Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1473/2016 ~ М-717/2016 от 03.03.2016

<данные изъяты>

дело № 2-1473/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2016 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,

при секретаре Магуриной Л.И.,

с участием помощника Канского межрайонного прокурора Сапинской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ к Федченко АВ, Федченко РВ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, о понуждении к исполнению соглашения,

установил:

ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратилось в суд с исковым заявлением к Федченко А.В., Федченко Р.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, о понуждении к исполнению соглашения, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении военнослужащему Федченко А.В., состоявшему на учете нуждающихся в получении жилых помещений, и членам его семьи субсидии для приобретения жилого помещения. Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет Федченко А.В. была перечислена субсидия на приобретение жилого помещения в размере 7 111 170 руб. Однако ответчики до настоящего момента проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>. Согласно Распоряжению ФАУФИ по Красноярскому краю от 29.12.2007 г. № 07-2687р указанное жилое помещение является служебным и было предоставлено Федченко А.В. на основании договора найма служебного жилого помещения в связи с прохождением военной службы. 27.05.2015 г. с ответчиками было заключено соглашение о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечислении средств жилищной субсидии на банковский счет. Данное обязательство до настоящего времени ответчиками не исполнено. В связи с чем, истец просит обязать ответчиков освободить занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, сняться с регистрационного учета по указанному адресу; представив в ФГКУ «Центррегионжилье» договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчики занимают жилое помещение, представить в ФГКУ «Центррегионжилье» выписку из домовой книги с отметкой о снятии с регистрационного учета, представить в ФГКУ «Центррегионжилье» копию финансового лицевого счета на жилое помещение, с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, представить в ФГКУ «Центррегионжилье» копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию.

В судебное заседание представитель истца ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Федченко А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представлены письменные возражения, согласно которым указывает, что действительно в 2008 г. он проходил военную службу в Вооруженных силах РФ по контракту в ФГУП «10 Арсенал ВМФ» Министерства обороны РФ. Занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ от ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ. На 2016 г. указанное служебное жилое помещение является федеральной собственностью, относится к государственному жилищному фонду, находящемуся в ведении Министерства обороны РФ, правом хозяйственного ведения на данное жилое помещение обладает ФГУП «10 Арсенал» Минобороны РФ, правопреемником которого в настоящее время является ОАО «10 Арсенал ВМФ» и указанная квартира состоит на забалансовом бухгалтерском счете (учете) ОАО «10 Арсенал ВМФ». Данное служебное жилое помещение в хозяйственное ведение (или оперативное управления) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ОАО «10 Арсенал ВМФ» (как правопреемника ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ) не передавалось. Ни ФГКУ «Центррегионжилье», ни Департамент имущественных отношений МО РФ не обладают соответствующими полномочиями по подаче заявления в суд на выселение (не являются истцом), поскольку указанными организациями не оформлено право оперативного управления (хозяйственного ведения) на федеральное имущество. Подписывать соглашение Федченко А.В. пришлось вынужденно, поскольку только после подписания соглашения (обязательства) Территориальный отдел ФГКУ «Центррегионжилье МО РФ (г. Красноярск) соглашался принять пакет документов для оформления субсидии. Федченко А.В. воспользовался своим правом использовать денежные средства, полученные в качестве субсидии в строительство жилого помещения (квартиры) – объект долевого строительства в г. Красноярске. Официального уведомления об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны РФ и крайне срочной необходимости сдачи жилья ни Федченко А.В., ни члены его семьи ни посредством почтового отправления, ни нарочным не получали. До момента сдачи дома по адресу: <адрес> включения его в Госреестр жилых объектов недвижимости Федченко А.В. и члены его семьи лишены возможности оформить жилье в собственность. До государственной регистрации права собственности на приобретенную в долевом строительстве квартиру - факт наличия в собственности у Федченко А.В. и членов его семьи жилья, которое гарантировано ему как военнослужащему, уволенному из рядов ВС РФ, государством не подтверждается. Служебная квартира является единственным местом для проживания, также просит учесть наличие у ответчика двоих несовершеннолетних детей и существенные трудности переезда несовершеннолетних детей до прекращения процесса из обучения в школьном и дошкольном образовательном учреждениях. Также представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Федченко Р.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что поддерживает исковые требования ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Представитель третьего лица ФГКУ «Сибирского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с учетом представленных ходатайств.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника Канского межрайонного прокурора Сапинской Е.В. о необходимости удовлетворения исковых требований, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.

Согласно ст.307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии со ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Как установлено в судебном заседании, 30.04.2008 г. между ФГУП «10 Арсенал ВМФ» МО РФ и Федченко А.В., проходящим военную службу, на основании распоряжения № 07-2687 Р от 29.12.2007 г. заключен договор найма служебного жилого помещения № 1, по условиям которого Федченко А.В. и члены его семьи Федченко Р.В., ФИО6 получили во временное пользование находящееся в государственной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в связи с прохождением службы (л.д. 8-11).

Факт того, что Федченко А.В. состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений не оспаривается сторонами, а, кроме того, подтверждается доводами представителя истца.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ и Федченко А.В. составлено соглашение о сдаче служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно которому условием для перечисления жилищной субсидии является сдача гражданином и членами его семьи жилого помещения жилищного фонда Министерства обороны РФ по адресу: <адрес>. Согласно п. 3 указанного соглашения Федченко А.В. и члены его семьи обязались не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет освободить занимаемое ими на основании договора найма служебного жилого помещения № 1 от 30.04.2008 г. служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения, предоставить в уполномоченный орган: договор (ордер), на основании которого они занимали указанное жилое помещение, выписку из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копии финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта-приема передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию (л.д. 16-17).

Решением ФГУП «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 1354 от 06.08.2015 г. Федченко А.В. и совместно проживающим членам его семьи была предоставлена жилищная субсидия в размере 7 111 170 руб. для приобретения (строительства) жилого помещения (л.д. 14).

13.08.2015 г. платежным поручением № 46688 жилищная субсидия на приобретение (строительство) жилья в размере 7 111 170 руб. перечислена на банковский счет Федченко А.В. Факт получения указанной денежной суммы не оспаривается ответчиком Федченко А.В.

14.08.2015 г. решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ № 1354/8 Федченко А.В. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением Федченко А.В. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7 111 170 руб. (л.д. 19).

04.12.2015 г. № 07-8/2537 в адрес ответчика Федченко А.В. направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации в 2-х недельный срок со дня получения уведомления (л.д.24).

До настоящего времени Федченко А.В. совместно с членами семьи Федченко Р.В., ФИО5, ФИО6 проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>.

Суд учитывает, что Федченко А.В. и члены его семьи, будучи обязанными по условиям соглашения от 27.05.2015 г. в течение четырех месяцев освободить служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, продолжают проживать в нем без законных оснований, препятствуя собственнику реализовать права в отношении данного жилья, предоставить его военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, необходимо обязать ответчиков освободить спорное жилое помещение без предоставления другого жилого помещения, поскольку при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, так как военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.

В соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04 мая 1999 г. N 487, жилищный договор расторгается в случаях:

досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;

обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федченко А.В. добровольно согласился на получение субсидии, что означает фактическое обеспечение его и членов его семьи возможностью приобретения жилого помещения для постоянного проживания по месту прохождения службы, обязался в добровольном порядке освободить занимаемое им жилое помещение не позднее 4-х месяцев с момента перечисления денежных средств на счет.

Доводы ответчика Федченко А.В., что в настоящее время служебное жилье для него является единственным для проживания по причине невозможности въехать в квартиру, которую он приобрел по договору от 18.12.2015 г., суд считает необоснованными, поскольку Федченко А.В. принял на себя обязательство освободить ранее предоставленное ему служебное жилое помещение в течение 4 месяцев после получения субсидии, которая была перечислена на его банковский счет 13.08.2015 г.

Доводы ответчика Федченко А.В. о том, что ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ не является надлежащим истцом по заявленным исковым требованиям суд считает также необоснованными по следующим основаниям.

Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 (ред. от 22.10.2014) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).

Согласно Уставу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ указанное учреждение создано на основании Приказа Министра обороны РФ № 713 от 29.06.2010 г., согласно которому в соответствии с директивой Министра обороны РФ от 18 июня 2010 г. № Д-64дсп «Об организационных мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2010 году», приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2010 г. N 713 «О реорганизации федеральных государственных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации», в целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации за ФГКУ «Центррегионжилье» закреплена территория субъектов Российской Федерации согласно перечню.

Учредителем ФГКУ «Центррегионжилье» является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ.

В соответствии с п. 10 Устава ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в случае установления государственного задания для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности его формирует и утверждает Министерство обороны РФ. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственных заданий, которые устанавливаются для него учредителем, т.е. Российской Федерацией, функции и полномочия которой осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно п. 11 Устава ФГКУ «Центррегионжилье» находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.

При этом, согласно подпункта 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ» определено, что Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.

Таким образом, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ наделено от имени Министерства обороны РФ организационно-распорядительными полномочиями в области осуществления работы для реализации прав военнослужащих на обеспечение их жилыми помещениями, носящими в отношении Учреждения обязательный характер, то есть полномочиями, которыми наделено Министерство обороны РФ как орган государственной власти.

Также суд считает не необоснованными доводы ответчика Федченко А.В. о том, что он не был уведомлен о необходимости освобождения жилого помещения, поскольку сам факт указанной обязанности (освободить жилое помещение, а также сняться с регистрационного учета и предоставить соответствующие документы) следует из ранее подписанного ответчиком соглашения, которое не исполнено ответчиками до настоящего времени.

Таким образом, суд расценивает отказ ответчиков в освобождении спорного жилого помещения и отказ в предоставлении указанных в соглашении документов как форму злоупотребления правом, недопустимую в силу ст. 10 ГК РФ.

В связи с чем, требования истца об обязании ответчиков исполнить обязательства, вытекающее из соглашения от 27.05.2016 г., подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков Федченко А.В. и Федченко Р.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей в равных долях, то есть по 150 руб. с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ к Федченко АВ, Федченко РВ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, о понуждении к исполнению соглашения – удовлетворить.

Обязать Федченко А В, Федченко Р В, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, исполнить обязательство, вытекающее из соглашения о сдаче жилого помещения в течение 4 месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, а именно:

-обязать ответчиков Федченко А В, Федченко Р В, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, освободить занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,

-обязать ответчиков Федченко А В, Федченко Р В, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, сняться с регистрационного учета по адресу: <адрес>;

- обязать ответчиков Федченко А В, Федченко Р В, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, представить в ФГКУ «Центррегионжилье» договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчики занимают жилое помещение;

- обязать ответчиков Федченко А В, Федченко Р В, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, представить в ФГКУ «Центррегионжилье» выписку из домовой книги с отметкой о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес>;

- обязать ответчиков Федченко А В, Федченко РВ, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, представить в ФГКУ «Центррегионжилье» копию финансового лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности;

- обязать ответчиков Федченко АВ, Федченко РВ, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, представить в ФГКУ «Центррегионжилье» копию акта приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию.

Взыскать с Федченко АВ, Федченко РВ в доход местного бюджета государственную пошлину 300 руб. в равных долях, то есть по 150 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                            К.Г. Теплякова

<данные изъяты>

2-1473/2016 ~ М-717/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Ответчики
Федченко Роза Васильевна
Федченко Александр Викторович
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Теплякова Ксения Геннадьевна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
03.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2016Передача материалов судье
09.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2016Судебное заседание
10.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее