Дело № 2-161/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2014 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края
В составе председательствующего судьи Н.И. Белобородовой
При секретаре судебного заседания Лыткиной Н.А.,
С участием помощника прокурора Казачинского района Геец О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района в интересах Сверкунова С.А. к МБОУ «Вороковская СОШ», отделу образования Администрации Казачинского района, Администрации Казачинского района о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Казачинского района обратился в суд с иском в интересах Сверкунова С.А. к МБОУ «Вороковская СОШ», отделу образования Администрации Казачинского района, Администрации Казачинского района о взыскании в пользу истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 января по 1 апреля 2014г. в размере <данные изъяты> рублей 20 копеек и обязании отдела образования Администрации Казачинского района в случае отсутствия у МБОУ «Вороковская СОШ» финансовых средств для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы, в субсидиарном порядке осуществить финансирование указанных мероприятий, а также обязать МБОУ «Вороковская СОШ» начислять и выплачивать заработную плату в соответствии с действующим законодательством, ссылаясь на то, что истец работает у ответчика в должности <данные изъяты> и выплата заработной платы в период с 1 января 2014 г. по 31 марта 2014 г. произведена истцу с нарушением требований трудового законодательства, при этом заработная плата истца была менее установленного в РФ размера МРОТ (5455 рублей) с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях, за период с 1 января 2014 г. по 31 марта 2014 г согласно расчета размер недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы составляет без НДФЛ в сумме <данные изъяты> рублей 20 копеек, которые прокурор просит взыскать с работодателя –ответчика в пользу истца, а в случае отсутствия денежных средств у работодателя, обязать ответчика отдел образования администрации Казачинского района, в субсидиарном порядке осуществить финансирование указанных мероприятий и обязать МБОУ «Вороковская СОШ» начислять истцу и выплачивать заработную плату в соответствии с действующим законодательством. В дальнейшем, 5.05.2014 г. прокурор подал в суд заявление об уточнении исковых требований, в части обязать МБОУ«Вороковская СОШ» с 01.04.2014 года начислять и выплачивать заработную плату в размере не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с исчислением на данную зарплату районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях.
В судебном заседании помощник прокурора Геец О.Н. исковые требования поддержала, приведя те же доводы, просила внести уточнения в исковые требования, в части обязать МБОУ«Вороковская СОШ» с 01.06.2014 года начислять и выплачивать заработную плату в размере не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с исчислением на данную зарплату районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях, также дополнила, что работодателем неправильно производится расчет заработной платы истице, для местностей с особыми климатическими условиями трудовым законодательством предусмотрены компенсационные выплаты, включение которых в МРОТ как и районного коэффициента, нарушает права работника на получение компенсации за работу в особых климатических условиях, в связи с этим она считает, что указанные надбавки должны начисляться на МРОТ.
Истец Сверкунов С.А. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд заявление, в котором исковые требования поддержал и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Директор МБОУ «Вороковская СОШ» Варыгина В.В. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила в суд заявление, в котором исковые требования истца признала, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика отдела образования администрации Казачинского района, Тоноян Л.Р., в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования истца не признала, указала, что начисление и выплата заработной платы работникам образовательного учреждения производится в соответствии с трудовым законодательством и на основании решений Казачинского Райсовета № 27-14 от 25 10.2012 г. в размере за период с января 2013 года не ниже 5752 рубля, а с 1 октября 2013 г. в размере не ниже 6 068 рублей, в связи с этим бухгалтерией производилась доплата до установленного в регионе размера МРОТ, также к окладу начислялась надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, она не согласна с требованием прокурора о начислении указанных надбавок не к заработной плате, а на МРОТ, поскольку это будет нарушать права других более квалифицированных работников, просила рассмотреть дело в её отсутствие и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации Казачинского района» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Помощник прокурора Геец О.Н. согласилась рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела истца и ответчиков и их представителей и третьего лица.
Заслушав объяснения прокурора, представленные материалы дела, суд полагает рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных истца и представителей ответчиков и третьего лица и удовлетворить исковые требования истца частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 и ст. 37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату (оплата труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в РФ, который согласно части 1 статьи 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу ч.1, ч.2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Законом РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 N 232-ФЗ,) с 1 января 2013 года в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда - 5205 рублей, а с 1 января 2014 года в размере 5554 рубля в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ.
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 01.01.2013 - 5205 руб., а с 1.01.2014 г.-5554 руб.). При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Из п.п. 1.1, 1.3, 5.1, 5.5 Устава МБОУ «Вороковская СОШ» следует, что оно является муниципальным учреждением, финансируется в виде субсидий из районного бюджета и бюджета учредителя - отдела образования администрации Казачинского района. Источниками формирования финансовых средств Учреждения являются средства, получаемые от Учредителя. Субсидии предоставляются учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заказом муниципальных услуг (выполнением работ). Порядок определения затрат устанавливается учредителем.
Как установил суд Сверкунов С.А. работает в МБОУ «Вороковская СОШ» в должности <данные изъяты> с 15.08.2007 года. В период с 1.01.2014 г. и по 31.03.2014 года начисленная заработная плата истца, исходя из оклада в размере <данные изъяты> руб., с учётом районного коэффициента,1.3 в сумме <данные изъяты> руб. и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, расположенных на территории Красноярского края, 1.3- <данные изъяты> руб. в совокупности составляла с 01.01. по 31 марта 2014 г. размер, не ниже установленного МРОТ в сумме 6 068 руб., за счет региональной доплаты на основании Решений Казачинского райсовета № 27-14 от 25.10.2012 г. и № 41-219 от 31.10.2013 г. (л.д.8).
Вместе с тем, проанализировав законоположения Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Такой вывод суда подтверждается и положениями действующего Постановления Правительства РФ № 1237 от 30.12.2011 г. «О РАЗМЕРАХ КОЭФФИЦИЕНТОВ И ПРОЦЕНТНЫХ НАДБАВОК И ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ РАСЧЕТА ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, И СОТРУДНИКОВ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ (СЛУЖБУ) В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, А ТАКЖЕ В ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ, ВЫСОКОГОРНЫХ РАЙОНАХ, ПУСТЫННЫХ И БЕЗВОДНЫХ МЕСТНОСТЯХ», согласно п. 1, 21 которого в Южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока установлены районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, которые начисляются к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников в размере до 30 процентов (IV группа территорий, в т. числе Казачинский район).
По мнению суда, при определении порядка оплаты за работу работникам в местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, не должно быть дискриминации в зависимости от занимаемой должности или профессии работника, что не противоречит положениям ст.ст. 2,3 ТК РФ, в части обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, и запрещения ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от места работы.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что включение районного коэффициента к заработной плате и южной процентной надбавки лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в состав МРОТ нарушает установленные законом гарантии на получение повышенной оплаты труда работниками, работающими в регионе с неблагоприятными климатическими условиями, и нарушает принцип справедливого вознаграждения за труд в особых условиях.
Следовательно, в период с 01.01.2014 г. по 31.03.2014 года Сверкунову С.А. была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению, поскольку районный коэффициент и южная процентная надбавка должны начисляться к заработной плате, размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами: трудовым договором, заключённым с истцом, штатным расписанием, справкой о начисленной и выплаченной заработной плате за 1 квартал 2014 г.
У суда не имеется оснований не доверять исследованным доказательствам, так как они получены в соответствии с требованиями закона, согласуются между собой, противоречий не имеют, отвечают принципу относимости и допустимости. Ходатайств о приобщении к делу иных доказательств либо об истребовании дополнительных доказательств, сторонами не заявлено.
Доводы представителя отдела образования администрации Казачинского района Тоноян Л.Р., изложенные в ее возражениях, о том, что региональный размер МРОТ установлен на территории Казачинского района Решением Казачинского районного Совета и при начислении и выплате заработной платы они руководствуются именно этим документом, включая районный коэффициент и южную надбавку в общий заработок, суд принять не может, так как эти обстоятельства не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд приходит к выводу, что заработная плата истца должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями и суд приходит к выводу о необходимости взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату, начисленную с учётом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, так как из представленного расчёта заработной платы следует, что истцу начислялась и южная надбавка.
В связи с тем, что работодателем истца является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вороковская СОШ», заработная плата в пользу истца подлежит взысканию с указанного учреждения.
При определении суммы взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1.01.2014 г. по 31.03.2014г. суд применяет следующий порядок расчета: МРОТ с учётом фактически отработанного работником времени + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями – начисленная заработная плата, подлежащая выплате, (без учёта НДФЛ), поскольку суд не выполняет функции работодателя по удержанию налога на доходы физических лиц, что составит:
Январь 2014г. (<данные изъяты> рублей 40 копеек,
Февраль 2014 г. (<данные изъяты> рублей 40 копеек,
Март 2014 г. (<данные изъяты> рублей 40 копеек, а всего за три месяца <данные изъяты> рублей 20 копеек, которые суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца.
Суд также полагает обязать МБОУ «Вороковская СОШ» с 01.06.2014 года начислять и выплачивать заработную плату истцу не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с исчислением на данную зарплату районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях,
В соответствии со ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу вышеуказанной нормы суд полагает необходимым, в случае отсутствия у МБОУ «Вороковская СОШ» собственных средств, для выплаты заработной платы, возложить на учредителя отдел образования администрации Казачинского района обязанность в субсидиарном порядке осуществить финансирование выплаты заработной платы истцу Сверкунову С.А.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика в бюджет Казачинского района необходимо взыскать государственную пошлину пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Казачинского района в интересах Сверкунова С.А. к МБОУ «Вороковская СОШ», отделу образования администрации Казачинского района, Администрации Казачинского района о взыскании задолженности по заработной плате, удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вороковская СОШ» в пользу Сверкунова С.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1.01.2014 г. по 31.03.2014г. в размере <данные изъяты> рублей 20 копеек.
Обязать МБОУ «Вороковская СОШ» с 01.06.2014 года начислять и выплачивать заработную плату Сверкунову С.А. в размере не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с исчислением на данную зарплату районного коэффициента и надбавки за работу в особых климатических условиях.
В случае отсутствия у Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вороковская СОШ» собственных средств для выплаты заработной платы, обязать отдел образования администрации Казачинского района в субсидиарном порядке осуществить финансирование выплаты заработной платы Сверкунову С.А.
Взыскать с МБОУ «Вороковская СОШ» в бюджет Казачинского района государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Казачинский районный суд Красноярского края.
Решение в окончательной форме составлено 21 мая 2014г.
Судья Белобородова Н.И.