2-1475/2014
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2014 года г.Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием представителя истца – помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Кашина Ю.А., представителя ответчика Макаровой А.Г., представителя ответчика Турышевой Г.А., представителей третьих лиц Нестерова Е.А. и Федоткина Д.А., при секретаре Серебренниковой А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Красноуфимский округ, Новосельскому территориальному отделу Администрации Красноуфимский округ о понуждении к выполнению обязанностей в области безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Красноуфимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации МО Красноуфимский округ, Новосельскому территориальному отделу Администрации Красноуфимский округ о понуждении к выполнению обязанностей в области безопасности дорожного движения.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствуют тротуары:
- по адресу: С.Новое Село на ул. Новая от ул.Советская до дома № 8 по ул.Новая (слева) (Новосельская общеобразовательная школа с. Новое Село, ул.Уральская, 2)
В нарушение требований абз.6 п. 5.2.17 ГОСТ Р52289-2004 дорожные знаки 1.23 «Дети» применены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета:
- д.Вер-Бобровка, ул. Свободы, 16 (Филиал МКОУ Новосельская СОШ-Бобровская начальная школа д. Бобровка, ул. Свободы, 16),
- д.Большое Кошаево, ул.Ленина, 51( Кошаевский детский сад д.Большое Кошаево, ул.Ленина, 51).
Указанные выше нарушения могут быть причиной дорожно-транспортных происшествий, причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в вышеуказанных учебных заведениях, а также уничтожение, либо повреждение имущества граждан и организаций, независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Основывая свои требования на положениях ст. 6, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 1, 21 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Правил дорожного движения РФ, Красноуфимский межрайонный прокурор просит в срок до 01 сентября 2015 года: обязать Новосельский территориальный отдел Администрации муниципального образования Красноуфимский округ устранить следующие нарушения:
- по адресу: С.Новое Село на ул. Новая от ул.Советская до дома № 8 по ул.Новая (слева) (Новосельская общеобразовательная школа с. Новое Село, ул.Уральская, 2 обеспечить создание тротуара в соответствии с требованиями п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
- по адресу д.Верх-Бобровка, ул. Свободы, 16 установить дорожный знак « Дети» со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
- д.Большое Кошаево, ул.Ленина, 51 установить дорожный знак « Дети» со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
Обязать администрацию муниципального образования Красноуфимский округ профинансировать выполнение указанных работ.
В судебном заседании представитель истца Кашин Ю.А., заявленные требования уточнил в части сроков устранения нарушений, а именно в срок 01.09.2016 года, а также по дорожному знаку «Дети» д.Большое Кошаево, по ул. Октября, 17, а не ул.Ленина, 51, остальные требования поддержал в полном объеме, обосновал их доводами, изложенными в заявлении.
Представитель третьего лица- ММО МВД РФ Красноуфимский Нестеров Е.А. полагал, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют на безопасность дорожного движения и безопасность участников этого движения.
Представитель ответчика – Администрации МО Красноуфимский округ Макарова А.Г. в судебном заседании требования истца не признала, пояснил, что на заседании комиссии 01.07.2014 года было принято решение о том, что дорожные знаки 1.23 «Дети» будут заменяться в плановом порядке по мере утраты эксплуатационных характеристик, кроме того, ГОСТ не требует замены, отмены предыдущих дорожных знаков, не определяет срок их замены или применения, считает, что действительны и знаки в предыдущим виде. Устройство тротуара там, где просит истец, невозможно с одной стороны из-за рельефа земельного участка, с другой стороны по причине строительства газопровода.
Представитель ответчика – Новосельского территориального отдела МО Красноуфимский округ Турышева Г.А. в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что знаки «Дети» установлены, исправны и не требуют замены. По ул. Новая, где истец просит обустроить тротуар, с одной стороны дорога имеет крутой откос и строительство тротуара там невозможно, а с другой стороны стоят двухквартирные жилые дома, земельные участки под которыми замежеваны до самой дороги, поэтому строительство тротуара без согласия собственников земельных участков там невозможно.
Представитель третьего лица – отдела ЖКХ Администрации МО Красноуфимский округ Федоткин Д.А. пояснил, что в уточненный истцом срок недостатки, выявленные в ходе проверки, могут быть устранены, однако никакой необходимости в этом нет, поскольку требования безопасности дорожного движения соблюдаются.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, при этом руководствуется следующим.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (далее Закон), задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.2 указанного Закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законами субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Содержание дорог на территории должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормативам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с п. 13 Правил дорожного движения РФ, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны - содержать дороги, ж/д переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа относятся к вопросам местного самоуправления округа в соответствии с п.п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.13 Устава муниципального образования «Красноуфимский округ».
На основании ст.31 Устава муниципального образования Красноуфимский округ к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.8 положения о Новосельском территориальном отделе муниципального образования Красноуфимский округ к полномочиям данного отдела относится, в том числе и содержание дорог в границах населенного пункта.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Судом установлено, что в рамках подготовки к 2014-2015 учебному году была проведена проверка подъездных путей к образовательным учреждениям Красноуфимского района, в ходе которой выявлено следующее:
отсутствуют тротуары:
- по адресу: С.Новое Село на ул. Новая от ул.Советская до дома № 8 по ул.Новая (слева) (Новосельская общеобразовательная школа с. Новое Село, ул.Уральская, 2)
дорожные знаки 1.23 «Дети» применены без щитов со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета:
- д.Вер-Бобровка, ул. Свободы, 16 (Филиал МКОУ Новосельская СОШ-Бобровская начальная школа д. Бобровка, ул. Свободы, 16),
- д.Большое Кошаево, ул.Ленина, 51( Кошаевский детский сад д.Большое Кошаево, ул.Ленина, 51).
Согласно уточнений представителя ММО МВД Ф «Красноуфимский» нарушением является отсутствие тротуара вдоль дороги на ул. Новая от ул. Советская до д. № 8 на ул. Новая, неважно с какой стороны. Дорожный знак «Дети», несоответствующий требованиям ГОСТ, установлен на ул. Октября -17 в д. Большое Кошаево.
Проверяя доводы истца о том, что указанные обстоятельства являются нарушением норм и правил, регулирующих деятельность в области безопасности дорожного движения, суд установил следующее.
Правила применения дорожных знаков установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004г. № 120-ст с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с п. 5.1.17 указанного ГОСТа знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2.
Элементы обустройства дорог определены национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования». из которого следует, что тротуары обязательны на всех участках автодорог, проходящих через населенные пункты только на дорогах 1-3 категории. Указанного требования к иным категориям дорог такого требования стандарт не предъявляет.
Отсутствие тротуара и несоответствие дорожных знаков измененным требованиям ГОСТа ответчиками не оспаривается, что в силу ст.68 ГПК РФ освобождает истца от доказывания данных обстоятельств и дает суду основание признать данные обстоятельства доказанными.
Несмотря на то, что согласно приказа Росстандарта от 09.12.2013 N 2221-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту"изменение N 3 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", касающиеся применения знаков 1.23, 5.19.1 и 5.19.2 на световозвращающей флуоресцентной пленке желто-зеленого цвета, могут применяться в добровольном порядке, а ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» не обязывает сооружение тротуаров на всех участках дорог пятой категории, к которым относится дорога на ул. Новая в с. Новое Село, суд находит доводы ответчика о необязательности данных требований противоречащими принципам Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ согласно ст.3 которого основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Кроме того, в силу абз. 2 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования указанных ГОСТов являются обязательными для организаций и лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, поскольку соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан.
Доводы ответчиков о невозможности обустройства тротуара на ул. Новая ничем не подтверждены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация МО Красноуфимский округ и Новосельский территориальный отдел администрации нарушили требования национальных стандартов РФ ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 52289-2004, поэтому требование истца о возложении на Новосельский территориальный отдел обязанности восстановить нарушенное право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения путем обустройства тротуара на по ул. Новая в с. Новое Село, установлению дорожных знаков «Дети» со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета по ул. Свободы-16 в д. Верх-Бобровка и ул. Октября 17 в д. Большое Кошаево является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Аналогичных требований к администрации МО Красноуфимский округ истец не заявлял, а суд не находит оснований для выхода за пределы заявленных требований и замены ответчика.
Одновременно, суд находит основания для удовлетворения требований истца в части возложения на администрацию МО Красноуфимский округ обязанности профинансировать выполнение указанных работ, поскольку в силу ст.31 Устава МО Красноуфимский округ формирование и исполнение местного бюджета относится к полномочиям администрации.
Кроме того, постановлением Администрации МО Красноуфимский округ от 27.09.2010 N 688 утверждены Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в муниципальном образовании Красноуфимский округ. Согласно п. 5 указанных Правил по результатам оценки технического состояния автомобильных дорог и в соответствии с проектами дорожного движения, а также с учетом анализа аварийности администрация МО Красноуфимский округ осуществляет формирование плана разработки проектов или сметных расчетов.
Согласно п. 9 Правил основанием для формирования ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог являются утвержденные администрацией МО Красноуфимский округ проекты или сметные расчеты.
Таким образом, финансирование работ по выполнению обязанностей муниципалитета в области безопасности дорожного движения, является обязанностью администрации МО Красноуфимский округ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ :
- ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░ ░░░░ ░░ ░░. ░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 8 ░░ ░░.░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.4.5.1.1 ░░░░ ░ 52766-2007
- ░░ ░░░░░░ ░.░░░░-░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, 16 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ « ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2004.
- ░.░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░░░░░░, 17 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ « ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2004.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░.