Решение по делу № 2-546/2012 ~ М-132/2012 от 17.01.2012

Дело № 2-546/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02.03.2012г.

Амурский суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Никуловой Т.С.,

с участием истца Петровой В.Н.,

представителя истца Аксенова К.А.

представителя ответчика ОАО «ДЭК» Булдаковой Л.В.,

при секретаре Дорофеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску

Петровой Валентины Николаевны к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» - «Хабаровскэнергосбыт» о признании незаконной установку общедомового счетчика электроэнергии, признании противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление, обязание прекратить начисление задолженности по ОДН, и произвести перерасчет,

У С Т А Н О В И Л:

Петрова В.Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что является собственником <адрес>

ОАО «ДЭК» направил ей уведомление о задолженности по оплате за потребленную электроэнергию в сумме <данные изъяты> руб. Сумма долга состоит из ежемесячного платежа по ОДН, начиная с января 2011 года по декабрь 2011 года, и составляет <данные изъяты> руб.

Просит согласно постановлениям № 307 и № 530 признать незаконным установку общедомого счетчика электроэнергии по <адрес> признать противоречащим закону расчет разницы между ОДН и квартирным счетчиком, обязать ОАО «ДЭК» исключить из лицевого счета Петровой В.Н. задолженность по ОДН в сумме <данные изъяты> руб., обязать ОАО «ДЭК» прекратить начисление задолженности по ОДН.

В обоснование своих исковых требований истица сослалась на то, что согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до ДД.ММ.ГГГГ оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести остановленные приборы учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в таких домах.

Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 закона). До ДД.ММ.ГГГГ от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона).

Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после ДД.ММ.ГГГГ В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счет

собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона).

Доказательств тому, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обращалось к собственникам жилых помещений с предложением об установке прибора учета и его цене; что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется.

Договором управления многоквартирным домом и договором электроснабжения право ответчика на установку общедомового прибора учета не предусмотрено.

В общую долевую собственность прибор учета передан не был.

Таким образом, прибор учета установлен ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в нарушение статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

Истец также ходатайствовала о компенсации расходов на услуги представителя в размере <данные изъяты> руб.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена управляющая компания ООО «УО «Микрорайон».

Истица Петрова В.Н. исковые требования в судебном заседании поддержала по изложенным в заявлении основаниям, уточнив, что с января 2011 г. по декабрь 2011 г. просит сделать перерасчет на сумму <данные изъяты> руб.

Представитель истца Аксенов К.А. доводы искового заявления поддержал и дополнительно пояснил, что поскольку нарушены права Петровой В.Н., просит признать незаконной установку общедомового прибора учета <адрес>, где проживает Петрова В.Н.

Представитель ответчика ОАО «ДЭК» Булдакова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно правительственной программе потребители должны оплачивать услуги в соответствии с показаниями коллективных приборов учета, поэтому основная задача поэтапно оснастить многоквартирные дома общедомовыми приборами учета. Установка общедомового прибора учета производится сетевой организацией. Правильность установки проверяется комиссионным составом, где присутствует гарантирующий поставщик, сетевая организация и управляющая компания. Собственники доверили управляющей компании совершать от их имени юридические действия. При заключении договоров УК действует непосредственно в интересах собственников дома. Договор заключается между двумя хозяйствующим субъектами. Многоквартирный дом истца оборудован общедомовым прибором учета в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст. 158 ЖК РФ потребители несут бремя расходов на содержание общедомового имущества. Начисление оплаты по приборам осуществляется гарантирующим поставщиком, с которым заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией. Снятие показание производится представителем сетевой организации, УК, с которой жильцы состоят в договорным отношения. Показания снимаются и передаются в Амурское отделение филиала «Хабаровскэнергосбыт». В настоящее время расчет платы за услугу энергоснабжения с учетом электроснабжения мест общего пользования производится в соответствии с правилами. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает требование истца о возмещении услуг представителя завышенными, поскольку дело не сложное.

В судебное заседание представитель третьего лица – ООО «УО «Микрорайон» не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе в отношении <адрес>

Согласно договору управляющая организация выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Обсуждаемый многоквартирный дом оснащен измерительным комплексом электрической энергии – общедомовым прибором учета, установка которого осуществлена за счет средств и силами ресурсоснабжающей организации, то есть соответствующим подразделением ОАО «ДЭК».

Решение об установке общедомового прибора учета объемов электрической энергии, а также о включении его в состав общего имущества многоквартирного дома, собственниками помещений не принималось. Соответственно, данный прибор учета на обслуживании управляющей организации не находится.

Управляющей организацией для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома коммунальной услуги электроснабжения, а также использования электроэнергии на общедомовые нужды, с ОАО «ДЭК» заключен договор электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ .

По условиям данного договора гарантирующему поставщику делегировано право на совершение необходимых юридических и фактических действий по определению объемов потребляемых энергоресурсов, размера их оплаты для каждого потребителя, на получение платы от потребителей. Также ОАО «ДЭК» уполномочено осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав истца Петрову В.Н., представителя истца Аксенова К.А., представителя ответчика ОАО «ДЭК» Булдакову Л.В., исследовав материалы дела,

суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

При этом суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что Петрова В.Н. на основании свидетельства о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения по <адрес>.

Указанный дом является многоквартирным и управляется ООО «УО «Микрорайон», что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ управления многоквартирным домом.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УО «Микрорайон» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения , согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять ООО «УО «Микрорайон» продажу электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО «УО «Микрорайон» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.

Пунктом 1.2 Договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии,

поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится

на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Из пункта 1.3 Договора следует, что ООО «УО «Микрорайон» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям от своего имени.

С января 2011 года Петровой В.Н. в счетах на оплату электрической энергии,

потребленной в квартире, Амурским отделением филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» дополнительно к требованиям об оплате потребленной

электроэнергии в квартире стали выставляться требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, что подтверждается представленными квитанциями.

С января 2011 года по декабрь 2011 года включительно к оплате за ОДН Петровой В.Н. было выставлено <данные изъяты> руб.

Петровой В.Н. было вручено уведомление о том, что в связи с долгом подача электроэнергии будет ограничена.

С выставленными ей счетами на оплату ОДН истица не согласна, просит исключить из лицевого счета задолженность.

Ответчик ОАО «ДЭК» с иском не согласен и обосновывает правомерность выставления истице счетов на оплату ОДН от имени ОАО «ДЭК» заключенным с ООО «УО «Микрорайон» Договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ,

из которого следует, что ООО «УО «Микрорайон» передало полномочия ОАО «ДЭК» по начислению и сбору платы за потребленную жильцами обслуживаемого ими многоквартирного дома электроэнергию, в том числе электроэнергию, затраченную на

общедомовые нужды.

В соответствии с ч.ч.2 и 4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № №3-ФЗ часть 7 ст.155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого

по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за

коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок

перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную

продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; "исполнитель" -юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая

организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный

или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном

управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация,

производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; "управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; «коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; "внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;

В соответствии с п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го

числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата,

если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок

представления платежных документов.

В данном случае ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истице квартира коммунального ресурса - электрической энергии, управляющая компания ООО «УО «Микрорайон» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, истица является потребителем этой услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за

ОДН), которую истица обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УО «Микрорайон», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО «ДЭК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истице квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,

коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение

- круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего

качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое

помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7

указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика

(энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной

в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия)

соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией

по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению Петровой В.Н. напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды

многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные Петровой В.Н.

начисления на оплату ОДН со стороны ОАО «ДЭК» подлежат снятию с её лицевого

счета в сумме <данные изъяты> руб.

Заключенный между ответчиками Договор энергоснабжения как противоречащий закону в силу ст.ст.166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части передачи полномочий по начислению и выставлению счетов жильцам многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организацией, поскольку противоречит закону, не нуждается признания его ничтожным.

Также суд принимает довод представителя истца о неправомерности действий ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по установке общедомового прибора учета электрической энергии и его использованию при расчете оплаты за ОДН.

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность обеспечить до 1 января 2012 года оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в таких домах.

Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 закона). До 1 июля 2010 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона).

Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после 1 января 2012 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до 1 января 2013 года за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона).

Доказательств тому, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обращалось к собственникам жилых помещений дома <адрес> с предложением об установке прибора учета и его цене; что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется.

Договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и ООО «УО «Микрорайон», право ответчика на установку общедомового прибора учета не предусмотрено.

В общую долевую собственность <адрес> прибор учета передан не был.

Учитывая установленные по делу факты, суд считает, что прибор учета установлен ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в <адрес> в нарушение статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

Поскольку суд установил, что к компетенции ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» не относится право производить расчет электроэнергии на общедомовые нужды и ее оплаты по дому <адрес> следует признать незаконными начисление Петровой В.Н., как собственнику жилого помещения (квартиры), расположенного по <адрес>, и взимание Открытым акционерным обществом «Дальневосточная энергети­ческая компания» платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома, в 2011 г., а также обязать ответчика прекратить в дальнейшем начислять истцу плату за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истица заключила договор на представление её интересов от ДД.ММ.ГГГГ с Аксеновым К.А., которому согласно расписке уплатила <данные изъяты> рублей (л.д. 100).

Суд находит разумным взыскать в пользу истца с ответчика указанную сумму с учетом сложности дела, объема проделанной работы: письменного обоснования иска, участия представителя истца в судебном заседании.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию <данные изъяты> руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ 2011 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2011 ░░░░ ░░ <░░░░░>

░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2011 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2011░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░)

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

2-546/2012 ~ М-132/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова Валентина Николаевна
Ответчики
Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» филиал «Хабаровскэнергосбыт»
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Никулова Тамара Степановна
Дело на сайте суда
amursky--hbr.sudrf.ru
17.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2012Передача материалов судье
18.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2012Подготовка дела (собеседование)
17.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2012Судебное заседание
02.03.2012Судебное заседание
05.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2012Дело оформлено
21.08.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее