Судья Конатыгина Ю.А. Дело № 33-31621/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Филиповой И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Автандилян М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2016 года апелляционную жалобу Скорняковой Л.А. на решение Мытищинского городского суда Московской области от 16 июня 2016 года по гражданскому делу по иску Скорняковой Л.А.к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №6 по г.Москве и Московской области, Департаменту социальной защиты города Москвы о признании незаконным решения о прекращении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Скорнякова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №6 по г.Москве и Московской области, Департаменту социальной защиты города Москвы о признании незаконным решения о прекращении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии.
Требования мотивировала тем, что 24 июля 2009 года ей была назначена региональная социальная доплата к пенсии. С 1 декабря 2012 года выплата была приостановлена, а затем прекращена.
4 сентября 2015 года принято решение о взыскании с неё излишне выплаченной суммы в размере 185138 руб. 06 коп. в связи с тем, что она не предоставила своевременно сведения о своей трудовой деятельности. 28 марта 2016 года принято решение об удержании излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии за периоды с 1 января 2010 года по 4 апреля 2011 года и с 1 января 2011 года по 30 ноября 2012 год в указанной сумме.
С таким решением она не согласна, поскольку открыто вела свою трудовую деятельность.
Ответчики иск не признали.
Решением Мытищинского городского суда от 16 июня 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого определения как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального закона.
Исходя из необходимости обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодатель в статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрел возможность назначения данной категории граждан социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, а также закрепил механизм реализации права пенсионеров на указанные доплаты.
Пунктом 5 ст.12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч.10 ст.12.1).
Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации (ст.11 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п.12 ст.12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года №1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года №1462-ПП и с 1 января 2010 года перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года №1268-ПП с 1 января 2010 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
На основании п.5 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года №1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В п.33 указанного Порядка предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится поступление пенсионера на оплачиваемую работу (заключение трудового договора) (подп. "з").
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п.41 Постановления Правительства Москвы «О региональной социальной доплате к пенсии», а также предусмотрена в п.12 ст.12.1 Федерального закона от «О государственной социальной помощи».
При этом на пенсионеров возложено обязательство о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.
Порядок возмещения ущерба, в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п.41 Постановления Правительства Москвы «О региональной социальной доплате к пенсии» повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п.42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму неосновательно полученных средств и выносит решение о ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Скорнякова Л.А. с 23 января 2002 года является получателем трудовой пенсии по инвалидности. 24 июля 2009 года Скорняковой Л.А. была назначена региональная социальная доплата к пенсии, разъяснен порядок осуществления выплаты. В личном деле истца имеется обязательство о необходимости сообщения об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера или прекращение выплаты региональной социальной доплаты.
С 1 декабря 2012 года выплата региональной социальной доплаты приостановлена на основании поступивших сведений о работе истца с 1 сентября 2009 года по 4 апреля 2011 года и с 1 января 2011 года по 30 ноября 2012 года, а с 1 июля 2013 года выплата прекращена.
Из трудовой книжки следует, что Скорнякова Л.А. в период с 1 сентября 2009 года по 4 апреля 2011 года работала в ЗАО «Санаторий Светлана», а с 5 сентября 2011 года по 31 августа 2015 года в ГОУ МССУОР №4 им.Гомельского администратором общежития.
Поскольку в информационной базе данных органов социальной защиты населения Скорнякова Л.А. являлась неработающим пенсионером и получателем региональной социальной доплаты, не представившим сведения о поступлении на работу, за указанный период образовалась переплата средств городского бюджета.
22 марта 2016 года Скорнякова Л.А. обратилась в МФЦ района Бибирево за назначением РСД. Выплата в размере 1916 руб. 12 коп. назначена с 1 апреля 2016 года.
Из вновь назначенной суммы РСД принято решение об удержании не более 20% излишне выплаченных средств городского бюджета в общей сумме 185 138 руб. 06 коп.
Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из наличия оснований для удержания, поскольку Скорнякова Л.А., являясь получателем ежемесячной выплаты, не исполнила установленную обязанность по сообщению сведений о наличии условий для прекращения такой выплаты.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 16 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скорняковой Л.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судья