2-713/2021
<ФИО>1
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 г. <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Морозовой И.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем <ФИО>3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <ФИО>2 к Администрации Муниципального образования «<адрес>» об обжаловании отказа органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
Истец <ФИО>2 обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального образования «<адрес>», указав в исковом заявлении, что Истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание - магазин, расположенное по адресу - <адрес> «д» /3, <адрес>, кадастровый <номер>. На запрашиваемом земельном участке расположено указанное выше здание. Кроме того, в границы формируемого земельного участка входит земельный участок с кадастровым номером 30:12:0301 05:67 31. который ранее был предоставлен <ФИО>2 11.10. по договору аренды <номер> от <дата> (срок аренды до <дата>). а также земельный участок с кадастровым номером 30:12:030105:8. по которому истом была инициирована работа соответствующих органов по снятию его с кадастрового учета. <адрес> нежилого здания, принадлежащего истцу, составляет 1130.9 кв. м., а площадь формируемого земельного участка составляет 835 кв. м.. было подготовлено техникоэкономическое обоснование запрашиваемой площади земельного участка. При определении необходимой площади земельного участка было учтено, что размещение объектов капитального строительства делового управления и магазинов с максимальной торговой площадью не более 2 000 кв. м. относится к основному виду разрешенного использования земельного участка. В итоге была суммирована площадь здания, площадь мест парковки, в том числе трех мест для инвалидов, площадь отмостки, необходимой для защиты конструкций здания от атмосферных воздействий, которая также выполняет роль тротуаров, площадь тротуаров, обеспечивающих беспрепятственное передвижение пешеходов во взаимосвязи со сложившимися пешеходными путями, а также необходимое минимальное озеленение, в соответствии с правилами землепользования и застройки составляющее 20% от площади земельного участка. Однако <дата> распоряжением № р-10-02-1265 Управление отказало <ФИО>2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления в собственность земельною участка для эксплуатации магазина. Данный отказ Истец полагает незаконным поскольку предложенная схема (когда земельные участки прилегают друг к другу, т.е. наоборот отсутствует вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, когда земли используются в полном объеме) соответствует требованию п.6 ст. 11.9 ЗК РФ: Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Обращаясь в суд, истец просит признать незаконным распоряжение управления муниципального имущества Администрации МО «<адрес>» от <дата> № р-10-02-1265, обязать администрацию МО «<адрес>» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление <ФИО>2 в собственность земельного участка площадью 835 кв.м. по адресу: <адрес> «д» /<адрес>
Истцец <ФИО>2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель истца <ФИО>2 – <ФИО>4 исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>», представитель Управления муниципального имущества администрации МО «<адрес>» <ФИО>5 возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется предоставление в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органам государственной власти или местного самоуправления в пределах их компетенции.
Судом установлено и материалами дело подтверждается, что <ФИО>2 принадлежит на праве собственности нежилое здание - магазин, расположенное по адресу - <адрес> «д» /3, <адрес>, кадастровый <номер>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости
На основании Договора аренды <номер> от <дата> арендатором земельного участка по вышеуказанному адресу с кадастровым номером 30:12:030105:6731, на территории которого расположено здание, является Истец. Земельный участок предоставлялся в аренду для размещения административно-торгового здания.
В целях предоставления на праве собственности земельного участка собственником здания <ФИО>2 была подготовлена схема расположения земельного участка площадью 835 кв.м., в состав которого вошел участок с кадастровым номером 30:12:030105:6731 и направлено заявление в Управление муниципального имущества Администрации <адрес> об утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Распоряжением Управления от <дата> №р-10-02-1265 <ФИО>2 было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, на основании пп.6 ст. 11.9, пп.1,3 п. 16 ст. 11.10, пн. 1.2 п. 8 ст. 39.15, пп.1 ст. 39.16 ЗК РФ ввиду того, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, и не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность границ испрашиваемого земельного участка.
- п.6 ст. 11.9 ЗК РФ: Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
- п.1 ст.39.16 ЗК РФ: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
По смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16 и 39.20 ЗК РФ в их системном толковании размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, от назначения этого объекта и целей его использования.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 8).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела право собственности <ФИО>6 на нежилое здание по адресу - <адрес> «д» /3, <адрес>, кадастровый <номер> было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена в соответствии с требованиями Министерства экономического развития РФ от <дата>г. <номер>. Анализ расположения земельного участка позволяет сделать вывод о том, что границы спорного участка площадью 66 кв.м. сформированы с учетом необходимой отмостки по периметру объекта. Согласно требованиям строительных норм и правил по контуру постройки сооружается своеобразный тротуар, размеры которого регламентированы стандартом. Заявленная в схеме площадь земельного участка учитывает отмостку по периметру магазина для его технического обслуживания. Вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица при этом отсутствует.
По заявлению стороны, судом, в соответствии с определением от <дата> было назначено проведение судебной комплексной экспертизы. В соответствии с заключением <номер> Автономной некоммерческой организации по проведению судебных экспертиз и иных исследований «Базис» при проведении исследования по поставленному правоприменителем вопросу, судебными экспертами установлено следующее: требованиями п.5.1 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство.
Планировка и застройка <ФИО>1 и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89*» допускается размещать объект исследования «Нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, Зд/<адрес> корпус 4 литера «А» в границах объекта исследования «Испрашиваемый земельный участок, площадью 835 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Зд/<адрес> корпус 4»; - требованиями «Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» (утверждены <ФИО>1 муниципального образования «<адрес>» <дата> <номер>) установленная судебными экспертами организация (согласно приложения <номер> к настоящему заключению) объекта исследования «Испрашиваемый земельный участок, площадью 835 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Зд/<адрес> корпус 4» является необходимой и достаточной для эксплуатации объекта исследования «Нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, Зд/<адрес> корпус 4 литера «А»,
Таким образом, судебным экспертом установлено соответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обязательным требованиям законодательства и техническим нормам.
Таким образом, суд считает несостоятельным довод представителя Ответчика о том, что <ФИО>2 не обосновала площадь земельного участка необходимого для эксплуатации, принадлежащих на праве собственности объектов недвижимого имущества.
Одновременно по смыслу статей 39.2 и 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган при рассмотрении заявления заинтересованного лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду не связан рамками приложенной к заявлению схемы ; данный орган вправе сам обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка, исходя из утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений. Между тем, ответчиком доказательств производства указанных действий суду не представлено.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
При указанных обстоятельствах с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования нашли свое подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <ФИО>2 к Администрации Муниципального образования «<адрес>» об обжаловании отказа органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать распоряжение управления муниципального имущества Администрации МО «<адрес>» от <дата> № р-10-02-1265 незаконным.
Обязать администрацию МО «<адрес>» утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление <ФИО>2 в собственность земельного участка площадью 835 кв.м. по адресу: <адрес> «д» /<адрес>.
<ФИО>1 может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения <ФИО>1 в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес>.
Полный текст <ФИО>1 изготовлен <дата>.
Судья: Морозова И.М.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>