Дело №2-369/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года г. Рязань
Октябрьский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Поветкина Д.А., при секретаре Кондратьевой М.В., с участием истца Багдасарова А.С., представителя ответчика Лазутиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Багдасарова Акопа Саркисовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области об обязании произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Багдасаров А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области об обязании произвести перерасчет пенсии. В обоснование заявленных требований истец указал, что в связи с достижением 60-летнего возраста ему была назначена пенсия по старости, расчет которой произведен из общего трудового стажа до ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты>.
Багдасаров А.С. считает, что сотрудники пенсионного фонда незаконно отказывают ему в расчете пенсии за любые 60 месяцев подряд при осуществлении им трудовой деятельности в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «им. ФИО4» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «<данные изъяты>». Данный отказ сотрудники Пенсионного фонда обосновывают отсутствием сведений (справок) о заработной плате Багдасарова А.С. в указанный период. Истец указывает, что Управление Пенсионного фонда неоднократно обращалось с запросами в республику <адрес> и республику <адрес> с целью истребования необходимых документов, но обращения остались без ответа. Кроме того, Багдасаров А.С. самостоятельно обращался в различные государственные и негосударственные органы для получения помощи в запросе интересующих его документов, однако такие документы представлены не были в виду того, что архивные документы предприятий, в которых работал истец, не были найдены.
Истец Багдасаров А.С. ранее обращался с исковым заявлением к ГУ – УПФ РФ по Рязанскому району Рязанской области о перерасчете и назначении пенсии на основании статистических данных о среднемесячном заработке по стране за периоды работы территории СССР. Решением Октябрьского районного суда г. Рязани от 26.07.2018 г. в удовлетворении требований было отказано. Решение вступило в законную силу.
Несмотря на отсутствие первичных документов о размере заработной платы истца, он считает, что это обстоятельство не должно влиять на возможность получения им пенсии на наиболее выгодных для него условиях.
В связи с указанным истец просил суд применить судебную власть и обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Рязанскому району Рязанской области пересмотреть и назначить ему среднюю трудовую пенсию по России с перерасчетом с января 2015 года, поскольку предоставить сведения о среднемесячной заработной плате не представляется возможным по независящим от него причинам.
В ходе разбирательства дела Багдасаров А.С. исковые требования уточнил и окончательно просил суд обязать ГУ Пенсионного фонда РФ по Рязанской области в Рязанском районе пересмотреть и назначить ему пенсию из расчета среднемесячного заработка за 5 лет (60 месяцев) непрерывной работы в <адрес> в соответствии с представленным им расчетом.
В судебном заседании истец Багдасаров А.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и заявил, что депутаты Государственной Думы РФ, проголосовавшие за принятие ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», в котором не предусмотрено все разнообразие жизненных ситуаций лиц, осуществлявших свою трудовую деятельность в Союзных Республиках, незаконно ограничили его право на получение достойной пенсии. Такую нормотворческую деятельность истец назвал недопустимой.
Представитель ответчика ГУ – УПФ по Рязанскому району и Рязанской области Лазутина А.С. исковые требования ответчика не признала, суду пояснила, что периоды работы истца в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «им. ФИО4» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «<данные изъяты>» были включены в расчет стажа при назначении пенсии ответчику.
Также Лазутина А.С. указала, что заработная плата строго индивидуализирована, зависит от большого количества факторов и действующим законодательством не предусмотрено подтверждение среднемесячного заработка путем применения усредненных показателей (по организации, по региону, по отрасли). Справки о заработной плате истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «им. ФИО4» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе <данные изъяты> отсутствуют, иных документов, подтверждающих фактический заработок в указанные периоды, не представлено. Суммы среднего заработка истца заявлены без документального подтверждения, поэтому невозможно пересмотреть и назначить ему пенсию из расчета самостоятельно исчисленного среднемесячного заработка за 5 лет (60 месяцев) непрерывной работы в <адрес>.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, считает, что исковые требования Багдасарова А.С. не обоснованы и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Федеральным законом, регламентирующим порядок исчисления трудовых пенсий с 1 января 2015 года, является ФЗ от 28.12.2013 года № 400 «О страховых пенсиях». Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" (далее Закон № 173-Ф3) не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В соответствии со ст. 30 Закона № 173-ФЗ для лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу настоящего Закона предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п.2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно п.3, п.4 ст.30 Закона № 173-Ф3 в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.12.2002 года.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Между тем, приказом Минтруда России от 28.11.2014 года № 958 н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ Постановлением от 27.02.2002 года № 16/19 па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 26 Перечня установлено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данным в письме от 27.11.2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.
В случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу назначена и выплачивается пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением им 60- летнего возраста.
Багдасаров А.С. работал в том числе, в должности экономиста по сельскому хозяйству в совхозе «им. ФИО4» <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности главного бухгалтера - с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность заместителя главного бухгалтера в совхозе <данные изъяты> <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы в связи с массовым выселением населения. Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца и не оспариваются ответчиком.
Сумма страховых взносов Багдасарова А.С., отраженных на индивидуальном лицевом счете, за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ до назначения пенсии составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Сумма страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки, в том числе <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек – фиксированная выплата.
С учетом прожиточного минимума пенсионера в Рязанской области Багдасарову А.С. была установлена социальная доплата, в связи с чем размер пенсии истца составил <данные изъяты> рублей.
Судом установлено, что трудовая пенсия по старости истцу исчислена без учета заработной платы в указанные периоды по причине не предоставления соответствующих сведений, подтверждающих размер заработной платы за спорный период, что не оспаривалось сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ Багдасаров А.С. обратился с заявлением к ответчику о перерасчете размера пенсии с учетом данных о среднемесячной заработной плате в рублях за спорные периоды работы на территории СССР.
Информационным письмом ГУ-УПФ РФ по Рязанскому району и Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № Багдасарову А.С. было разъяснено, что действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность расчета пенсии на основании статистических данных за ДД.ММ.ГГГГ о среднем заработке по стране, поскольку подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным, усредненные показатели не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка при установлении пенсии. Использование данных о размере среднего заработка по стране при расчете размера пенсии невозможно, поскольку получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств: количество отработанного времени, объема проделанной работы (изготовленной продукции), квалификации (разряда), режима работы, времени нетрудоспособности, обучения, добросовестности исполнения своих должностных (квалификационных, профессиональных) обязательств.
В нарушение положений п. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК РФ, истцом не представлено бесспорных доказательств, достоверно подтверждающих размер заработной платы за спорный период.
Также истцом не представлены документы, косвенно подтверждающие среднемесячный заработок гражданина при утрате документов о заработке (согласно Письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2001 года), из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Сведения о размере своего среднемесячного заработка в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, которые истец указывает, ссылаясь на произведенный им расчет в исковом заявлении, не могут быть признаны таковыми, поскольку в силу действующего законодательства не могут служить основанием для установления факта получения заработной платы Багдасаровым А.С. в определенном размере.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что поскольку сведения, представленные истцом в расчете, не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими его среднемесячный заработок и истцом не представлены бесспорные доказательства, подтверждающие его среднемесячный заработок, оснований для удовлетворения исковых требований Багдасарова А.С. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░