Дело № 24738/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 мая 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.
при секретаре Шмуйло Я.М.
с участием истца Приданникова Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приданникова Я. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Приданников Я.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признан нуждающимся в предоставлении специализированного жилого помещения; состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в настоящее время жильем не обеспечен. В связи с этим истец просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Министерство образования Республики Карелия.
Истец Приданников Я.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в суд не явился, ответчик о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве ответчик, не оспаривая права истца на обеспечение жилым помещением, указывает на то, что правовых оснований для удовлетворения требований не имеется, т.к. решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений принимается органами местного самоуправления на основании списков. Органы местного самоуправления в настоящее время не наделены никакими полномочиями, как по формированию списка, так и по внесению каких-либо изменений, дополнений в указанный список. Данный список формируется Министерством образования Республики Карелия.
Представитель Министерства образования Республики Карелия в суд не явился; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, надлежащим образом извещено о дне рассмотрения дела, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя; возражений по существу заявленного требования не представил. В отзыве указывается, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда данной категории граждан осуществляется по мере приобретения жилых помещений, строго в соответствии с утвержденным списком по муниципальному образованию.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) (далее Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст.8 Закона).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона.
Из представленных документов следует, что истец Приданников Я.М. в установленном законом порядке признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Факт нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения не оспаривается ответчиком.
Кроме этого данный факт, в силу п.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежит оспариванию и доказыванию вновь, т.к. он установлен вступившим в законную силу решением суда по спору между теми же сторонами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается представленными доказательствами, истец, как лицо, нуждающееся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на сегодняшний момент истцом реализация права на обеспечение жилым помещением в установленном порядке не осуществлена.
Доводы ответчика о том, что реализация права должна осуществляться в соответствии со Списком, т.е. по существу в порядке очередности, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Правовой нормой, закрепленной в статье 8 Закона, ни иными правовыми нормами, закрепленными в иных статьях указанного Закона, не устанавливается очередность внутри данного Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование истца является законным и обоснованным и на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного применительно к условиями <адрес> жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Приданникова Я. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Приданникову Я. А. благоустроенное применительно к условиям Петрозаводского городского округа жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.Б.Емельянова