Дело № 2 – 323/2018
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
г. Белово «29» мая 2018 года
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Иванов В.И.,
при секретаре Сивохиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратовой О. В., Селезневой Т. В. к Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
установил:
истцы Кондратова О. В., Селезнева Т. В. обратились в суд с иском к Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ года умерла мать истцов Ф.И.О.1, которая проживала в жилом доме по адресу: <адрес>. В этом доме мать истцов проживала и была прописана начиная с 1974 года, после того как вышла замуж за Ф.И.О.2.
Этот дом изначально принадлежал отцу Ф.И.О.2 - Ф.И.О.3, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В исторической справке БТИ от 13.02.2018 указано, что домовладение значится за Ф.И.О.3.
Отец истцов - Ф.И.О.2 после смерти своего отца Ф.И.О.3 в 1984 году фактически вступил в наследство на дом, но никак не оформил документы и они с мамой истцов продолжали проживать в этом доме. Сам Ф.И.О.2 умер в ДД.ММ.ГГГГ году. Факт родства Ф.И.О.2 и Ф.И.О.3 подтверждается свидетельством о рождении Ф.И.О.2, копия которого приложена к иску.
После смерти мужа Ф.И.О.1 начала оформлять наследство. В марте 2015 года она зарегистрировала право собственности на земельный участок под жилым домом с кадастровым № по <адрес>. Однако оформить свое право собственности на жилой дом Ф.И.О.1 не успела.
После смерти Ф.И.О.1 у неё осталось трое детей - наследников первой очереди: Кондратова О. В.; Селезнева Т. В.; Савина Н. В..
Копии свидетельств о рождении и свидетельств о заключении брака, подтверждающих факт родства и факт смены фамилии, на Кондратову О.В.. С Т.В. и Савину Н.В. прилагаются к иску.
Третья сестра Савина Н. В. не претендует на наследование жилого дома, оставшегося от отца и матери и потому в данном иске является не третьим лицом. Она готова в суде подтвердить, что отказывается от наследования дома.
После смерти матери Ф.И.О.1 в 2016 году истцы пытались оформить наследство на дом через нотариуса, но поскольку право собственности у их матери на дом оформлено не было, то им рекомендовали обратиться в суд.
Мать истцов - Ф.И.О.1, начиная с 1974 года и до самой смерти была прописана и проживала в этом доме. На дату своей смерти в 2016 году Ф.И.О.1 была собственником земельного участка и единственным пользователем и владельцем данного дома. Этот дом был построен в 1962 году отцом её мужа - Ф.И.О.3, который построив дом, не оформил права на него в установленном законом порядке.
В то время дома строили на тех земельных участках, которые гражданам предоставлялись для строительства предприятиями или местными сельскими советами. Никаких документов об отводе земли Ф.И.О.3 у наследников не сохранилось, поскольку он полагал, что регистрации дома в БТИ достаточно, что в советское время так и было.
Единственным органом, осуществляющим инвентаризацию недвижимости в СССР были органы БТИ. Таким образом, жилой дом <адрес>, был построен и в соответствии с обычным на тот период порядком строительства ж недвижимости.
До введения в действие ГК РФ, определяющего обязательную регистрации перехода права на объект недвижимости и до введения Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", единый государственный собственности на недвижимость не вёлся, а осуществлялся только технический учет жилого фонда и нежилых зданий. Действия по техническому учёту объекта не являлись регистрацией прав собственности, но признавались удостоверяющие права на объекты недвижимости.
Истцы после смерти своей матери обратились в органы БТИ за получением исторической справки.
Согласно исторической справке БТИ и выписке из ЕГРН, расположенный по адресу: <адрес>, был построен в 1962 году. Документов на дом нет, пользователем его значится Ф.И.О.3 Инвентаризационная стоимость жилого дома составляет 43 522 руб.
Однако считать данный жилой дом самовольной постройкой нельзя, поскольку органы БТИ произвели его регистрацию, а также дому был присвоен почтовый адрес. Тот факт, что сведения о выделении земельного участка под строительство жилого дома по адресу <адрес>, не сохранились, не значит, что этот дом был построен самовольно.
Кроме того, данный жилой дом был поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН как ранее учтенный и ему присвоен кадастровый №.
Согласно пунктам 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости": «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке».
При этом, согласно п. 1 ст. 69 вышеназванного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Мать истцов Ф.И.О.1 всю жизнь добросовестно полагала, что на основании данных инвентаризационного учета БТИ ей на праве собственности принадлежит этот дом. Права умершей матери истцов Ф.И.О.1 в отношении жилого дома по адресу: <адрес>, не были зарегистрированы в ЕГРН, поскольку она не успела их оформить, зарегистрировав лишь права на земельный участок под домом на основании выписки из похозяйственней книги.
Признание права как способ защиты гражданских прав (ст. 12 Гражданского кодекса РФ) в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права. У умершей матери истцов право на дом по адресу: <адрес>, возникло правомерно.
В связи с тем, что спорный жилой дом по данным БТИ построен в 1962 году его общая площадь осталась неизменной, местоположение на плане земельного участка тоже, то дом не может являться самовольной постройкой.
Отсутствие первичных документов, устанавливающих право на жилой дом, не являющийся самовольной постройкой, лишает истцов возможности оформить наследство на дом.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Истцы пропустили данный срок для принятия в наследство земельного участка, а документов на жилой дом у них не оказалось, в связи с чем они вынуждены обратиться с настоящим иском в суд. Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежащих документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами рассматриваются требования наследников в случае истечения срока принятия наследства, о признании права собственности в порядке наследования.
Истцы просят признать право общей долевой собственности истцов Кондратовой О. В. и Селезневой Т. В. по 1/2 доли каждой на жилой дом с кадастровым № общей площадью 40,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; на земельный участок с кадастровым № общей площадью 1663 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истцы Кондратова О.В., Селезнева Т.В. исковые требования поддержали, просят признать право общей долевой собственности истцов по 1/2 доли каждой на жилой дом с кадастровым №, общей площадью 40,6 кв.м., расположенный по <адрес> и на земельный участок с кадастровым №, общей площадью 1663 кв.м., расположенный по тому же адресу.
Истец Кондратова О.В. суду пояснила, что она, истец Селезнева Т.В. и третье лицо Савина Н.В. являются родными сестрами. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, построил их дедушка, право собственности на него он и его наследник – отец истцов не оформляли. Право собственности на земельный участок оформила мать истцов. После смерти матери истцы фактически приняли наследство: продолжают пользоваться земельным участком, личные вещи мамы раздали, мебель, холодильник «Бирюса», старый телевизор и домашняя утварь остались в доме. Истцы пользуются этими вещами, когда приезжают в дом. Кроме их троих, наследников больше нет. К нотариусу за оформлением наследства истцы и третье лицо не обращались.
Представитель ответчика Администрации Беловского муниципального района Проскурякова Д.В., действующая на основании доверенности, не возражает против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Савина Н.В. не возражает против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что является сестрой истиц, после смерти их матери, сестры фактически приняли наследство: личные вещи мамы раздали, мебель, старый телевизор остались в доме. Этими вещами сестры пользуются, за домом ухаживают. В доме никто не проживает, но земельный участок используется для огорода в дачный период. Зимой за домом присматривает сосед. К нотариусу для оформления наследства она не обращалась, на наследство не претендует.
Выслушав истцов, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных правоотношений являются земля, как природный объект и природный ресурс; земельные участки, части земельных участков. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Согласно ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 1 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В силу ч.2 ст.1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Судом установлено, что Ф.И.О.1 принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1663кв.м, адрес местонахождения объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 17.03.2015 (л.д.16), а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>(л.д.20)
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 40,6кв.м, год завершения строительства 1962 год, кадастровая стоимость составляет 393929,62 рублей (л.д.19).
Из материалов дела следует, что по данным БТИ домовладение по адресу: <адрес> значится за гр.Ф.И.О.3 (л.д.24).
Согласно свидетельству о смерти II-ЛО № от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
Согласно свидетельству о рождении № от 09.05.1952г. у Ф.И.О.3 и Ф.И.О.1 был рожден сын Ф.И.О.2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ЛО № Ф.И.О.2 и Ф.И.О.1 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О.1 была присвоена фамилия Ф.И.О.1 (л.д.25).
Согласно свидетельству о смерти II-ЛО № от 04.12.2009г. Ф.И.О.2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти III-ЛО № от 02.03.2016г. Ф.И.О.1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
У Ф.И.О.2 и Ф.И.О.1 был рождены дети: Гладенкова Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждено записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, Гладенкова Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждено записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, Гладенкова О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждено записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.13-15)
Гладенкова Н.В. заключила брак с Ф.И.О.4 ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака ей была присвоена фамилия Савина, что подтверждено записью № о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Гладенкова Т.В. заключила брак с Ф.И.О.5., ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака ей была присвоена фамилия Селезнева, что подтверждено записью № о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Гладенкова О.В. заключила брак с Ф.И.О.6 ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака ей была присвоена фамилия Кондратова, что подтверждено записью о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Как следует из представленных документов, наследство на земельную долю наследниками не оформлялось. Право собственности на указанный жилой дом Ф.И.О.1. в установленном законом порядке зарегистрировано не было.
Заинтересованное лицо Савина Н.В. не возражает против признания права общей долевой собственности истцов на жилой дом и земельный участок.
Кроме того, из сообщения МКУ «КУМИ Беловского муниципального района» следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не числится в реестре муниципальной собственности Беловского муниципального района (л.д.30).
Таким образом, при обращении в суд с исковым заявлением о признании права собственности на жилой дом и земельный участок истцами Кондратовой О.В., Селезневой Т.В. представлены доказательства принятия ими наследства.
При указанных обстоятельствах суд считает требование истцов о признании права собственности на жилой дом и земельный участок подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кондратовой О. В., Селезневой Т. В. к Администрации Беловского муниципального района Кемеровской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Кондратовой О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> и Селезневой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности по 1/2 доли за каждой:
- на жилой дом с кадастровым №, общей площадью 40,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;
- на земельный участок с кадастровым №, общей площадью 1663 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: В.И.Иванов