг, в силу ст. 781 ГК РФ, должен определяться договором и исходя из реального вывезенного объема ТБ, а не из некоего расчетного норматива снижения цены за услугу, определяемого Борисоглебским ФИО2 <адрес>.
ФИО3 ответчика также указывают, что снижение размера платы за оказание услуг по вывозу и захоронению отходов до 17 рублей 20 копеек с человека приведет к уменьшению объема накопления отходов потребления на человека до 1,01 куб.м/год на человека, вместо предложенной в публичных договорах нормы накопления - 1,87 куб.м/год (в том числе, крупногабаритные отходы (КГО). Они считают, что необоснованное снижение объёма накопления отходов потребления на человека до 1,01 куб.м/год противоречит принятому постановлению ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генеральной схемы санитарной очистки на территории ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес>». Данным постановлением средний объем по отходам жилищного фонда накопления отходов потребления на человека в год утвержден из расчета:
- 2,82 куб.м/год - для индивидуальных домов;
- 0,28 куб.м - норма накопления КГО.
Таким образом, норма накопления для индивидуальных домов утверждена Постановлением в размере 3,10 куб.м/год на человека в отношении к 1,87 куб.м/год на человека, предложенном МУП «Комбинат благоустройства» в Договорах населению (л.д.187-188).
ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес>, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица как учредитель МУП «КБ» (л.д. 104), считает требования прокурора необоснованными. ФИО11, действующая в интересах ФИО5 на основании доверенности (л.д.209), объяснила, что на территории ФИО3 городского округа до 2010 года были установлены и применялись к расчету платы за вывоз ТБО нормативы накопления бытовых отходов в размере 1,15 куб.м. на одного человека в год. Решением ФИО3 городской Думы ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу решений отдельных положений решений ФИО3 городской Думы ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> по вопросам жилищного - коммунального хозяйства», п.п.1.1 части 1 «п.1-2 решения БГД БГО ВО от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативах потребления на коммунальные услуги» признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ года.
ФИО3 объяснил, что, учитывая, что порядок расчета платы граждан проживающих в индивидуальном жилищном фонде поменялся с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отменой нормативов накопления ТБО, к расчету платы стал применяться объём фактически вывозимых ТБО за 2009 год в размере 2,3 куб.м. в год. Мониторинг вывозимых ТБО проводится предприятием МУП «КБ» ежегодно по видам вывозимым отходов.
ФИО3 объяснила также, что, учитывая социальную направленность предоставления услуги по вывозу ТБО, ФИО5 совместно с предприятием, было принято решение условно разделить плату за вывоз ТБО на два вида: вывоз ТБО, образующихся от жизнедеятельности человека (в морфологическом составе ТБО, поступающих на полигон, он составляет 40%), платы за вывоз отходов от домовладения, куда включаются сезонные отходы: листва, ботва, камни, штукатурка, стекло и т.д., который составляет 60% от общего объема вывозимого ТБО. Плата за вывоз ТБО, образующихся от жизнедеятельности, оставлена на уровне 2009 года и составляет 16,72 рубля с человека и введена новая плата за вывоз отходов от домовладения в размере 29,10 рублей. При расчете платы граждан, проживающих в индивидуальном жилфонде, за вывезенные ТБО и утилизацию учитывался тариф регулируемый субъектом УРТ - за утилизацию, и экономически обоснованный тариф на вывоз ТБО - регулируемый ОМС, так как полномочия по установлению тарифов определены ОМС п.п.4 п.1 ст.17 № 131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления». Данный порядок расчета платы за вывоз ТБО действовал до 2011 года.
ФИО3 пояснил также, что, учитывая, что состав ТБО – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, в том числе, во время ремонта жилых помещений, и крупногабаритные предметы домашнего обихода, пищевые отходы, бумага, текстиль, строительный мусор, металл, смет, отходы строительства, и, учитывая недовольство населения введением платы за вывоз отходов от домовладения, ФИО5 принято решение об отмене условного разделения на ТБО, образующихся от жизнедеятельности, и отходы от домовладения. Размер платы за вывоз ТБО составил 31,82 рубля с человека, проживающего в индивидуальном жилищном фонде.
ФИО3 Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес>, привлеченного судом к участию в деле на основании ст. 47 ГПК РФ в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на Управление обязанностей (л.д.181), в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.202). Из представленного суду заключения (л.д.199) следует, что тариф на утилизацию (захоронение) ТБО на 2012 год для МУП «КБ» ФИО3 городского округа установлен приказом УРТ от ДД.ММ.ГГГГ № 49/16. Указанный тариф установлен на основании представленных МУП «КБ» материалов, является экономически обоснованным и подлежит обязательному применению. Тарифы на услуги по вывозу ТБО федеральным законодательством не отнесены к коммунальным, не подлежат государственному регулированию, цена услуги определяется соглашением сторон. Тариф на услугу по вывозу ТБО, оказываемую муниципальным казенным предприятием городского округа, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с решением органа законодательной власти городского округа. При этом собственники жилых помещений являются участниками договорных отношений с организацией, предоставляющей жилищно – коммунальные услуги. При этом разногласия по договорам, неурегулированные сторонами самостоятельно, рассматриваются в судебном порядке.
Выслушав объяснения явившихся лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ в окружной общественно – политической газете ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> «Борисоглебский вестник» № были опубликованы Публичные договоры № и № о возмездном оказании услуг по вывозу и захоронению отходов с приложениями № и № к ним (л.д.6-7, 48-90).
В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с п. 1.1 публичного договора № (л.д.48), предметом договора является:
- вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, в том числе, включая отходы от текущего ремонта жилого помещения (без изменения конструктивных элементов помещения), у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к настоящему договору, из контейнеров (бункеров) и мест, указанных в Приложении № к настоящему договору, согласно утвержденных маршрутных графиков с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору, с последующим их захоронением на полигоне ТБО;
- вывоз отходов, собираемых с внутридворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д., из мест и с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору.
Согласно п. 1.1 публичного договора № (л.д.73), предметом договора является:
- вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, в том числе, включая отходы от текущего ремонта жилого помещения (без изменения конструктивных элементов помещения), у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к настоящему договору, из мест, указанных в Приложении № к настоящему договору, согласно утвержденных маршрутных графиков с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору, с последующим их захоронением на полигоне ТБО;
- вывоз отходов, собираемых с внутридворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д., из мест и с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору.
Публичный договор № определяет права и обязанности сторон по вывозу твердых бытовых отходов у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к договору, из контейнеров (бункеров) и мест, указанных в приложении № 1. То есть, договор № регулирует отношения по вывозу ТБО в местах, где имеются контейнерные площадки.
А публичный договор № определяет права и обязанности сторон по вывозу твердых бытовых отходов у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к договору № 2, согласно утвержденных маршрутных графиков автомобилей в местах, где отсутствуют контейнерные площадки.
Таким образом, предметом обоих договоров является вывоз ТБО у населения ФИО3 городского округа с последующим их захоронением.
Борисоглебский ФИО2, заявляя требования в интересах неопределенного круга лиц, просит признать недействительными вторые абзацы пунктов 1.1. указанных публичных договоров.
При этом прокурором не указано правовое обоснование своего требования.
Утверждение прокурора в судебном заседании о том, что оспариваемые абзацы противоречат абз. 5 ч. 2 ст. 4 гл. 4 Правил благоустройства и содержания территории ФИО3 городского округа, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Решением ФИО3 городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила благоустройства и содержания территории ФИО3 городского округа (л.д.131-145).
В соответствии с п.п.5 п. 2 ст. 4 главы 4 Правил (л.д.139-140), владельцам индивидуальных жилых домов, дач запрещается:… выносить на улицы города, в места, установленные для сбора бытовых отходов, контейнеры, отходы от ведения приусадебного хозяйства, крупногабаритные вещи (ветки, ботва, навоз, холодильники и т.п.), выливать помои и другие отбросы. Данные отходы складируются на участке с последующим вывозом специализированной организацией (по установленному тарифу) или самостоятельно в установленное место (полигон ТБО).
Оспариваемые абзацы публичных договоров не обязывают граждан выносить отходы от ведения приусадебного хозяйства на улицы города, а лишь предусматривают дополнительный особый порядок вывоза этих отходов в период с апреля по октябрь. Поэтому отсутствуют основания для признания оспариваемых положений противоречащими Правилам благоустройства и содержания территории ФИО3 городского округа.
Не подтверждено никакими доказательствами и утверждение прокурора в судебном заседании о том, что оспариваемые положения договоров противоречат Закону «О защите прав потребителей» и Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, № 155.
В соответствии с п. 2 названных Правил, "твердые и жидкие бытовые отходы" - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Действующим законодательством, в частности, генеральной схемой санитарной очистки на территории ФИО3 городского округа, утвержденной постановлением ФИО3 городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.189-194), предусмотрен один вид отходов потребления для населения: твердые бытовые отходы, которые включают в себя и крупно – габаритные отходы.
Никакими законодательными актами не предусмотрено деление твердых бытовых отходов на отходы от жизнедеятельности человека и отходы от уборки придомовых территорий.
Поэтому дополнительное указание в тексте публичных договоров на вывоз отходов, собираемых с внутри дворовой территории и приусадебных участков нельзя рассматривать как дополнительную услугу, навязанную населению, которая должна оказываться за дополнительную плату.
Согласно объяснениям ФИО3 ответчика, в тексте публичных договоров названная услуга указана в отдельном абзаце, поскольку, приложением № предусмотрены дополнительные графики по вывозу отходов, собираемых с внутри дворовой территории и приусадебных участков в весеннее – летнее время, в дополнение к обычному вывозу ТБО, предусмотренному приложением № к договорам.
Таким образом, выделение отдельным абзацем услуги по вывозу отходов, собираемых с внутри дворовой территории и приусадебных участков (листвы, ботвы и прочее) имело своей целью упорядочить вывоз отходов именно в то время, когда идет более интенсивная уборка территорий.
Не нашло в судебном заседании подтверждения и утверждение прокурора о том, что п. 3.1 публичных договоров устанавливает плату за обе услуги.
В соответствии с п. 3.1 обоих публичных договоров, размер ежемесячной платы на период 2012 года за вывоз и захоронение отходов составляет 31 рубль 82 копейки с 1 человека в месяц и рассчитан, исходя из экономически обоснованных тарифов на вывоз и захоронение ТБО, установленных на указанный период и объема отходов, указанных в пунктах 2.1.5 настоящих договоров (л.д.49 и 74).
Согласно п. 2.1.5 договоров (л.д.48 и 73), потребитель обязан размещать ТБО в объеме среднегодовой нормы накопления 1,87 кубических метров на 1 человека.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для МУП «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа установлен тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в размере 64 рубля 20 копеек за 1 куб. м. (л.д.119).
Постановлением ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен на 2011 год тариф на услугу МУП «Комбинат благоустройства» по вывозу 1 куб. м. ТБО в размере 140 рублей (л.д.93).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление ФИО5 № внесены изменения в части периода его действия: период действия продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94).
Таким образом, расчет размера платы с 1 жителя ФИО3 городского округа за вывоз и захоронение ТБО в 2011 и в 2012 годах производился следующим образом:
1,87 куб.м. : 12 мес. х (140 руб.+64,2 руб.) = 31,82 руб.
Приказ УРТ по ВО и постановления ФИО5 БГО, установившие действующие тарифы на вывоз и утилизацию ТБО, прокурором не оспариваются. Не оспаривается им и п. 2.1.5 публичных договоров, устанавливающий среднегодовую норму накопления ТБО в размере 1,87 куб.м.
Следует отметить, что договорами установлена норма накопления меньше нормы, определенной генеральной схемы санитарной очистки, утвержденной ФИО5, которая составляет 2,82 куб.м. в год для индивидуальных жилых домов, без учета крупногабаритных отходов (л.д.193).
Таким образом, действующий размер платы для населения за оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО рассчитан правильно и соответствует требованиям закона.
В соответствии с п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 155 (ред. от 01.02.2005), цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
Свои исковые требования в части обязания ответчика уменьшить размер платы за оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО прокурор основывает только на различии формулировок предмета публичных договоров, действующих в 2011 и в 2012 году, по отношению к договору, действовавшему в 2010 году.
Утверждение прокурора о том, что в 2011 и 2012 годах МУП «КБ» увеличило плату за вывоз и захоронение ТБО по сравнению с 2010 годом на 15 рублей 10 копеек, то есть, на 90,3 %, из расчета образования 1,9882 куб.м. ТБО в год, за счет объединения платы за вывоз ТБО, в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления и отходы, собираемые с внутри дворовых и приусадебных участков: листва, ботва, ветки и т.д. (л.д.149), не соответствует действительности.
Пунктами 3.1 Публичных договоров на 2010 год, опубликованных в газете «Сударыня» БГО № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18 и 19), плата за вывоз и захоронение ТБО для населения была разбита на две части:
- за вывоз и захоронение ТБО с одного человека в месяц – 16 рублей 72 копейки,
- за вывоз и захоронение отходов от уборки придомовых территорий – 29 рублей 10 копеек с одного жилого дома в месяц (л.д.18 и 19).
Норма накопления установлена п. 2.1.5 в размере - 1,15 куб. м. на 1 человека.
При этом пунктами 1.1 указанных договоров была предусмотрена обязанность ответчика вывозить ТБО, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, а пунктами 1.2 – вывозить отходы, собираемые с внутри дворовых и прилегающих к жилому дому территорий (в периоды с 1.04 по 31.05 и с 01.09 по 31.10).
Плата за вывоз и захоронение ТБО на 2010 год рассчитывалась ответчиком из тарифов, установленных постановлениями ФИО5 БГО по вывозу 1 куб.м. – в размере 127,71 руб. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, по захоронению 1 куб.м. ТБО – в размере 64, 32 руб. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года) – л.д. 154, 39. При этом, согласно объяснениям ФИО3 МУП «КБ», организация, реализуя свое право на свободу договора, используя установленные ФИО5 тарифы, на 2010 год применила различные нормы накопления ТБО:
- для отходов от жизнедеятельности человека - исходя из 1,0448 куб.м. на 1 человека в год,
- для отходов от уборки домовладений и внутри дворовых территорий - исходя из 1,8185 куб. м. на одно домовладение в год.
ФИО3 МУП «КБ» объяснили в судебном заседании, что указанное разделение себя не оправдало и повлекло жалобы и нарекания, в частности, привлечение организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Причем, дело об административном правонарушении было возбуждено прокурором, который считал, что платеж в размере 29,10 рублей выставлялся гражданам незаконно. По возникшему спору было принято решение Арбитражного суда ФИО6 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-41). Кроме того, в связи с ростом объема ТБО возникают трудности при определении объема ТБО от жизнедеятельности человека и от уборки территорий. Поэтому по результатам мониторинга 2010 года ТБО делились по источнику вывоза:
- мелкие ТБО – вывезенные из стандартных контейнеров,
- крупные ТБО – вывезенные из бункеров и свалок (л.д.112-113).
В связи с указанными обстоятельствами руководством МУП «КБ» было принято решение производить расчет платы за оказанные услуги, начиная с 2011 года по средней норме образования ТБО, без выделения ТБО, образовавшихся в результате уборки территорий (л.д.97).
Закон не обязывает учитывать при расчете платы за вывоз и захоронение ТБО нормы образования по отдельным их видам. При расчете размера платы учитывается объем расходов в размере среднегодовой нормы накопления ТБО, который не устанавливается законом, а определяется соглашением сторон по договору в силу ст. 421 ГК. Положение п.п. 2.1.5 публичных договоров, установивших норму - 1,87 куб.м., прокурором не оспаривается.
Согласно "Инструкции по организации и технологии механизированной уборки населенных мест" (утв. Минжилкомхозом РСФСР 12.07.1978), к твердым бытовым отходам относятся отходы жизнедеятельности человека, отходы текущего ремонта квартир, местного отопления, смет с дворовых территорий и крупногабаритные (старая мебель и др.), а также отходы культурно-бытовых, лечебных и других предприятий общественного назначения.
Таким образом, выделение отдельной строкой отходов от уборки территорий в 2010 году ответчиком было условным.
Порядок расчета платы граждан, проживающих в индивидуальном жилищном фонде, поменялся с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отменой нормативов накопления ТБО. К расчету платы стал применяться объем фактически вывозимых ТБО за предыдущий год. До 2010 года на территории ФИО3 городского округа были установлены и применялись к расчету платы за вывоз ТБО нормативы накопления бытовых отходов размере 1,15 куб. м. на 1 человека в год. В силу ст. 1 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на вывоз ТБО к коммунальным услугам не относятся.
На основании изложенного суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Оспариваемые положения публичных договоров закону не противоречат. Согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. А, в соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Свидетели, допрошенные по ходатайству прокурора, его доводы о нарушении прав неопределенного количество лиц оспариваемыми положениями публичных договоров, не подтвердили.
И ФИО12, и ФИО13 показали, что они не согласны с публичными договорами полностью, так как от их жизнедеятельности отходов нет, они не вносят никакую плату за вывоз и захоронение ТБО.
Приложенные прокурором к уточненному иску обращения граждан (л.д.151, 152, 155, 156) и квитанции (л.д.161-165) относятся к публичным договорам 2010 года, положения которого прокурором не оспаривались.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Комбинат благоустройства» о признании недействительности части сделки, обязании снизить размер платы за оказание услуг.
Решение может быть обжаловано в ФИО6 облсуд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ п/п
Копия верна: Судья А.Ю. Ишкова
ФИО15 Сизенева
№ 2-535/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 25 июля 2012 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
Председательствующего-судьи ИШКОВОЙ А.Ю.,
При секретаре ЕПАНЧИНОЙ Н.С.,
С участием прокурора ГАРИНА А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску БОРИСОГЛЕБСКОГО МЕЖРАЙПРОКУРОРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ «КОМБИНАТ БЛАГОУСТРОЙСТВА» о признании недействительности части сделки, обязании снизить размер платы за оказание услуг,
УСТАНОВИЛ:
Борисоглебский ФИО2 обратился в суд с иском (л.д.3-5), указывая, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей МУП «Комбинат благоустройства», в ходе которой установлено, что МУП «Комбинат благоустройства» заключены публичные договоры № и № с населением <адрес> о возмездном оказании услуг по вывозу и захоронению отходов, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «Борисоглебский вестник» № 150.
Прокурор указывает, что, согласно п.1.1, предметом данных договоров является две услуги:
- вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, в том числе, включая отходы от текущего ремонта жилого помещения (без изменения конструктивных элементов помещения), у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к настоящему договору, из мест, указанных в Приложении № к настоящему договору, согласно утвержденным маршрутным графикам с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору, с последующим их захоронением на полигоне ТБО;
- вывоз отходов, собираемых с внутри дворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д., из мест и с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору.
Пунктом 3.1 данных договоров установлена плата за указанные услуги в размере 31 рубль 82 копейки с человека.
Прокурор указывает, что, согласно абз.5 ч.2 ст.4 гл.4 Правил благоустройства и содержания территории ФИО3 городского округа, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО3 городской думы ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> № 217, владельцам индивидуальных жилых домов, дач запрещается выносить на улицы города, в места, установленные для сбора бытовых отходов, контейнеры, отходы от ведения приусадебного хозяйства, крупногабаритные вещи (ветки, ботва, навоз, холодильники и т.п.), выливать помои и другие отбросы. Данные отходы складируются на участке с последующим вывозом специализированной организацией (по установленному тарифу) или самостоятельно в установленное место (полигон ТБО).
На основании п.п. 7, 8, 10, 11, 9 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, № 155, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ года, № 2300-1, ст.ст. 426 ГК РФ, 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 ФЗ О прокуратуре РФ» Борисоглебский ФИО2 просит:
1). Признать абз.2 п.1.1 публичных договоров № и № о возмездном оказании услуг населению <адрес> муниципальным унитарным предприятием «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> по вывозу и захоронению отходов, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «Борисоглебский вестник, № 150, с приложением № к ним, недействительными.
2). Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> уменьшить размер платы за оказание услуг по вывозу и захоронению отходов.
3). Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> опубликовать в газете «Борисоглебский вестник» изменения в публичные договоры № и № о возмездном оказании услуг по вывозу и захоронению отходов, которые опубликованы ДД.ММ.ГГГГ в газете «Борисоглебский вестник», № 150, в части исключения абз. 2 п.1.1 и приложения № 2, а также в части цены договоров.
В ходе судебного разбирательства Борисоглебский ФИО2 уточнил исковые требования в части обязания муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> уменьшить размер платы за оказание услуг по вывозу и захоронению отходов (л.д.147-150).
По мнению прокурора, учитывая, что п.3.1 публичных договоров устанавливает плату за обе услуги, цена договора подлежит снижению до 17 рублей 20 копеек ежемесячно с 1 человека по следующим основаниям.
ФИО3 городского округа утверждены тарифы на 2011 года на вывоз 1 куб.м. ТБО в размере 140 рублей. Тариф на захоронение ТБО на 2011 год утвержден Управлением по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> в размере 64 рубля 20 копеек. Общая сумма за вывоз и захоронение 1 куб.м. ТБО составила 204 рубля 20 копеек.
На 2010 год были утверждены тарифы в размере 127 рублей 71 копейка и 64 рубля 32 копейки, соответственно, или 192 рубля 3 копейки - общая сумма за вывоз и захоронение 1 куб.м. ТБО. Рост тарифов за вывоз и захоронение 1 куб.м. ТБО составил 6%. В 2012 году тариф за вывод и захоронение 1 куб.м. ТБО остался в ценах 2011 года.
На основании утвержденных тарифов на 2010 год плата за вывоз ТБО, образующихся от жизнедеятельности и потребления населения, установлена МУП «КБ» на 2010 год в размере 126 рублей 72 копейки ежемесячно с 1 человека, из расчета образования 1,0448 куб.м. ТБО в год, а за вывоз отходов, собираемых с внутридворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д., в размере 29 рублей 10 копеек на 1 домовладение, из расчета образования 1,8185 куб.м. ТБО в год.
На 2011 и 2012 года МУП «КБ» установлена плата за вывоз и захоронение ТБО в размере 31 рубль 82 копейки ежемесячно с 1 человека, то есть, по мнению прокурора, МУП «КБ» увеличило плату за вывоз и захоронение ТБО по сравнению с 2010 годов на 15 рублей 10 копеек ежемесячно с 1 человека, из расчета образования 1,9882 куб.м. ТБО в год, или - на 90,3 %, за счет объединения платы за вывоз твердых бытовых отходов, в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, и отходы, собираемые с внутри дворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д.
На основании изложенного пункт второй первоначально заявленных требований в уточненном иске прокурор изложил в следующей редакции:
- обязать муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> уменьшить размер платы за оказание услуг по вывозу и захоронению отходов до 17 рублей 20 копеек ежемесячно с 1 человека и засчитать необоснованно полученные средства с граждан в размере 14 рублей 62 копейки (31,82 - 17,2 = 14,62) с 1 человека ежемесячно за период действия договоров, в счет предстоящей платы за услуги по вывозу и захоронению ТБО.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
ФИО3 Муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа – ФИО9 и ФИО10, действующие на основании доверенностей (л.д.16 и 17), не признали требования прокурора и представили письменные возражения (л.д.23-25, 44-47, 175-178, 187-188, 215-216). ФИО3 ответчика считают необоснованным утверждение прокурора в иске о том, что положения публичных договоров предусматривают оказание двух видов услуг МУП «КБ».
На основании абз.13 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 3.2.1 Инструкции по организации и технологии механизированной уборок населенных мест, утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР ДД.ММ.ГГГГ года; абз. 5 Инструкции Министерства строительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской ФИО1; «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации», утвержденной Постановлением коллегии Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (Общероссийским строительным каталогом Концепции присвоен номер МДС 13-8.2000.), ФИО3 ответчика утверждают, что предметом опубликованных публичных Договоров является вывоз только одного вида отходов - твердых бытовых отходов (ТБО). Приложения № и № к публичным Договорам определяют организацию вывоза твердых бытовых отходов, в связи с чем вывоз твердых бытовых отходов, отходов от уборки домовладений и внутри дворовых и прилегающих территорий с одного жилого дома нельзя считать дополнительной услугой. Поскольку, к твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые дворовых территорий и крупногабаритные отходы.
Необоснованным считают ФИО3 и утверждение прокурора в иске о том, что п. 3.1 публичных договоров устанавливает плату за две услуги населению.
По утверждению ФИО3 МУП «КБ», расчет размера платы с одного жителя ФИО3 городского округа за вывоз и захоронение ТБО складывается из двухкомпонентных тарифов:
- тариф на вывоз ТБО, утвержденный постановлением ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ года);
- тариф на утилизацию (захоронение) ТБО для МУП «Комбинат благоустройства», установленный Приказом Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 49/16.
При расчете размера платы за вывоз и захоронение ТБО учитывается и объем расходов, указанный в п.п. 2.1.5 п.2.1 публичных Договоров в размере среднегодовой нормы накопления твердых бытовых отходов, которая не устанавливается органами местного самоуправления, а определяется соглашением сторон по Договорам в силу ст. 461 ГК РФ.
По мнению ФИО3 ответчика, положения абз.2 п.1.1 и приложения 2 публичных Договоров буквально не указывают на ограничение прав, законных интересов в части складирования отходов на своем земельном участке с последующим вывозом специализированной организацией. Положения абз.2 п.1.1 и приложения 2 публичных Договоров определяют порядок вывоза отходов - место и сезонный график вывоза отходов (л.д.47).
ФИО3 ответчика указывают, что, в силу ст.5 и 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, полномочия по государственному контролю (надзору) за деятельностью по обращению с отходами относятся к компетенции Российской Федерации и её субъектов. Учитывая, что положением ст.8 указанного закона таковыми полномочиями органы местного самоуправления не обладают, то субъект Российской Федерации в лице Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> приказом Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установил тариф на утилизацию (захоронение) ТБО на 2012 год в размере 64 руб.20 копеек, за 1 м3 и признал пунктом 3 указанного приказа услугу по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемую МУП «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа, доступной для потребителей ФИО6 <адрес>.
На основании п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, и ст.1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, ФИО3 ответчика утверждают, что органы местного самоуправления могут устанавливать размеры тарифов за услуги по вывозу твердых бытовых отходов исключительно для соответствующих муниципальных предприятий и учреждений, таких как МУП «КБ» ФИО3 городского округа. Так, тариф на вывоз ТБО, утвержденный постановлением ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в 2012 году составляет 140 рублей на вывоз 1 м3. Таким образом, при расчете цены услуг по вывозу и захоронению ТБО учитывается и объем расходов в размере среднегодовой нормы накопления твердых бытовых отходов, который не устанавливается органами субъекта ФИО1, органами местного самоуправления и МУП «КБ», а определяется соглашением сторон по Договорам в силу ст.421 ГК РФ (свобода договора). Таким образом, стороны по Договорам установили, что в соответствии п.п. 2.1.5. п.2.1 публичных Договоров объём среднегодовой нормы накопления составляет 1,87 кубических метра на 1 человека (л.д.177-178).
На основании ст.1 и ст.421 Гражданского кодекса РФ, ФИО3 МУП «КБ» утверждают, что никто не вправе вмешиваться в договорные отношения потребителей услуг по вывозу твердых бытовых отходов и исполнителей таковых услуг. Размер и порядок оплаты соответствующих услуг, в силу ст. 781 ГК РФ, должен определяться договором и исходя из реального вывезенного объема ТБ, а не из некоего расчетного норматива снижения цены за услугу, определяемого Борисоглебским ФИО2 <адрес>.
ФИО3 ответчика также указывают, что снижение размера платы за оказание услуг по вывозу и захоронению отходов до 17 рублей 20 копеек с человека приведет к уменьшению объема накопления отходов потребления на человека до 1,01 куб.м/год на человека, вместо предложенной в публичных договорах нормы накопления - 1,87 куб.м/год (в том числе, крупногабаритные отходы (КГО). Они считают, что необоснованное снижение объёма накопления отходов потребления на человека до 1,01 куб.м/год противоречит принятому постановлению ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генеральной схемы санитарной очистки на территории ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес>». Данным постановлением средний объем по отходам жилищного фонда накопления отходов потребления на человека в год утвержден из расчета:
- 2,82 куб.м/год - для индивидуальных домов;
- 0,28 куб.м - норма накопления КГО.
Таким образом, норма накопления для индивидуальных домов утверждена Постановлением в размере 3,10 куб.м/год на человека в отношении к 1,87 куб.м/год на человека, предложенном МУП «Комбинат благоустройства» в Договорах населению (л.д.187-188).
ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес>, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица как учредитель МУП «КБ» (л.д. 104), считает требования прокурора необоснованными. ФИО11, действующая в интересах ФИО5 на основании доверенности (л.д.209), объяснила, что на территории ФИО3 городского округа до 2010 года были установлены и применялись к расчету платы за вывоз ТБО нормативы накопления бытовых отходов в размере 1,15 куб.м. на одного человека в год. Решением ФИО3 городской Думы ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу решений отдельных положений решений ФИО3 городской Думы ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> по вопросам жилищного - коммунального хозяйства», п.п.1.1 части 1 «п.1-2 решения БГД БГО ВО от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативах потребления на коммунальные услуги» признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ года.
ФИО3 объяснил, что, учитывая, что порядок расчета платы граждан проживающих в индивидуальном жилищном фонде поменялся с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отменой нормативов накопления ТБО, к расчету платы стал применяться объём фактически вывозимых ТБО за 2009 год в размере 2,3 куб.м. в год. Мониторинг вывозимых ТБО проводится предприятием МУП «КБ» ежегодно по видам вывозимым отходов.
ФИО3 объяснила также, что, учитывая социальную направленность предоставления услуги по вывозу ТБО, ФИО5 совместно с предприятием, было принято решение условно разделить плату за вывоз ТБО на два вида: вывоз ТБО, образующихся от жизнедеятельности человека (в морфологическом составе ТБО, поступающих на полигон, он составляет 40%), платы за вывоз отходов от домовладения, куда включаются сезонные отходы: листва, ботва, камни, штукатурка, стекло и т.д., который составляет 60% от общего объема вывозимого ТБО. Плата за вывоз ТБО, образующихся от жизнедеятельности, оставлена на уровне 2009 года и составляет 16,72 рубля с человека и введена новая плата за вывоз отходов от домовладения в размере 29,10 рублей. При расчете платы граждан, проживающих в индивидуальном жилфонде, за вывезенные ТБО и утилизацию учитывался тариф регулируемый субъектом УРТ - за утилизацию, и экономически обоснованный тариф на вывоз ТБО - регулируемый ОМС, так как полномочия по установлению тарифов определены ОМС п.п.4 п.1 ст.17 № 131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления». Данный порядок расчета платы за вывоз ТБО действовал до 2011 года.
ФИО3 пояснил также, что, учитывая, что состав ТБО – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, в том числе, во время ремонта жилых помещений, и крупногабаритные предметы домашнего обихода, пищевые отходы, бумага, текстиль, строительный мусор, металл, смет, отходы строительства, и, учитывая недовольство населения введением платы за вывоз отходов от домовладения, ФИО5 принято решение об отмене условного разделения на ТБО, образующихся от жизнедеятельности, и отходы от домовладения. Размер платы за вывоз ТБО составил 31,82 рубля с человека, проживающего в индивидуальном жилищном фонде.
ФИО3 Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес>, привлеченного судом к участию в деле на основании ст. 47 ГПК РФ в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на Управление обязанностей (л.д.181), в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.202). Из представленного суду заключения (л.д.199) следует, что тариф на утилизацию (захоронение) ТБО на 2012 год для МУП «КБ» ФИО3 городского округа установлен приказом УРТ от ДД.ММ.ГГГГ № 49/16. Указанный тариф установлен на основании представленных МУП «КБ» материалов, является экономически обоснованным и подлежит обязательному применению. Тарифы на услуги по вывозу ТБО федеральным законодательством не отнесены к коммунальным, не подлежат государственному регулированию, цена услуги определяется соглашением сторон. Тариф на услугу по вывозу ТБО, оказываемую муниципальным казенным предприятием городского округа, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с решением органа законодательной власти городского округа. При этом собственники жилых помещений являются участниками договорных отношений с организацией, предоставляющей жилищно – коммунальные услуги. При этом разногласия по договорам, неурегулированные сторонами самостоятельно, рассматриваются в судебном порядке.
Выслушав объяснения явившихся лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ в окружной общественно – политической газете ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> «Борисоглебский вестник» № были опубликованы Публичные договоры № и № о возмездном оказании услуг по вывозу и захоронению отходов с приложениями № и № к ним (л.д.6-7, 48-90).
В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с п. 1.1 публичного договора № (л.д.48), предметом договора является:
- вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, в том числе, включая отходы от текущего ремонта жилого помещения (без изменения конструктивных элементов помещения), у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к настоящему договору, из контейнеров (бункеров) и мест, указанных в Приложении № к настоящему договору, согласно утвержденных маршрутных графиков с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору, с последующим их захоронением на полигоне ТБО;
- вывоз отходов, собираемых с внутридворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д., из мест и с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору.
Согласно п. 1.1 публичного договора № (л.д.73), предметом договора является:
- вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, в том числе, включая отходы от текущего ремонта жилого помещения (без изменения конструктивных элементов помещения), у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к настоящему договору, из мест, указанных в Приложении № к настоящему договору, согласно утвержденных маршрутных графиков с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору, с последующим их захоронением на полигоне ТБО;
- вывоз отходов, собираемых с внутридворовых и приусадебных участков - листва, ботва, ветки и т.д., из мест и с периодичностью вывоза, указанной в Приложении № к настоящему договору.
Публичный договор № определяет права и обязанности сторон по вывозу твердых бытовых отходов у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к договору, из контейнеров (бункеров) и мест, указанных в приложении № 1. То есть, договор № регулирует отношения по вывозу ТБО в местах, где имеются контейнерные площадки.
А публичный договор № определяет права и обязанности сторон по вывозу твердых бытовых отходов у населения, зарегистрированного по адресам, указанным в Приложении № к договору № 2, согласно утвержденных маршрутных графиков автомобилей в местах, где отсутствуют контейнерные площадки.
Таким образом, предметом обоих договоров является вывоз ТБО у населения ФИО3 городского округа с последующим их захоронением.
Борисоглебский ФИО2, заявляя требования в интересах неопределенного круга лиц, просит признать недействительными вторые абзацы пунктов 1.1. указанных публичных договоров.
При этом прокурором не указано правовое обоснование своего требования.
Утверждение прокурора в судебном заседании о том, что оспариваемые абзацы противоречат абз. 5 ч. 2 ст. 4 гл. 4 Правил благоустройства и содержания территории ФИО3 городского округа, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Решением ФИО3 городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила благоустройства и содержания территории ФИО3 городского округа (л.д.131-145).
В соответствии с п.п.5 п. 2 ст. 4 главы 4 Правил (л.д.139-140), владельцам индивидуальных жилых домов, дач запрещается:… выносить на улицы города, в места, установленные для сбора бытовых отходов, контейнеры, отходы от ведения приусадебного хозяйства, крупногабаритные вещи (ветки, ботва, навоз, холодильники и т.п.), выливать помои и другие отбросы. Данные отходы складируются на участке с последующим вывозом специализированной организацией (по установленному тарифу) или самостоятельно в установленное место (полигон ТБО).
Оспариваемые абзацы публичных договоров не обязывают граждан выносить отходы от ведения приусадебного хозяйства на улицы города, а лишь предусматривают дополнительный особый порядок вывоза этих отходов в период с апреля по октябрь. Поэтому отсутствуют основания для признания оспариваемых положений противоречащими Правилам благоустройства и содержания территории ФИО3 городского округа.
Не подтверждено никакими доказательствами и утверждение прокурора в судебном заседании о том, что оспариваемые положения договоров противоречат Закону «О защите прав потребителей» и Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, № 155.
В соответствии с п. 2 названных Правил, "твердые и жидкие бытовые отходы" - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Действующим законодательством, в частности, генеральной схемой санитарной очистки на территории ФИО3 городского округа, утвержденной постановлением ФИО3 городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.189-194), предусмотрен один вид отходов потребления для населения: твердые бытовые отходы, которые включают в себя и крупно – габаритные отходы.
Никакими законодательными актами не предусмотрено деление твердых бытовых отходов на отходы от жизнедеятельности человека и отходы от уборки придомовых территорий.
Поэтому дополнительное указание в тексте публичных договоров на вывоз отходов, собираемых с внутри дворовой территории и приусадебных участков нельзя рассматривать как дополнительную услугу, навязанную населению, которая должна оказываться за дополнительную плату.
Согласно объяснениям ФИО3 ответчика, в тексте публичных договоров названная услуга указана в отдельном абзаце, поскольку, приложением № предусмотрены дополнительные графики по вывозу отходов, собираемых с внутри дворовой территории и приусадебных участков в весеннее – летнее время, в дополнение к обычному вывозу ТБО, предусмотренному приложением № к договорам.
Таким образом, выделение отдельным абзацем услуги по вывозу отходов, собираемых с внутри дворовой территории и приусадебных участков (листвы, ботвы и прочее) имело своей целью упорядочить вывоз отходов именно в то время, когда идет более интенсивная уборка территорий.
Не нашло в судебном заседании подтверждения и утверждение прокурора о том, что п. 3.1 публичных договоров устанавливает плату за обе услуги.
В соответствии с п. 3.1 обоих публичных договоров, размер ежемесячной платы на период 2012 года за вывоз и захоронение отходов составляет 31 рубль 82 копейки с 1 человека в месяц и рассчитан, исходя из экономически обоснованных тарифов на вывоз и захоронение ТБО, установленных на указанный период и объема отходов, указанных в пунктах 2.1.5 настоящих договоров (л.д.49 и 74).
Согласно п. 2.1.5 договоров (л.д.48 и 73), потребитель обязан размещать ТБО в объеме среднегодовой нормы накопления 1,87 кубических метров на 1 человека.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов ФИО6 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для МУП «Комбинат благоустройства» ФИО3 городского округа установлен тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в размере 64 рубля 20 копеек за 1 куб. м. (л.д.119).
Постановлением ФИО3 городского округа ФИО6 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен на 2011 год тариф на услугу МУП «Комбинат благоустройства» по вывозу 1 куб. м. ТБО в размере 140 рублей (л.д.93).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление ФИО5 № внесены изменения в части периода его действия: период действия продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94).
Таким образом, расчет размера платы с 1 жителя ФИО3 городского округа за вывоз и захоронение ТБО в 2011 и в 2012 годах производился следующим образом:
1,87 куб.м. : 12 мес. х (140 руб.+64,2 руб.) = 31,82 руб.
Приказ УРТ по ВО и постановления ФИО5 БГО, установившие действующие тарифы на вывоз и утилизацию ТБО, прокурором не оспариваются. Не оспаривается им и п. 2.1.5 публичных договоров, устанавливающий среднегодовую норму накопления ТБО в размере 1,87 куб.м.
Следует отметить, что договорами установлена норма накопления меньше нормы, определенной генеральной схемы санитарной очистки, утвержденной ФИО5, которая составляет 2,82 куб.м. в год для индивидуальных жилых домов, без учета крупногабаритных отходов (л.д.193).
Таким образом, действующий размер платы для населения за оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО рассчитан правильно и соответствует требованиям закона.
В соответствии с п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 155 (ред. от 01.02.2005), цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
Свои исковые требования в части обязания ответчика уменьшить размер платы за оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО прокурор основывает только на различии формулировок предмета публичных договоров, действующих в 2011 и в 2012 году, по отношению к договору, действовавшему в 2010 году.
Утверждение прокурора о том, что в 2011 и 2012 годах МУП «КБ» увеличило плату за вывоз и захоронение ТБО по сравнению с 2010 годом на 15 рублей 10 копеек, то есть, на 90,3 %, из расчета образования 1,9882 куб.м. ТБО в год, за счет объединения платы за вывоз ТБО, в состав которых входят отходы, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления и отходы, собираемые с внутри дворовых и приусадебных участков: листва, ботва, ветки и т.д. (л.д.149), не соответствует действительности.
Пунктами 3.1 Публичных договоров на 2010 год, опубликованных в газете «Сударыня» БГО № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18 и 19), плата за вывоз и захоронение ТБО для населения была разбита на две части:
- за вывоз и захоронение ТБО с одного человека в месяц – 16 рублей 72 копейки,
- за вывоз и захоронение отходов от уборки придомовых территорий – 29 рублей 10 копеек с одного жилого дома в месяц (л.д.18 и 19).
Норма накопления установлена п. 2.1.5 в размере - 1,15 куб. м. на 1 человека.
При этом пунктами 1.1 указанных договоров была предусмотрена обязанность ответчика вывозить ТБО, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности и потребления, а пунктами 1.2 – вывозить отходы, собираемые с внутри дворовых и прилегающих к жилому дому территорий (в периоды с 1.04 по 31.05 и с 01.09 по 31.10).
Плата за вывоз и захоронение ТБО на 2010 год рассчитывалась ответчиком из тарифов, установленных постановлениями ФИО5 БГО по вывозу 1 куб.м. – в размере 127,71 руб. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, по захоронению 1 куб.м. ТБО – в размере 64, 32 руб. (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года) – л.д. 154, 39. При этом, согласно объяснениям ФИО3 МУП «КБ», организация, реализуя свое право на свободу договора, используя установленные ФИО5 тарифы, на 2010 год применила различные нормы накопления ТБО:
- для отходов от жизнедеятельности человека - исходя из 1,0448 куб.м. на 1 человека в год,
- для отходов от уборки домовладений и внутри дворовых территорий - исходя из 1,8185 куб. м. на одно домовладение в год.
ФИО3 МУП «КБ» объяснили в судебном заседании, что указанное разделение себя не оправдало и повлекло жалобы и нарекания, в частности, привлечение организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. Причем, дело об административном правонарушении было возбуждено прокурором, который считал, что платеж в размере 29,10 рублей выставлялся гражданам незаконно. По возникшему спору было принято решение Арбитражного суда ФИО6 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-41). Кроме того, в связи с ростом объема ТБО возникают трудности при определении объема ТБО от жизнедеятельности человека и от уборки территорий. Поэтому по результатам мониторинга 2010 года ТБО делились по источнику вывоза:
- мелкие ТБО – вывезенные из стандартных контейнеров,
- крупные ТБО – вывезенные из бункеров и свалок (л.д.112-113).
В связи с указанными обстоятельствами руководством МУП «КБ» было принято решение производить расчет платы за оказанные услуги, начиная с 2011 года по средней норме образования ТБО, без выделения ТБО, образовавшихся в результате уборки территорий (л.д.97).
Закон не обязывает учитывать при расчете платы за вывоз и захоронение ТБО нормы образования по отдельным их видам. При расчете размера платы учитывается объем расходов в размере среднегодовой нормы накопления ТБО, который не устанавливается законом, а определяется соглашением сторон по договору в силу ст. 421 ГК. Положение п.п. 2.1.5 публичных договоров, установивших норму - 1,87 куб.м., прокурором не оспаривается.
Согласно "Инструкции по организации и технологии механизированной уборки населенных мест" (утв. Минжилкомхозом РСФСР 12.07.1978), к твердым бытовым отходам относятся отходы жизнедеятельности человека, отходы текущего ремонта квартир, местного отопления, смет с дворовых территорий и крупногабаритные (старая мебель и др.), а также отходы культурно-бытовых, лечебных и других предприятий общественного назначения.
Таким образом, выделение отдельной строкой отходов от уборки территорий в 2010 году ответчиком было условным.
Порядок расчета платы граждан, проживающих в индивидуальном жилищном фонде, поменялся с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отменой нормативов накопления ТБО. К расчету платы стал применяться объем фактически вывозимых ТБО за предыдущий год. До 2010 года на территории ФИО3 городского округа были установлены и применялись к расчету платы за вывоз ТБО нормативы накопления бытовых отходов размере 1,15 куб. м. на 1 человека в год. В силу ст. 1 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на вывоз ТБО к коммунальным услугам не относятся.
На основании изложенного суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Оспариваемые положения публичных договоров закону не противоречат. Согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. А, в соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Свидетели, допрошенные по ходатайству прокурора, его доводы о нарушении прав неопределенного количество лиц оспариваемыми положениями публичных договоров, не подтвердили.
И ФИО12, и ФИО13 показали, что они не согласны с публичными договорами полностью, так как от их жизнедеятельности отходов нет, они не вносят никакую плату за вывоз и захоронение ТБО.
Приложенные прокурором к уточненному иску обращения граждан (л.д.151, 152, 155, 156) и квитанции (л.д.161-165) относятся к публичным договорам 2010 года, положения которого прокурором не оспаривались.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Комбинат благоустройства» о признании недействительности части сделки, обязании снизить размер платы за оказание услуг.
Решение может быть обжаловано в ФИО6 облсуд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ п/п
Копия верна: Судья А.Ю. Ишкова
ФИО15 Сизенева