Дело №2-525/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Корткеросский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мельник Л.А.,
при секретаре Размысловой Н.В.,
с участием прокурора Кокаревой О.Е.
16 октября 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Корткеросского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Корткеросский молочный завод» об обязании определить класс опасности отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд с заявлением об обязании Общества с ограниченной ответственностью «Корткеросский молочный завод» определить класс опасности отходов на отходы, образуемые в результате производственной деятельности предприятия, в срок до 01.02.2013.
В заявлении указал, что ООО «Корткеросский молочный завод» осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой образуются отходы, относящиеся к различным классам опасности отходов. Класс опасности отходов от деятельности общества не установлен. В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ на отходы I -IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации определяется Правительством Российской Федерации. Согласно паспорту опасности отходов определяется порядок сбора, транспортировки и утилизации отходов. Нарушения влекут за собой негативные последствия для окружающей природной среды, вызывают ухудшение ее фактического состояния вследствие загрязнения почв, воды и воздуха, тем самым нарушаются права граждан, постоянно и временно проживающих на территории Корткеросского района Республики Коми, то есть неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха человека.
Прокурор Кокарева О.Е. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
ООО «Корткеросский молочный завод», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на судебное заседание представителя не направило, просили рассмотреть дело без их участия.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
По информации ООО «Корткеросский молочный завод» на предприятии образуются различные виды отходов: мусор бытовой не сортированный – <...> тн в год; при эксплуатации транспортных средств – бензин неэтилированный – <...> тн в год (выхлопы от работы автомашин), дизельное топливо – <...> тн (выхлопы от работы автомашин). Документов подтверждающих класс опасности отходов нет.
В силу ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 года "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", согласно которому Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания: проводят работу по паспортизации опасных отходов.
В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ указано, что паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ. Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию.
При таких обстоятельствах, суд, исследовав материалы дела, считает требование прокурора Корткеросского района правомерным, подлежащим удовлетворению. Отнесение отходов к конкретным классам опасности в соответствии с требованиями законодательства не подтверждено ООО «Корткеросский молочный зовад». Паспортов отходов I-IV класса опасности в организации не имеется. Судом установлено, предприятие не соблюдает требования санитарного и природоохранного законодательства при осуществлении хранения, сбора и утилизации отходов, образуемых в результате деятельности предприятия и относящиеся в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к различным классам опасности отходов.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Обязать ООО «Корткеросский молочный завод» определить класс опасности отходов на отходы, образуемые в результате производственной деятельности предприятия, в срок до 01 февраля 2013 года.
Взыскать с ООО «Корткеросский молочный завод» государственную пошлину в доход бюджета мунципального района «Корткеросский» в размере <...> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Мельник