Решение по делу № 2-1567/2018 ~ М-842/2018 от 13.04.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2018 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Борзиной К.Н., при секретаре Маслобоевой Т.В.,

С участием представителя истца Везинг Т.В., представителя ответчика ДНТ «Лесник» - Данилова П.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1567/2018 по иску Министерства имущественных отношений Иркутской области к ДНТ «Лесник», Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании недействующим с момента вступления в законную силу постановления Администрации Иркутского районного муниципального образования, признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного срочного пользования от 27 мая 2014 года №243, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Истец Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось в иркутский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к ДНТ «Лесник», администрации .... муниципального образования, в котором с учетом уточнений просит:

- признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** люда «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Лесник»;

- признать недействительным в силу ничтожности договор безвозмездного срочного пользования от **/**/**** земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Плишкино, западнее микрорайона «Ключевой», заключенный между дачным некоммерческим товариществом «Лесник» и комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования;

- истребовать из чужого незаконного владения дачного некоммерческого товарищества «Лесник» земельный участок с кадастровым номером площадью 36 312 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Плишкино, западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник».

- снять с государственного кадастрового учета следующие земельные участки:

земельный участок с кадастровым номером ~~~, площадью 463 688 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, н. Плишкино, западнее микрорайона «Ключевой»;

земельный участок с кадастровым номером ~~~, площадью 36 312 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Плишкино, западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник».

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от **/**/**** № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года № 162-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области», Правительство Иркутской области с 1 января 2016 года осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области:

распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством;

выдача разрешения на использование земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года №264/43-пп.

Таким образом, с момента изменения порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (с 1 января 2016 года), полномочия по распоряжению такими участками на территории Иркутского района Иркутской области перешли к Правительству Иркутской области в лице его уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения земельными участками.

На основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от 13 мая 2014 года № 2074 «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Лесник» комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования **/**/**** с ДНТ «Лесник» заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером площадью 500000 кв.м, на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан -- членов товарищества.

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.

Поскольку указанные выше правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для ведения садоводства, применяются нормы Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон № 66- ФЗ).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 66-ФЗ (как в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и действовавшей до принятия названного Федерального закона) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1).

Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных

или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2).

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).

Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Федеральным законом № 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 000 кв.м, был предоставлен ДНТ «Лесник» под дачное строительство бесплатно в безвозмездное срочное пользование без проведения торгов.

Согласно протоколу собрания ДНТ «Лесник» от **/**/**** на момент создания ДНТ «Лесник» было 3 учредителя, по списку членов ДНТ «Лесник», подписанному председателем товарищества, 215 человек.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на **/**/**** в ДНТ «Лесник» 3 учредителя.

Согласно проекту организации и застройки территории ДНТ «Лесник», утвержденному отделом архитектуры и градостроительства администрации Иркутского муниципального образования **/**/****, территория товарищества состоит из 275 земельных участков.

Соответственно, ДНТ «Лесник» обязано было с заявлением предоставить список граждан, подавших заявление о предоставлении садоводческого участка, в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона № 66-ФЗ, а не только подготовленный товариществом список его членов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отсутствие такого списка лиц, утвержденного органом местного самоуправления, не соответствует целям правового регулирования ведения гражданами садоводства и огородничества и не позволяет органу местного самоуправления соблюсти требования приведенной нормы права (в частности, определить, были ли учтены соответствующие заявления граждан, а также потребность в садовых участках исходя из установленных норм их предоставления).

Согласно статье 14 Федерального закона №66-ФЗ, предоставление земельных участков для ведения садоводства производится с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом, и невозможно без соблюдения требований статьи 13 приведенного Закона, в связи с чем, необходимость представления товариществом списка граждан, подавших заявления,

утвержденного органом местного самоуправления, соответствует закону и нс нарушает его права.

Предусмотренный статьей 13 Федерального закона № 66-ФЗ список граждан, подавших заявления, утвержденный органом местного самоуправления, является документом, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и его непредставление является нарушением подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ предоставление земельных участков для размещения дачного товарищества производится из фонда перераспределения земель.

Из пункта 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона № 137-ФЗ со дня введения в действие Земельного кодекса в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Кодекса в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от **/**/**** «» О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР фондах нераспределения земель.

Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.

Между тем доказательства включения предоставленного ДНТ «Лесник» земельного участка в фонд перераспределения земель отсутствую, что также свидетельствует о нарушении Федерального закона № 66-ФЗ при предоставлении земельного участка ДНТ «Лесник».

В связи с несоблюдением ДНТ «Лесник» порядка предоставления земельного участка для садоводства и огородничества, установленного статьями 13 и 14 Федерального закона №    66-ФЗ. у .... муниципального образования отсутствовали правовые основания для совершения действий по предоставлению товариществу земельного участка с кадастровым номером , в том числе по принятию постановления от **/**/**** «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Лесник» и по заключению договора безвозмездного срочного пользования от **/**/****.

Нарушение установленного порядка предоставления земельного участка с кадастровым номером затрагивает публичные интересы (интересы неопределенного круга лиц), поскольку ведет к неравенству прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений в области землепользования и застройки путем создания не основанных на нормах закона преференций для ДНТ «Лесник».

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **/**/**** за земельный участок с кадастровым номером , образованный путем выделения из земельного участка с кадастровым номером , площадью 36 312 кв.м., расположенный по адресу: ...., западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник», принадлежит на праве собственности дачному некоммерческому товариществу «Лесник» (право собственности зарегистрировано **/**/**** за ).Наличие зарегистрированного права собственности на земельный участок с кадастровым номером нарушает права и законные интересы министерства имущественных отношений .... как органа, в полномочия которого входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории .... муниципального образования, городских и сельских поселений .....

В судебном заседании представитель истца по доверенности Везинг Т.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, а также в дополнительных письменных пояснениях.

Представитель ответчика ДНТ «Лесник» по доверенности Данилов П.П. заявленные требования истца не признал в полном объеме. Полагал, что истцом пропущен срок давности обращения с заявленными требованиями о признании недействительными Постановлений Администрации Иркутского района, поскольку Министерство имущественных отношений ИО является правопреемником ..... Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» в порядке ст. 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства не влияет на начало течения срока исковой давности и порядок его начисления. Учитывая, что министерство имущественных отношений является правопреемником муниципального образования ...., должно было знать о нарушении его права с **/**/****, однако обратилось в суд с заявлением за переделами срока обращения с иском.

Представитель ответчика .... в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно представленного письменного отзыва на исковое заявление, в удовлетворении требований просил отказать, поскольку полагал, что истцом пропущен срок давности обращения с заявленными требованиями.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.

    Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав материал дела, приходит к следующему.

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.

Поскольку указанные выше правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для ведения садоводства, применяются нормы Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от **/**/**** № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон - ФЗ).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 66-ФЗ (как в редакции Федерального закона от **/**/**** № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и действовавшей до принятия названного Федерального закона) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1).

Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (п. 2 ст. 13, Федеральный закон от **/**/**** N 66-ФЗ в ред. от **/**/**** действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 4 ст. 13 ФЗ-66).

Судом установлено, что на основании постановления администрации .... муниципального образования от **/**/**** «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Лесник»» был предоставлен земельный участок площадью 500000 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., западнее микрорайона «Ключевой», под дачное строительство бесплатно в безвозмездное срочное пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан (л.д. 108).

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации .... муниципального образования и ДНТ «Лесник» **/**/**** заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером , площадью 500 000 кв.м, согласно которому КУМИ ...., руководствуюсь Постановлением .... от **/**/**** обязуется предоставить в безвозмездное срочное пользование ДНТ «Лесник», а ДНТ «Лесник» принять земельный участок из земель населенных пунктов Хомутовского МО с кадастровым номером . Участок передается в безвозмездное срочное пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества (л.д. 121-122).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером , образованный путем выделения из земельного участка с кадастровым номером , площадью 36 312 кв.м., расположенный по адресу: ...., западнее микрорайона «Ключевой», дачное некоммерческое товарищество «Лесник», принадлежит на праве собственности дачному некоммерческому товариществу «Лесник» (право собственности зарегистрировано **/**/**** за ) (л.д. 14-100, 109-119).

В обоснование заявленных требований истец просит признать Постановления Администрации Иркутского района недействующим в связи с нарушением порядка предоставления земельного участка.

Представителями ответчиков – Администрации Иркутского района, ДНТ «Лесник» по делу заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

    Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).

Если иное не установлено законом, течение срока давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса).

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года № 162-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с положениями о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от **/**/**** -пп.

Судом установлено, что на основании постановления администрации .... муниципального образования от **/**/**** «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Лесник» был предоставлен земельный участок площадью 500000 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., западнее микрорайона «Ключевой», под дачное строительство бесплатно в безвозмездное срочное пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан.

Таким образом, истец должен был знать о нарушении его прав в момент предоставления земельного участка. При этом суд учитывает, что органы, на которые возложена обязанность по управлению и сохранению собственности, должны были своевременно при наличии на то оснований установить факт выбытия имущества из владения и предпринять меры к защите прав. Передача лицом, осуществляющим полномочия собственника имущества, этих функций другим его органам, течение исковой давности не изменяет. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности обращения с требованиями о признании незаконным постановления .... МО, что является в порядке ч. 2 ст. 199 ГК РФ самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В связи с чем, в требованиях истца о признании недействующим Постановления .... муниципального образования от **/**/**** надлежит отказать.

Поскольку договор безвозмездного срочного пользования от **/**/**** земельного участка с кадастровым номером был заключен с учетом оспариваемого Постановления от **/**/****, требования о признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного срочного пользования от **/**/**** земельного участка с кадастровым номером , истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, снятии с государственного кадастрового учета, являются производными от основанного требования о признании недействительным Постановления .... МО, в удовлетворении которых истцу отказано, оснований для удовлетворения указанных требования также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных отношений Иркутской области к ДНТ «Лесник», Администрации Иркутского район о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Администрации Иркутского районного муниципального образования от 13 мая 2014 г. № 2074, о признании недействительным в силу ничтожности договора безвозмездного срочного пользования от 27 мая 2014 г. № 243 земельным участком с кадастровым номером ; истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером , снятии земельных участков с кадастровым номером , с кадастровым номером государственного кадастрового учета – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: К.Н. Борзина

2-1567/2018 ~ М-842/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство имущественных отношений ИО
Ответчики
ДНТ Лесник
Администрация ИРМО
Другие
Данилов Павел Павлович
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Борзина К.Н.
Дело на странице суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
13.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2018Передача материалов судье
18.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2018Предварительное судебное заседание
03.07.2018Предварительное судебное заседание
15.08.2018Судебное заседание
13.09.2018Судебное заседание
17.09.2018Судебное заседание
19.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.11.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2018Судебное заседание
05.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее