Дело (УИД) № ***RS0№ ***-58
Производство № ***а-2074/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года г.Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сергеевой О.И., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № *** по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области обратилась в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по требованию об уплате налогов и пени № *** от 31.05.2019г., в общей сумме 130 282, 60 руб., после отмены судебного приказа в связи возражениями должника относительно его исполнения.
Представитель административного истца ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть без участия, требования поддерживает.
Административный ответчик ФИО1, будучи извещенной, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не представила.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Согласно пп. 1 и. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (и. 3 ст. 75 НК РФ).
Согласно ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный просрочки.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от <дата> № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» органы ПФР, Фонда социального страхования Российской Федерации передают налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г.
Согласно ст. 20 вышеуказанного Федерального закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Согласно Письма Минфина России от <дата> N 02-07-10/56402 <Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование> с 01.012017г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.
Статьей 423 НК РФ установлено, что расчетным периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Пунктом 5 ст. 430 НК РФ установлено, что, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии со ст. 432 НК уплата страховых взносов плательщиками, прекратившим осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 621-0-0 предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Уплата страховых взносов плательщиками осуществляется независимо от возраста, наличия инвалидности, вида осуществляемой предпринимательской деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде (Письма ФНС РФ от <дата> N ГД- 4-1 1/21487@, Минфина РФ от <дата> N 03-15-09/58234. от <дата> N 03-15-03/56139, от <дата> N 03-15-05/50651, от <дата> N 03-15-05/45327).
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. (Письмо Минфина России от <дата> N 03-15-09/58234).
Судом установлено, что ФИО1 является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ, кроме того имела статус «индивидуальный предприниматель» с 14.12.2006г. по 06.07.2017г. соответственно являлась налогоплательщиком НДС, НДФЛ, ЕНВД, страховых взносов.
Межрайонной инспекцией ФНС России № *** по Самарской области в соответствии со ст. 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налогов (сборов) с 2014г. по 2015г.
По результатам рассмотрения акта от 13.07.2017г. № *** выездной налоговой проверки, ИП ФИО1 и иных материалов проверки, а так же с учетом того что налогоплательщиком не были представлены возражения по акту проверки, Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области вынесено Решение № *** от 24.08.2017г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В связи с неисполнением ФИО1 вышеуказанного решения № *** от 24.08.2017г. о привлечении к ответственности, Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области, обратилась к Мировому судье судебного участка № *** Самарской области с заявлением от 17.04.2018г. о взыскании сумм налогов и пени по решению № *** от 24.08.2017г. о привлечении к ответственности.
24.04.2018г. был вынесен судебный приказ № ***а-696/2018, который в последующем направлен в ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> УФССП России по Самарской области на исполнение.
Суммы задолженности по транспортному и земельному налогам за 2016г., на которые начислены пени, взысканы судебным приказом № ***а-1221/2018 от 09.06.2018г., который в последующем направлен в ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> на исполнение.
Сумма задолженности по транспортному налогу за 2015г., на которую начислены пени, взыскана решением Сызранского городского суда от 03.06.2021г. по делу № ***а- 1598/2021.
Сумма задолженности по транспортному налогу за 2017г. на которую начислены пени, взыскана решением Сызранского городского суда от 03.06.2021г. по делу № ***а- 1601/2021.
В связи с несвоевременной уплатой налогов за 2014-2017г.<адрес> ИФНС России № *** по Самарской области в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, налогоплательщику направлено требование № *** от 31.05.2019г., где установлен срок исполнения до <дата>, который исполнен ответчиком не был, в связи с чем административный истец обратился к Мировому судье судебного участка № *** судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности (недоимки) по налогам, пени
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № *** судебного района г.Сызрани Самарской области от 30.09.2019г. с ответчика была взыскана задолженность по налогам и пени в общей сумме 131 266,80 руб., госпошлина в сумме 1 912,67 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № *** судебного района г.Сызрани Самарской области от 09.12.2020г. указанный судебный приказ был отменен, в связи с возражениями ответчика.
04.06.2021г. в установленный законом срок (09.12.2021г. + 6 месяцев), соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, а так же ст. 286 КАС РФ Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области по средствам почтового отправления административного искового заявления обратилась в Сызранский городской суд Самарской области взыскании задолженности в порядке установленном главой 32 КАС РФ.
Статьей 227 НК РФ предусмотрены особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами
Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 227 НК РФ).
Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса (ч. 2 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (ч. 3 ст. 227 НКРФ).
Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 настоящего Кодекса (ч.5 ст. 227 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно ст. 430 НК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность обязаны уплачивать страховые взносы, вне зависимости от фактического ведения деятельности.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Поскольку, обязанность административного ответчика перед налоговым органом не исполнена, суд полагает административный иск Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области в части взыскания с ФИО1 задолженности (недоимки): по налогу на добавленную стоимость пени на задолженность 2014-2015г. размере 111 536.17 руб.; пени на задолженность 2016г. в размере 357,82 руб., пени на задолженность 2017г. в размере 93.48 руб.; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности пени на задолженность за 2016-2017г.г. в размере 1 750.27 руб.; по земельному налогу пени на задолженность 2016г. в размере 8.83 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за расчетные периоды начиная с <дата> пени на задолженность 2017г. в размере 1 408.43 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, начиная с <дата> пени на задолженность 2017г. в размере 276.32 руб.
Вместе с тем, требования Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области в части взыскания с ответчика задолженности (недоимки) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пени за период с 2014 - 2017г.г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование пени за 2017-2018г.г., суд полагает необходимым оставить без удовлетворения, в связис пропуском срока обращения в суд.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № *** по Самарской области удовлетворить в части.
Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, * * * по адресу: г. Сызрань, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № *** по Самарской области задолженности (недоимки) в размере 115 422 рублей 49 копеек, из которых по налогу на добавленную стоимость пени на задолженность 2014-2015г. размере 111 536 рублей 17 копеек; пени на задолженность 2016г. в размере 357 рублей 82 копейки, пени на задолженность 2017г. в размере 93 рублей 48 копеек; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности пени на задолженность за 2016-2017г.г. в размере 1 750 рублей 27 копеек; по земельному налогу пени на задолженность 2016г. в размере 8 рублей 83 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, за расчетные периоды начиная с <дата> пени на задолженность 2017г. в размере 1 408 рублей 43 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, за расчетные периоды, начиная с <дата> пени на задолженность 2017г. в размере 276 рублей 32 копейки.
В удовлетворения остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 508 рублей 45 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято <дата> года