РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2012 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Спиридоновой В.В.,
при секретаре Кирилловой А.Н.,
с участием помощника прокурора Здобнова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации <адрес> к ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4 о выселении из жилого помещения и по встречным исковым требованиям ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4 к администрации <адрес> об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании выделить в порядке улучшения жилищных условий отдельное изолированное жилье в виде однокомнатной квартиры из расчета на состав семьи, состоящей из одного одиноко проживающего человека, на условиях социального найма,
установил:
Администрация <адрес> МО обратилась в суд к ответчикам ФИО18 А.В., С.А., В.А., Е.С., о выселении их из занимаемого жилого помещения в другое жилое помещение по адресу: МО, <адрес>.
В обоснование иска указано, что в рамках Программы развития застроенной территории квартала № <адрес> МО подлежат сносу дома, составляющие старый жилищный фонд с предоставлением проживающим в них гражданам современного, комфортного, отвечающего всем требованиям безопасности жилья. Жилой <адрес>, в котором проживают ответчики, подлежит сносу в соответствии с Договором № о развитии застроенной территории части квартала № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «МегаСтрой ФИО8» и администрацией <адрес> МО на основании ФИО5 совета депутатов МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О развитии застроенной территории». В трехкомнатной квартире общей площадью 72,4 кв.м, расположенной по адресу: МО, <адрес>, проживали 6 человек: наниматель ФИО18 А.В., его сыновья ФИО18 С.А. и ФИО7, супруга ФИО4, бывшая супруга сына ФИО11 и ее дочь ФИО12. Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 и членам его семьи ФИО3, ФИО7, ФИО4 выделено для переселения двухкомнатная квартира площадью 58,2 кв.м, по адресу: МО, <адрес>. Постановлением № ФИО11 и ее дочери выделено для переселения однокомнатная квартира площадью 40,8 кв.м, расположенная по адресу: МО, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о сносе жилого <адрес>, и снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан из жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Гражданам были направлены уведомления с приглашением явиться в администрацию для подписания договора социального найма предоставленной квартиры. ФИО11 явилась для заключения договора социального найма жилого помещения в отношении <адрес>, подписала его и переселилась с дочерью в данную квартиру. ФИО18 А.В. не является в администрацию для подписания договора социального найма <адрес>, в устной беседе отказывается переезжать в предоставляемую квартиру, требуя предоставления большего количества кварти<адрес> тем он вправе претендовать только на предоставление ему другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Заключение договора социального найма при принятии уполномоченным органом ФИО5 о предоставлении жилого помещения гражданину является не правом, а обязанностью данного гражданина, в связи с чем заявлены требования об обязании нанимателя заключить договор социального найма на предоставленную квартиру. В связи с выселением ответчиков их право пользования жилым помещением в <адрес> утрачивается, в связи с чем они также подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу.
Ответчики ФИО18 подали исковые требования к администрации <адрес> МО о постановке на жилищный учет, как одиноко проживающего гражданина, признании права на переселение и обязании выделить жилье. Их исковые требования и требования администрации к ним объединены в одно производство.
В обоснование исков ФИО18 указали, что проживают в квартире по адресу: МО, <адрес>, и не являются членами семьи друг друга. Брак между ФИО18 А.В. и ФИО4 расторгнут, их сыновья являются совершеннолетними. Дом, в котором проживают заявители, признан аварийным для проживания и фактически весь переселен. Бывшей жене одного из сыновей, проживавшей совместно с заявителями, выделили однокомнатную квартиру. На протяжении всего периода, когда производилось переселение, никто из администрации с заявителями не встречался и не делал конкретных предложений по переселению их пяти семей, которые хоть и родственники, но совместно проживать не могут, ни по нормам жилищного законодательства, ни по нормам морали. Однако по нормам жилищного законодательства им положено жилье в виде четырех однокомнатных квартир. В очереди на улучшение жилищных условий заявители не состоят, хотя имеют на это законное право, так как занимают ниже нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения. Между тем они неоднократно обращались в администрацию <адрес> с заявлениями о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, первый раз ответили по другому вопросу, а второй раз ответа не последовало. В апреле 2012 года вновь обратились в администрацию, однако вместо того чтобы принять документы и рассмотреть вопрос по существу, должностные лица отказались вообще принимать документы для признания заявителей нуждающимися в улучшении жилищных условий. Между тем каждый из истцов имеет право состоять в очереди на улучшение жилищных условий не в составе прежней семьи, а самостоятельно, как новая семья. Занимаемая истцами квартира намного меньше не только нормы предоставления жилья (18 кв.м), но и учетной нормы (10 кв.м), а значит, только по этому основанию они имеют право стать в очередь на улучшение жилищных условий. В связи с этим заявители просили обязать ответчика поставить каждого из них на жилищный учет, как малообеспеченного гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий и признать право на переселение из аварийного жилья, расположенного по адресу: МО, <адрес> правом на получение отдельного изолированного жилья в виде отдельной однокомнатной квартиры, которая размерами может превышать 18 кв.м, но не более 36 кв.м, из расчета на состав семьи, состоящей из одного, одиноко проживающего человека. Также просили обязать администрацию <адрес> МО выделить каждому из них жилье, как находящимся на жилищном учете, малообеспеченным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и переселить из аварийного жилья с правом на получение отдельного изолированного жилья в виде отдельной однокомнатной квартиры, которая размерами может превышать 18 кв.м, но не более 36 кв.м, из расчета на состав семьи, состоящей из одного, одиноко проживающего человека, на условиях социального найма.
В судебном заседании представители администрации <адрес> МО по доверенностям ФИО13 и ФИО14 свои требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске, против встречных исковых требований возражали. При этом сослались на то, что правом на предоставление жилого помещения в муниципальном фонде в соответствии с действующим законодательством имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, постоянно проживающие в МО не менее пяти лет. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> МО обратились ФИО18 с заявлением о постановке на жилищный учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий и переселении из аварийного жилья, с приложением первых двух страниц своих паспортов и копий первых двух страниц паспортов членов своей семьи, копии свидетельства о расторжении брака между ФИО18 А.В. и ФИО4, копии свидетельства о расторжении брака между ФИО18 С.А. и ФИО15, справки о регистрации по месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ каждому из заявителей был направлен ответ на вышеуказанное заявление, в котором разъяснено было, что заявители вшестером занимают трехкомнатную квартиру, общей площадью 72,4 кв.м, что превышает учетную норму жилого помещения, установленную ФИО5 ФИО5 Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, в связи с чем нет оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет. Также в адрес заявителей был направлен перечень видов имущества, доходов и документов, учитывающихся при рассмотрении вопроса о признании малоимущими граждан, с целью их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. С заявлениями о признании их малоимущими ФИО18 в администрацию <адрес> не обращались, жилой дом, в котором в настоящее время они проживают, аварийным не признан, а признан в установленном порядке подлежащим сносу. В связи с этим ФИО18 и ФИО11 с дочерью предоставлены однокомнатная квартира площадью 40,8 кв.м, и двухкомнатная квартира общей площадью 58,2 кв.м, что в сумме составляет 99 кв.м и три комнаты. Таким образом при выселении из дома, подлежащего сносу, администрацией улучшены жилищные условия данных граждан. Требования ФИО18 о признании каждого из них малоимущим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и признании за каждым право на однокомнатную квартиру, с указанием на то, что они не являются друг другу родственниками, противоречат законодательству (ст.69 ЖК РФ), поскольку они являются родителями и детьми и ведут общее хозяйство. Кроме того ФИО18 вселены в <адрес> на основании ордера, который выписан на четырех человек, что также подтверждает, что они являются членами одной семьи. Никаких законных оснований для удовлетворения требований ФИО18 не имеется.
В судебном заседании ФИО18 А.В., ФИО7, ФИО4, и их представитель ФИО17, действующий также как представитель ФИО3, возражали против требований администрации, свои встречные исковые требования поддержали в полном объеме.
ФИО18 С.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими ФИО5 о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, что ФИО18 А.В. является нанимателем жилого помещения, общей площадью 72,4 кв.м по адресу: МО, <адрес>. Совместно с ним в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: бывшая супруга ФИО4, сын ФИО18 С.А., сын ФИО7, ранее также была зарегистрирована по данному адресу ФИО11 и ее дочь ФИО12
ФИО5 совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № принята Муниципальная адресная Программа развития застроенной территории квартала № <адрес>.
В рамках данной программы в установленном законом порядке принято ФИО5 уполномоченного органа о сносе домов по <адрес>, в том числе <адрес> (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ООО «МегаСтройИнвест» заключен договор о развитии застроенной территории части квартала № <адрес> МО (площадью 10,3 га).
Постановлением Главы <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список администрации города на предоставление жилой площади в доме-новостройке № по <адрес> ФИО5 жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ постановлено в связи с выселением из дома, идущего под снос, предоставить по договору социального найма ФИО2 на семью из четырех человек двухкомнатную квартиру площадью 58,2 кв.м по адресу: МО, <адрес> (л.д.25). Данное постановление никем не оспорено и не признано недействительным.
ФИО11 на семью из двух человек в связи со сносом дома предоставлена однокомнатная <адрес>, общей площадью 40,8 кв.м в том же доме-новостройке (л.д.26).
В установленном порядке принято постановление Главы <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ № о сносе жилого дома по адресу: МО, <адрес> (л.д.27).
Возражая против выселения из занимаемого жилого помещения, ответчики заявили, что каждый из них имеет право на получение в порядке улучшения жилищных условий отдельного жилого помещения в виде однокомнатной квартиры площадью не менее 18 кв.м, но не более 36 кв.м.
Между тем в соответствии с п.37 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, необходимо учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Выселение ответчиков происходит в связи со сносом дома, им предоставлено благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте данного населенного пункта и общей площадью не менее площади занимаемой квартиры из расчета пропорционально на каждого выселяемого.
При таких обстоятельствах, учитывая заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации <адрес> МО основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем полностью подлежат удовлетворению.
Из положений ст.49 ЖК РФ усматривается, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда возникает у граждан при наличии в совокупности двух условий: статуса малоимущего гражданина и статуса гражданина, признанного в установленном порядке, нуждающимся в жилом помещении.
Между тем в настоящее время ответчики подлежат выселению в иное предоставленное с соблюдением норм действующего законодательства жилое помещение в связи со сносом <адрес>. При таких обстоятельствах возможность наличия у них права на предоставление жилых помещений не порождает у администрации <адрес> МО обязанности выделить эти жилые помещения в связи со сносом дома ответчиков.
Пояснения ФИО18 о том, что в установленном законом порядке они обращались в администрацию <адрес> с заявлениями о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, и представили все необходимые для этого документы, ничем не подтверждены, соответствующих доказательств ответчиками не представлено. Вместе с тем на первоначальные их обращения истцом были даны соответствующие ответы от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что для рассмотрения вопроса о признании обратившихся малоимущими с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, им необходимо предоставить ряд документов, перечень которых выслан в их адре<адрес> образом сведений об отказе администрацией <адрес> заявителям в признании каждого из них малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Вместе с тем разрешение вопроса о признании гражданина малоимущим отнесено к деятельности органов местного самоуправления, равно как и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ответчиками ФИО18 не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение ими предусмотренного ст.52 ЖК РФ порядка обращения в орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что встречные исковые требования ФИО18 противоречат нормам действующего жилищного законодательства, в связи с чем не могут быть удовлетворены судом.
Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление администрации <адрес> удовлетворить.
Признать ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4 утратившими право пользования квартирой по адресу: <адрес>.
Выселить ФИО6, ФИО3, ФИО7, ФИО4 из жилого помещения по адресу: <адрес>, в жилое помещение по адресу: <адрес> обязать ФИО2 заключить договор социального найма предоставленного жилого помещения в соответствии с типовым договором.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4 к администрации <адрес> об обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании выделить в порядке улучшения жилищных условий отдельное изолированное жилье в виде однокомнатной квартиры из расчета на состав семьи, состоящей из одного одиноко проживающего человека, на условиях социального найма отказать.
ФИО5 может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Ивантеевский ФИО5 суд в течение месяца со дня принятия ФИО5 в окончательной форме.
Председательствующий Спиридонова В.В.