Дело № 2а-156/2020
УИД: 28RS0№-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2020 года с. Ромны
Ромненский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коломеец М.А.,
при секретаре Косицыной И.И.,
с участием помощника прокурора Ромненского района Амурской области Самойленко А.С.,
представителя административного ответчика – главы Святоруссовского сельсовета Ворониной О.С., действующей на основании устава муниципального образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ромненского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Святоруссовского сельсовета о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района и обязании в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ромненского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Святоруссовского сельсовета Ромненского района Амурской области о признании незаконными бездействий по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района и обязании администрации Святоруссовского сельсовета в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района.
В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Ромненского района установлено, что при осмотре системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое, вдоль домовладений, проходят дренажные канавы открытого типа, которые предназначены для отвода грунтовых и талых вод от домовладений. В период выпадения осадков сохранятся движение вод в дренажной канаве. Вместе с тем, дренажные канавы вдоль всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое не отвечают установленным требованиям, а именно: не произведены их расширение и расчистка с учетом увеличения осадков, в целях предупреждения подтопления прилегающей территории и близко расположенных жилых домов. Администрация Святоруссовского сельсовета обязана организовать мероприятия направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения, поскольку ее отсутствие не исключает возникновение аварийной ситуации, затопления, угрозу чрезвычайной ситуации, санитарному благополучию жителям с. Морозовка, с. Любимое, а также экологической обстановке. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц. По результатам поверки прокуратурой района 03.08.2020 главе Святоруссовского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. До настоящего времени ответ о результатах рассмотрения представления в прокуратуру района не поступил, что свидетельствует о непринятии мер по устранению выявленных нарушений закона.
В судебном заседании помощник прокурора Ромненского района Самойленко А.С. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - глава Святоруссовского сельсовета Воронина исковые требования признала в полном объеме. В судебном заседании пояснила, что в связи с обильными осадками в текущем году и разливом р. Белая, приусадебные участки жителей с. Морозовка, с. Любимое прилегающих к реке стали страдать от переувлажнения и подтопления водой. Водоотводные канавы ранее не получалось сделать и прочистить в связи сильным переувлажнением почвы и отсутствием финансовых средств в муниципальном бюджете на выполнение данных работ. В настоящее время из резервного фонда Правительства Амурской области Святоруссовскому сельсовету выделено более 40 млн. рублей для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, проведения работ, в том числе по ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое, по возведению вдоль реки Белая водоотводных канав. Кроме этого, с привлечением дорожных организаций будут проводиться работы по оборудованию водопропускных кюветов вдоль дорог, отсыпке дорожного полотна дорог по указанным улицам с. Морозовка и с. Любимое, которых в настоящее время практически нет. Работы выполнить планируется до конца текущего года.
Выслушав помощника прокурора Самойленко А.С., представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с п. 4, 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4,5 ч. 1 ст. 6 Уставом Знаменского сельсовета Ромненского района Амурской области к вопросам местного значения Знаменского сельсовета относится организация в границах сельсовета электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ, п. 23 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», к сточным водам относятся, в том числе, дождевые, талые воды.
Пунктом 7.1.10 СП 32.13330.2018 "Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85" предусмотрено, что отведение по открытой системе водостоков с применением разного рода лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для селитебных территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой.
Помимо этого, возможность поверхностного водоотведения с использованием канав-осушителей, предусмотрена также положениями СП 436.1325800.2018 "Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от оползней и обвалов. Правила проектирования".
Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение дождевых, талых вод.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" порядок содержания автомобильных дорог устанавливается правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Решением Святоруссовского сельского Совета народных депутатов от 12.11.2019 № 68 приняты с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года Святоруссовским сельсоветом полномочия по осуществлению отдельных полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения.
Из пояснений административного ответчика следует, что автомобильные дороги общего пользования с дорожными сооружениями – водоотводными кюветами, проходящие по ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое принадлежат администрации Ромненского района. Однако на основании соглашения от 27.12.2019 года администрацией Ромненского района полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог в границах населённых пунктов переданы до 31.12.2020 года Святоруссовскому сельсовету.
В соответствии с п. 3.65 СП 34.13330.2012. «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266) канава боковая придорожная это канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля.
Согласно п. 7.59 СП 34.13330.2012. «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.).
Согласно п.п. «г» п. 1 ч. 5.2 Правил благоустройства территории Святоруссовского сельсовета Ромненского района Амурской области, утвержденных решением Святоруссовского сельского Совета народных депутатов от 22.02.2019 № 45, организация благоустройства территорий Святоруссовского сельсовета в любое время года включает уборку и прочистку расположенных на территории (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - на прилегающей территории) и находящихся во владении и (или) пользовании субъекта благоустройства канав, труб, трубопроводов, дренажей, предназначенных для отвода грунтовых и поверхностных вод.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения по ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое относится к объектам инженерной инфраструктуры, в том числе к дороге общего пользования и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы открытого сбора поверхностных вод (водоотводных канав, кюветов) на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
Распоряжением главы Ромненского района Амурской области от 28.07.2020 года № 190-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории района», с 28.07.2020 года вверен режим чрезвычайной ситуации на территории Ромненского района для сил и средств Ромненского районного звена АО ТП РСЧС установлен муниципальный уровень реагирования.
Из имеющейся в материалах дела информации, направляемой администрацией Ромненского района в ЦУКС ГУ МЧС России по Амурской области следует, что по состоянию на 08 сентября 2020 года на территории с. Морозовка, с. Любимое Ромненского района в результате большого выпадения осадков и подъёма воды реки Белая оставалось подтопленными 6 и 13 соответственно приусадебных участков расположенных по ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое, имелся один перелив через дорогу по ул.Таежная с. Любимое.
Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. «е» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует, из акта проверки прокуратуры Ромненского района и фото-таблицы к нему от 11.09.2020 года, при осмотре системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое, вдоль домовладений, проходят дренажные канавы открытого типа, которые предназначены для отвода грунтовых и талых вод от домовладений. Вместе с тем, дренажные канавы вдоль всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое не отвечают установленным требованиям, а именно: не произведено их расширение и расчистка с учетом увеличения осадков, в целях предупреждения подтопления прилегающей территории и близко расположенных жилых домов.
Данные обстоятельства подтверждаются административным ответчиком и не опровергаются.
Учитывая, что администрация Святоруссовского сельсовета, в соответствии с возложенными полномочиями, обязана осуществлять деятельность в сфере водоотведения и предотвращение чрезвычайных ситуаций, а при наступлении таковых проводить аварийно-спасательные мероприятия, направленные на содержание водоотводных канав и кюветов в надлежащем состоянии, в том числе относящихся к дорогам общего пользования принадлежащих муниципальному образованию, суд соглашается с доводами прокурора Ромненского района о том, что непринятие мер по возведению, очистке и расширению водоотводных канав, и кюветов автомобильных дорог и вдоль приусадебных участков домовладений, влечёт угрозу подтопления приусадебных участков и жилых помещений граждан, проживающих как по ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое, так и населенных пунктов в целом, соответственно причинение вреда их имуществу.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным ответчиком, при реализации возложенных на него полномочий по организации водоотведения и предупреждению последствий чрезвычайной ситуации, в границах муниципального образования, бездействует, что выражено в непринятии мер по организации мероприятий направленных на устройство и содержание системы водоотведения по ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района Амурской области, в том числе обустройстве дорожных кюветов автомобильной дороги общего пользования по ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое, в связи с чем, удовлетворяет заявленные прокурором Ромненского района административные исковые требования.
В соответствии со статьёй 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд полагает, что возложение обязанности на административного ответчика должно быть установлено в разумный срок, достаточный для его исполнения.
Поскольку планирование расходов на обеспечение мероприятий по устройству и содержанию системы водоотведения по ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое потребует временных затрат, при этом, выполнение данных обязательств требует разумных сроков, не подвергая угрозе причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц, то суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения обязанности до 31 декабря 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Ромненского района Амурской области к администрации Святоруссовского сельсовета Ромненского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Святоруссовского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района Амурской области и обязании администрации Святоруссовского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района Амурской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Святоруссовского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по организации мероприятий направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района Амурской области.
Обязать администрацию Святоруссовского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 31 декабря 2020 года выполнить устройство системы водоотведения по всей протяженности ул. Таежная с. Морозовка, ул. Лесная, ул. Советская, ул. Набережная с. Любимое Ромненского района Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда в соответствии с главой 35 КАС РФ может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток, ул. Светланская, д.54) в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через Ромненский районный суд Амурской области.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 23.10.2020 года
Судья М.А. Коломеец