Дело № 2-390/2020
УИД 10RS0014-01-2020-000661-98
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
посёлок Пряжа 18 декабря 2020 г.
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Карпова Владимира Яковлевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об установлении границ земельного участка,
установил:
Карпов В.Я., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, указывая, что в ходе проведения кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ и площади принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: РК, <адрес>, было установлено, что сведения, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, отсутствуют, что делает невозможным осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) на основании межевого плана от 20.12.2019, подготовленного кадастровым инженером Минаевым В.Н., в котором отсутствует документ, определявший местоположение границ земельного участка при его образовании. С учетом изложенного, истец просит установить фактические границы земельного участка с кадастровым номером № согласно межевому плану от 20.12.2019, подготовленному кадастровым инженером Минаевым В.Н.; внести в ЕГРН сведения об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером 10:21:0111002:436 согласно межевому плану от 20.12.2019, подготовленному кадастровым инженером Минаевым В.Н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РК, кадастровый инженер Минаев В.В., администрация Крошнозерского сельского поселения.
Истец Карпов В.Я. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав о согласии с выводами судебной землеустроительной экспертизы, исковые требования поддержал.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия своего представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В представленном отзыве представитель ответчика по доверенности ФИО просил отказать в удовлетворении исковых требований Карпова В.Я. к Министерству как к ненадлежащему ответчику.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия своего представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В представленном отзыве заместитель руководителя Управления ФИО просила отказать в удовлетворении исковых требований Карпова В.Я. к Управлению как к ненадлежащему ответчику.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Карпов В.Я. на основании Распоряжения <данные изъяты> о выделении Карпову В.Я. земельного участка площадью 0,20 га в <адрес> (с разрешением строительства на вышеуказанном участке индивидуального жилого дома) является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного в <адрес> Республики Карелия. Границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Также ЕГРН содержит сведения о здании с кадастровым номером №, инвентарный номер №, местоположение определено как: <данные изъяты> назначение здания – жилое, наименование – жилой дом, площадь 103 кв.м. На указанное здание зарегистрировано право собственности за Карповым В.Я.
В государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены 14.08.2012 в соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 №42, на основании сведений о ранее учтенном объекте недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения администрации <данные изъяты>, плана земельного участка.
При проведении кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ и площади принадлежащего истцу земельного участка было установлено, что сведения, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, отсутствуют, что делает невозможным осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) на основании межевого плана от 20.12.2019, в котором отсутствует документ, определявший местоположение границ земельного участка при его образовании.
Органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (пункт 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 2017 года № 390-П). Этот же орган исполнительной власти Республики Карелия осуществляет согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с федеральным законодательством (пункт 19 Положения).
В связи с изложенным, поскольку Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия выступает в настоящем споре в качестве ответчика в силу возложенных на него полномочий по распоряжению государственной (неразграниченной собственностью), настоящий иск правомерно адресован Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия с учетом упомянутых выше полномочий указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что исключает взыскание в указанного ответчика судебных расходов.
Согласно экспертному заключению, выполненному на основании определения суда от 29.10.2020 кадастровым инженером ФИО, земельный участок с кадастровым номером № предоставлен на основании распоряжения <данные изъяты> и плана расположения приусадебного земельного участка Карпова В.Я. по адресу: <данные изъяты> План выполнен на картографическом материале масштаба 1:10 000, где имеется схематичное изображение земельного участка. Однозначно определить конфигурацию и местоположение земельного участка Карпова В.Я., а также однозначно установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок, либо из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, не представляется возможным. Площадь земельного участка с кадастровым номером №, исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок, и документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, составляет 2000 кв.м.
Ввиду отсутствия графических материалов или текстового описания местоположения границ земельного участка на протяжении более пятнадцати лет, определить местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером № возможно, учитывая в комплексе сведения, имеющиеся в правоустанавливающих документах на земельный участок, договоре дарения, техническом паспорте здания, расположения смежных участков и фактического использования в настоящий момент.
Экспертом с учетом фактического землепользования определены координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № с указанием на то, что, исходя из фактического использования, в настоящий момент у земельного участка с кадастровым номером № нет наложений с границами иных земельных участков.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка, их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В силу ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, в том числе заключение эксперта ФИО, суд, исходя из отсутствия сведений, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, и картографического материала, приходит к выводу о том, что установление границ земельного участка истца возможно только в судебном порядке.
При этом, с учетом заявленных исковых требований, принимая во внимание, что выводы эксперта в части фактических границ земельного участка истца не оспорены в ходе рассмотрения дела, наложений границ указанного земельного участка с иными земельными участками не имеется, суд полагает возможным установить границы земельного участка истца по координатам характерных точек, указанных в экспертном заключении кадастрового инженера ФИО, составленном на основании определения суда.
Проанализировав заключение кадастрового инженера ФИО, суд приходит к выводу о том, что оно является допустимым доказательством по делу, подготовленным лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям федерального законодательства об экспертной деятельности.
При этом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия не может являться ответчиком по делу, поскольку не относится к участникам гражданских правоотношений, определенных статей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не заявляет материальных правопритязаний относительно спорного земельного участка, незаконных действий по отношению к истцу не совершало, не нарушало нормы действующего законодательства при регистрации права собственности.
В связи с изложенным, в иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия належит отказать.
С учетом положений п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные издержки, понесенные истцом в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, взысканию с надлежащего ответчика в пользу истца не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №,принадеджашего на праве собственности Карпову Владимиру Яковлевичу, расположенного по адресу: <адрес> по следующим координатам характерных точек:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 18 декабря 2020 г., последний день для подачи апелляционной жалобы – 18 января 2021 г.