Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-47/2022 (2а-2275/2021;) ~ М-2808/2021 от 28.10.2021

Дело № 2а-47/2022

УИД № 13RS0023-01-2021-004744-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2022 года город Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре Мариной А.С.,

при участии в деле:

административного истца Морозкина Н.А.,

административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний, ее представителя в порядке передоверия Устинова В.Л. – доверенность от 02.07.2020,

заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителя Устинова В.Л. – доверенность от 10.01.2022,

федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия"

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Морозкина Н. А. к Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия по нерассмотрению заявлений о переводе в иное исправительное учреждение, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения

установил:

Морозкин Н.А., до осуждения проживающий в г. Саранске Республики Мордовия, постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2018 г. (с учётом постановления от 27 августа 2018 г. об устранении описки) переведен из исправительной колонии особого режима на тюремный вид режима отбывания наказания на три года. Отбывая наказание в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, где он находился на момент обращения в суд, Морозкин Н.А. обратился в ФСИН России с заявлениями от 15 марта 2021 г. и от 13 мая 2021 г. о переводе в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту проживания его родственников в Республике Мордовия, мотивированными целью реализации права на общение с семьей, финансовыми трудностями родственников, не имеющих возможности навещать его в исправительном учреждении Красноярского края, находящегося на большом удалении от Республики Мордовия.

Письменного ответа на указанные обращения он не получил.

Не согласившись с таким бездействием ФСИН России и полагая его нарушающим законные права заявителя, а также фактическим отказом в переводе в иное исправительное учреждение, Морозкин Н.А. обратился в суд с административным иском о возложении обязанности на административного ответчика решить вопрос о переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, находящееся в ближайшем к месту жительства его родственников регионе.

В судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи административный истец Морозкин Н.А. исковые требования поддержал. С целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, просил признать оспариваемое бездействие по нерассмотрению заявлений от 15 марта 2021 г. и от 13 мая 2021 г. о переводе в иное исправительное учреждение незаконным и, уточняя фактические основания этих требований, применить к рассматриваемым правоотношениям Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Представитель ФСИН России и УФСИН России по Республике Мордовия Устинов В.Л. административные исковые требования не признал. В своих пояснениях исходил из отсутствия обязанности ФСИН России удовлетворять заявления Морозкина Н.А. о переводе в другое исправительное учреждение для отбывания наказания по месту жительства близких родственников в связи с его осуждением за преступление, включенное в перечень, указанный в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также из отсутствия сроков рассмотрения письменных заявлений осужденных по данному вопросу.

Представитель ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия, где Морозкин Н.А. находится в настоящее время, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.

Суд на основании статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено частью 1 статьи 218 КАС РФ.

С учётом длящегося характера оспариваемого бездействия, исходя из положений п. 1.1 ст. 219 КАС РФ, срок на обращение с настоящим иском в суд Морозкиным Н.А. не пропущен.

Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).

На обеспечение в Российской Федерации реализации указанных конституционных прав осужденных направлены положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 12 которого к основным правам осужденных отнесено право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 данного Федерального закона).

В соответствии с положениями Закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ).

Согласно Закону N 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8). Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9).

Право осужденных направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ закреплено в части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (части 2 и 6 статьи 15 УИК РФ).

Пунктом 273 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 N 464 (ред. от 25.08.2020), также установлено, что сроки исполнения документов, поступивших от других индивидуальных и коллективных адресантов, исчисляются в календарных днях с даты их поступления, отмеченной в регистрационном штампе ФСИН России, и не должны превышать 30 дней.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, обязательные для исполнения сотрудниками уголовно-исполнительной системы и лицами, содержащимися в указанных учреждениях (далее - Правила).

Каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных (пункт 62 названных Правил).

Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (пункт 67 Правил).

Как следует из материалов административного дела, постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2018 г. (с учётом постановления от 27 августа 2018 г. об устранении описки) осужденный Морозкин Н.А. переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии особого режима в тюрьму на три года.

Отбывая наказание в ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю Морозкин Н.А. 15 марта 2021 г. и 13 мая 2021 г. обратился в ФСИН России с письменными заявлениями о переводе в тюрьму, расположенную ближе к месту проживания его родственников в Республике Мордовия.

Указанные заявления поступили соответственно 30 марта 2021 г. и 24 мая 2021 г., о чём свидетельствуют регистрационные штампы Управления делами ФСИН России.

Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования, обращения Морозкина Н.А., полученные ФСИН России, подлежали рассмотрению с уведомлением заявителя о результатах такого рассмотрения.

Однако на момент обращения в сентябре 2021 г. с настоящим иском в суд Морозкин Н.А. ответ на свои обращения не получил, что повлекло нарушение его права на рассмотрение обращений в установленный срок и получение письменных ответов по существу поставленных в обращении вопросов.

После предъявления административного иска в суд Управлением исполнения приговоров и специального учёта ФСИН России Морозкину Н.А. на его обращения был направлен ответ от 17 ноября 2021 г. № ог-12-58308, из которого следовал фактический отказ в переводе в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту жительства близких родственников. Также было разъяснено, что согласно статье 81 УИК РФ после отбытия тюремного срока наказания он подлежит возвращению в исправительное учреждение Республики Мордовия.

Содержание указанного ответа в административном иске не указано (пункт 3 части 2 статьи 220 КАС РФ), следовательно, предметом оспаривания он (ответ) не является.

Вопреки утверждениям ФСИН России, изложенным в письменных возражениях на иск, нарушением с ее стороны является несоблюдение срока рассмотрения обращений и отправки ответа в адрес административного истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным бездействия ФСИН России по нерассмотрению обращений Морозкина Н.А. от 15 марта 2021 г. и от 13 мая 2021 г. в установленный срок.

Требование Морозкина Н.А. о возложении на административного ответчика обязанности по его переводу в тюрьму, расположенную ближе к месту проживания его родственников, удовлетворению не подлежит.

По общему правилу, установленному УИК РФ, осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 и ч. 1 ст. 81).

Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст. 73 названного кодекса осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.1, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.2, статьей 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Приговором Верховного суда Республики Мордовия от 6 декабря 2005 года Морозкин Н.А. осуждён, в том числе, по ст. 209 ч.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. "в" ч. 4 ст. 78 УИК РФ (применённой в отношении Морозкина Н.А.) осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму.

Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

Перевод осужденных за преступления, указанные в ч. 4 ст. 73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 2 ст. 81 названного кодекса).

Таким образом, приведенное правовое регулирование, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, при которых допускается перевод из одного исправительного учреждения в другое, корреспондируя положениям международных правовых актов, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 г.), в соответствии с которыми заключенные должны по возможности направляться для отбывания наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения.

Согласно ч. 4 ст. 3 УИК РФ рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 г. по делу "Полякова и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации" отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям ст. 8 указанной конвенции.

Европейский Суд в указанном постановлении пришел к выводу об отсутствии в российском законодательстве требования, обязывающего ФСИН России рассматривать перед отступлением от общего правила распределения осужденных возможные последствия географического расположения исправительных учреждений на семейную жизнь заключенных и их родных, о непредоставлении реальной возможности перевода заключенного в другое место заключения на основаниях, относящихся к праву уважения семейной жизни, а также о невозможности для лица добиться судебного пересмотра решения ФСИН России в части пропорциональности его или ее заинтересованности в поддержании семейных и общественных связей. Данные обстоятельства, в свою очередь, приводят к нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункты 116 - 118).

В этой связи, с учетом того, что российским уголовно-исполнительным законодательством установлен открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение, к таким обстоятельствам может быть отнесена в том числе невозможность осужденного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы (пункт 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).

На невозможность поддерживать семейные связи во время тюремного заключения Морозкин Н.А. ссылался в административном исковом заявлении, а также в обращениях в ФСИН России о проживании в Республике Мордовия его сестры и братьев и отдалённости такого субъекта как Красноярский край.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 1 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", определение либо изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 УИК РФ).

Таким образом, вне зависимости от вида преступления совершенного осужденным действующее законодательство не предполагает произвольного определения места отбывания осужденным наказания и допускает при наличии свободных мест и отсутствии других оснований для невозможности отбывания наказания по месту жительства близких родственников перевод осужденного в другое тюремное учреждение.

Вместе с тем, постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 8 августа 2018 г. Морозкин Н.А. переведен на тюремный вид режима отбывания наказания на 3 года.

По отбытии срока наказания на тюремном виде режима содержания 18 января 2022 г. Морозкин Н.А. прибыл для отбытия наказания в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия (пос. Ударный Зубово-Полянского района Республики Мордовия), что подтверждено в судебном заседании как самим административным истцом, так и соответствующей справкой начальника исправительной колонии от 18.01.2022.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В этом случае суд должен возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, административное судопроизводство направлено не на факт констатации незаконности оспариваемых решения или действия (бездействия), а имеет целью восстановление нарушенного права административного истца, что следует из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 3, 4, 227 КАС РФ.

В этой связи, в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

К моменту рассмотрения дела в суде первой инстанции административный истец уже был возвращен для дальнейшего отбывания наказания по месту своего жительства в Республику Мордовия.

Суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый Морозкиным Н.А. в административном иске перевод для дальнейшего отбывания наказания в иное исправительное учреждение требует на момент рассмотрения дела восстановления в судебном порядке прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия

решил:

административное исковое заявление Морозкина Н. А. к Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия по нерассмотрению заявлений о переводе в иное исправительное учреждение, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать бездействие Федеральной службы исполнения наказаний по нерассмотрению обращений Морозкина Н. А. от 15 марта 2021 г. и от 13 мая 2021 г. в установленный срок незаконным.

В удовлетворении административных исковых требований Морозкина Н. А. к Федеральной службы исполнения наказаний о возложении обязанности по переводу для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства его родственников, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2022 г.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-47/2022 (2а-2275/2021;) ~ М-2808/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Морозкин Николай Александрович
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации
Другие
ФКУ «Исправительная колония №10 УФСИН России по Республике Мордовия»
Управление Федеральной слубы исполнения наказаний по Республике Мордовия
Дубравная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждениях
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация административного искового заявления
28.10.2021Передача материалов судье
02.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее