Дело №2-337/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Целинный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Родюковой М.В., при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО3, ФИО21, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО22, ФИО9, ФИО28, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО24 к Финансовому отделу <адрес> о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах ФИО3, ФИО21, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО22, ФИО9, ФИО28, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО24 к Финансовому отделу <адрес> о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг. По всем искам требования прокурора однородны. Прокурор просит признать за истцами право на меры социальной поддержки в виде права на компенсацию средств, потраченных на оплату электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме без учета норм потребления и взыскать с финансового отдела администрации <адрес> за счет казны муниципального образования <адрес> денежные средства потраченные истцами на оплату электроэнергии за 2009-2011 годы. В обоснование исков указал, что истцы проживают в сельской местности, являются педагогами. На основании п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории <адрес>» имеют право меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения, отопления и освещение жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Однако в нарушение действующих норм законодательства, ответчик установил норматив потребления электроэнергии на освещение жилых помещений в размере 15 Вт на 1 кв.м. общей площади. Истцы на протяжении периода с 2009 по 2011 год самостоятельно вносили плату за потребленную электроэнергию сверх установленных нормативов, которые просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании прокурор ФИО20 подержал исковые требования, по доводам, изложенным в иске.
Истцы ФИО3, ФИО21, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО22, ФИО9, ФИО28, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО24 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, истец ФИО3 направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, где также настаивал на удовлетворении исковых требований. Истцы ФИО21, ФИО11, ФИО22, ФИО23 направили в суд телефонограмму о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя Администрации. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Финансового отдела <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Финансового управления <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МКОУ «Кислянскаясредняя общеобразовательная школа»в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на иск указал о согласии с иском.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Направил в суд письменные отзывы на иск, где указал, что справки о наличии оснований для предоставления данных мер социальной поддержки истцам выдавалисьфилиалом Главного управления. Просил рассмотреть дело без участия представителя управления.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности в <адрес>, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации – <адрес>, установившего своим нормативным актом размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки.
Суд, заслушав прокурора и изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов граждан в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии с пунктами «е», «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 11.01.2011) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003г. №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).
Статьей <адрес> от 07.09.2005г. № «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории <адрес>» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений. Действие закона, в соответствии со ст. ст. 1, 2, 4, 12 Закона, распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п.1 ст. 4 указанного Закона (в редакции от 3.07.2007г. № 177, применяемой к правоотношениям до 01.04.2010), педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
В силу ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья, и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Согласно абзацу 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (в редакции, действующей с 11.01.2011) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.<адрес> от 07.09.2005г. № «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории <адрес>» (в редакции, действующей с 01.04.2010) педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения
На основании п.3 ст.4 Закона данные меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками образовательных учреждений, педагогическими работниками, занятыми в государственной системе социальных служб, педагогическими работниками организаций здравоохранения, находящихся в ведении <адрес>, работниками физкультурно-спортивных организаций, перешедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.
В целях реализации указанного Закона Постановлением Администрации (Правительства) <адрес> от 18.10.2005г. № (с последующими изменениями, действовавшими в период спорных правоотношений), утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории <адрес>, согласно которому педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории <адрес> имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005г.
Постановлением Администрации (Правительства) <адрес> от 13.02.2007г. № п.9(1) и п.9(2), раздела второго дополнены положением о возмещении расходов электроснабжающих организаций при условии обеспечения ими учета фактически потребленной указанными лицами электрической энергии на освещение жилой площади.
В соответствии с п.5 ст.<адрес> от 07.09.2005г. № лицу, имеющему одновременно право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами, предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с нормативным правовым актом по его выбору.
Согласно п.4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес>» ветеранам труда, а также иным лицам, указанным в статьях 2, 3 и 4 настоящего Закона, имеющим одновременно право на получение ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в соответствии с настоящим Законом и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных иными нормативными правовыми актами, предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с нормативным правовым актом по их выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В судебном заседании установлено, что истцы ФИО3, ФИО21, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО22, ФИО9, ФИО28, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО24 являются педагогическими работниками, проживающими в сельской местности, вышедшими на пенсию. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
В соответствии с Уставом МКОУ «Кислянская средняя общеобразовательная школа» учреждение является муниципальным, учредителем является <адрес>. Учреждение расположено в сельской местности в с. (данные изъяты).
Как установлено в судебном заседании,на основании заявлений истцов о предоставлении им компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на соответствующих год, в период до (дата) года Управлением социальной политики администрации <адрес> истцам предоставлялась льгота в виде компенсации за освещение жилого помещения, которая перечислялась непосредственно энергоснабжающей организации – ОАО «Энергосбыт» и зачислялась на лицевой счет абонента по адресу проживания истцов. Оплату потребленной электроэнергии сверх установленной Управлением социальной политики нормы, истцы вносили самостоятельно. С (дата) года указанные педагогические работники вносили оплату за всю потребленную электроэнергию энергоснабжающей организации, квитанции представляли в Управление социальной политики для возмещения расходов. Таким образом, до (дата) истцы несли частичные расходы по оплате потребленной электроэнергии, с (дата) ответчиком возмещалась часть понесенных ими расходов после предоставления квитанции об оплате всей потребленной электроэнергии.
Учитывая, что иных оснований для предоставления истцам мер социальной поддержки в виде освобождения, а также компенсации оплаты за жилое помещение и освещение за спорный период не имелось, а также исходя из того, что истцы являются педагогическими работниками, проживающие в сельской местности и педагогическими работниками, проживающими в сельской местности вышедшими на пенсию они, до (дата) г., имели право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты потребленной электроэнергии на освещение в занимаемых ими жилых помещений, а с (дата) г. имеют право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения взанимаемыхими жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что в жилых помещениях ФИО3, ФИО21, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО22, ФИО9, ФИО28, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ЕвстифеевойЛ.П., ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО24 отсутствует отдельный прибор учета потребляемой электроэнергии на освещение жилого помещения, однако им, как педагогическим работникам, на основании расчета, произведенного специалистами Управления социальной политики <адрес>, в качестве меры социальной поддержки до (дата) г. предоставлялось освобождение ихот оплаты за освещение занимаемого ими жилого помещения, а с (дата) г. компенсация их расходов на оплату электроэнергии предоставлялась лишь за определенное количество киловатт часов, что противоречит федеральному закону.
Отсутствие раздельного учета потребляемой электроэнергии не должно служить основанием для ограничения права педагогических работников на получение данного вида социальной поддержки. Действующее законодательство не возлагает на педагогических работников обязанность по организации раздельного учета потребляемой электроэнергии.
Истцы, как педагогические работники, проживающие в сельской местности и вышедшие на пенсию, в соответствии с действующим федеральным законодательством имеют право на меры социальной поддержки, в том числе в виде компенсации расходов на освещение. Данное право ответчиками не оспаривалось. Расчет потребления электроэнергии на освещение, сделан Управлением социальной политики <адрес>, в том числе и в отношении истцов, на основании Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которые не регулируют правоотношения сторон, связанные с предоставлением мер социальной поддержки. Таким образом, принимаемый Управлением социальной политики порядок расчета потребления электроэнергии для предоставления истцам мер социальной поддержки является неправомерным и нарушает права истцов на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Представителями ответчиков не предоставлено доказательств, того, что электроэнергия истцами расходуется не на освещение, а на иные цели.
Таким образом, незаконными действиями Управления социальной политики <адрес> в виде установления норматива потребления электроэнергии на освещение жилого помещения в размере 15 кВт на 1 кв. м. общей площади жилого помещения, истцам причинены убытки до (дата) г. в виде расходов на оплату за потребленную электроэнергию, а с (дата) г. в виде невыплаты сверх установленного Управлением социальной политики <адрес> норматива потребления.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст. 125 настоящего Кодекса эти обязанности не возложены на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
<адрес> № от 30.12. 2005г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории <адрес>», органы местного самоуправления <адрес> наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
Согласно Положению «О Финансовом отделе администрации <адрес>» Финансовый отдел является отраслевым органом администрации <адрес>, обеспечивающим проведение на территории района единой финансовой и бюджетной политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов и организаций <адрес>. В связи с чем, суд считает надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям по взыскании убытков - Финансовый отдел администрации <адрес>, который в силу закона выступает от имени казны муниципального образования <адрес>.
Причиненные истцам убытки подтверждены сведениями, предоставленными энергоснабжающей организацией. Согласно лицевым счетам истцов за период с 2009 г. по 2011 г. ФИО23за указанный период наличными было уплачено - (данные изъяты), ФИО14 – (данные изъяты), ФИО24. –(данные изъяты), ФИО4– (данные изъяты), ФИО5– (данные изъяты), ФИО6 – (данные изъяты), ФИО11 – (данные изъяты), ФИО13 – (данные изъяты), ФИО15 – (данные изъяты), ФИО12 – (данные изъяты), ФИО10 –(данные изъяты), ФИО7 – (данные изъяты), ФИО25 – (данные изъяты), ФИО9 – (данные изъяты), ФИО22 –(данные изъяты), ФИО3 – (данные изъяты), ФИО19 – (данные изъяты), ФИО8 – (данные изъяты), Руденко (данные изъяты), ФИО17 – (данные изъяты), ФИО16 – (данные изъяты), ФИО21 – (данные изъяты).
Справками Управления социальной политики <адрес> подтверждается, что в период с 2009 г. по 2011г. ФИО23 было выплачено в счет компенсации расходов за потребленную электроэнергию – (данные изъяты), ФИО14 –(данные изъяты), ФИО24 – (данные изъяты), ФИО4– (данные изъяты), ФИО5 – (данные изъяты). ФИО6 – (данные изъяты)? ФИО11 – (данные изъяты), ФИО13 – (данные изъяты), ФИО15 – (данные изъяты), ФИО12 – (данные изъяты), ФИО10 – (данные изъяты), ФИО7 – (данные изъяты), ФИО25 – (данные изъяты), ФИО9 – (данные изъяты), ФИО22 – (данные изъяты), ФИО3 – (данные изъяты), ФИО19 – (данные изъяты), ФИО8 – (данные изъяты), ФИО18 – (данные изъяты), ФИО17 – (данные изъяты), ФИО16 – (данные изъяты), ФИО21 – (данные изъяты).
При этом, при расчете ущерба суд не учитывает сумму компенсации за 2009 год и 1 квартал 2010 года, указанную в справках Управления социальной политики и энергоснабжающей организации, поскольку, как установлено в судебном заседании, в данный период времени льгота истцам предоставлялась непосредственно энергоснабжающей организацией в виде киловатт часов.
Таким образом, в пользу истцов ФИО3, ФИО21, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО22, ФИО9, ФИО28, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО24 подлежит взысканию сумма в размере заявленных требований. При этом суд признает, что в расчете размера задолженности по исковым требованиям в интересах ФИО17 допущена арифметическая ошибка и исковые требования заявлены в размере (данные изъяты).
Доводы третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>о пропуске истцом срока исковой давности не могут быть приняты судом, по следующим основаниям
Согласно положениям ст. 196 и ст. 200 ГК РФ и общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>по настоящему делу имеет статус третьего лица и не является стороной в настоящем судебном споре, заявление о пропуске срока исковой давности не подлежит рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО3, ФИО21, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО22, ФИО9,, ФИО28, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО24 к <адрес>, Финансовому отделу <адрес> о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств в счет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг удовлетворить.
Признать за ФИО3, ФИО21, ФИО23, ФИО4, ФИО5, ФИО26, ФИО7, ФИО8, ФИО22, ФИО9, ФИО28, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО24 право на меры социальной поддержки в виде компенсации средств, потраченных на оплату освещения с ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме без учета норм потребления.
Взыскать с Финансового отдела <адрес> за счет средств казны муниципального образования <адрес> денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в пользу ФИО3 – (данные изъяты), ФИО21, – (данные изъяты), ФИО23 – (данные изъяты), ФИО4 – (данные изъяты), ФИО5 – (данные изъяты), ФИО6 – (данные изъяты), ФИО7 – (данные изъяты), ФИО8 – (данные изъяты), ФИО22 – (данные изъяты), ФИО9 – (данные изъяты), ФИО28 – (данные изъяты), ФИО10 – (данные изъяты), ФИО11 – (данные изъяты), ФИО12, – (данные изъяты), ФИО13 – (данные изъяты), ФИО14 – (данные изъяты), ФИО15 – (данные изъяты), ФИО16 – (данные изъяты), ФИО17 – (данные изъяты), ФИО18 – (данные изъяты), ФИО19 – (данные изъяты), ФИО24 - (данные изъяты) копеек.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Целинный районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения по делу.
Судья М.В. Родюкова